Кадыр Маликов: Процесс исламизации населения в Кыргызстане пущен на самотек 11:13 07.06.2008
В настоящее время в Кыргызстане идет активная исламизация населения, особенно молодежи. Религиозные институты начинают играть важную роль в жизни общества, превращаясь в один из политических рычагов. Количество верующих заставляет задуматься о качественном уровне получаемого религиозного образования в исламских учебных заведениях. Однако зачастую, не находя нужных ответов на свои вопросы, молодежь ищет их и за пределами официальных мечетей, пополняя ряды радикальных течений. Возникает вопрос: как реагирует на это государство? Гармонизированы ли взаимоотношения между светской властью и религиозными общинами? На вопросы ИА "24.kg" отвечает доктор политологии и исламских исследований Кадыр Маликов.
- В настоящий момент во всем мире идет навязывание цивилизационного конфликта. Антитеррористическая война, объявленная США, начинает приобретать идеологический характер. Война против исламского терроризма в мире начинает восприниматься как война против исламских ценностей в целом.
- Это наблюдается и в Кыргызстане?
- В Кыргызстане ислам получил толчок к развитию после развала Советского Союза, в последние 10-15 лет. Некоторые историки придерживаются мнения, что кыргызы не были склонны к исламу, но я хотел бы возразить. Да, основная часть кыргызского населения - представители кочевых цивилизаций - были далеки от ислама, однако именно в настоящий момент, с возникновением духовного вакуума, безнравственности политических элит, коррупции, бедности начинается развитие ислама и его политизация. Люди пытаются в исламе обрести некую идеологию.
Во взаимоотношениях светской власти с мусульманскими общинами существует старый идеологический подход. Его суть заключается в том, что религия должна быть полностью отделена от государства. По-моему, политическая система видит в исламе своего соперника и дистанцируется от проблем в религиозной сфере. Но такая отстраненность государства от религиозных проблем в первую очередь отражается на статусе и интеллектуальном уровне официального духовенства, которое, по идее, должно противостоять различным радикальным течениям, импортированным извне. К сожалению, в Кыргызстане этого не происходит.
- Чтобы противостоять мусульманскому экстремизму, необходимо сформировать собственную позицию по этому аспекту. В чем же состоит наша позиция?
- Коррупция, несправедливость судов, которые существуют у нас в государстве, характерны и для духовенства мусульман. Почему? Потому что государство хочет все контролировать и ни за что не отвечать, хотя де-факто Духовное управление мусульман является госучреждением. До сих пор неясно, каким образом государство сотрудничает с исламом. Этот процесс пущен на самотек. На территории Кыргызстана идет апробирование различных идеологий, радикальных концепций, различных сектантских, миссионерских организаций. Образованием нашей молодежи занимается не государство, не официальная мечеть, а средства массовой информации. Это кризис, так как идет политизация верующих, а с политизацией и радикализация. Задача власть имущих - понять, что необходимо использовать религиозный ресурс в решении духовно-нравственных проблем в обществе.
- Возможно ли модернизировать религиозное образование?
- В Кыргызстане падает качество светского образования, не говоря уже о религиозном. Появились выпускники школ, не умеющие грамотно писать и читать! К тому же из-за финансовых проблем некоторые родители отдают своих детей на обучение в медресе – мусульманские школы, где не надо платить ни за книги, ни за ремонт школы. Говорить о качестве образования в них не приходится. Там дают только узкое религиозное образование, что является основой консервативного религиозного мышления, ограниченного понимания и восприятия современных проблем. Институт духовенства оказался неспособным отвечать на вопросы современности через призму ислама. Кроме того, он не может противостоять радикальным идеям на своем поле. Поэтому молодежь, не находя нужных ответов, ищет их за пределами официальных мечетей, пополняя ряды радикальных исламских организаций.
- Сколько подобных учебных заведений существует в Кыргызстане?
- В республике семь исламских вузов и более сорока медресе. В данных учебных заведениях не существует единых учебных программ, методики преподавания. В большинство медресе преподается всего несколько предметов – Коран, хадисоведение, арабский язык и акыйнет – вероубеждение. И только в некоторых из них вводятся английский язык и компьютерная грамотность. Уровень подготовки специалистов в исламских университетах не отвечает современным требованиям рыночной экономики. Обучение в изолированной от общественно-политической жизни среде формирует стереотипное понимание проблем современности и ислама.
- И к чему это может привести в итоге?
- По идее, исламские медресе должны противостоять религиозному экстремизму, но они не только не делают этого, но и сами иногда являются жертвами различных радикальных течений. Основная причина - в низком уровне образованности учеников медресе и слабом представлении о светских науках, материальных проблемах и нехватке кадров.
- Что же мешает реформированию исламского образования?
- Фактор недоверия. Главы духовенства боятся, что реформирование исламского образования может привести к искажению понимания ислама. А со стороны светской власти существуют опасения слияния светского образования с религиозным и опасность доминирования религиозного над светским. Этот фактор обоюдного недоверия затрудняет проведение реформ. Но для обеих сторон на первом месте должна стоять общая ответственность за будущее страны, укрепление и сохранение национального государства путем взаимного сотрудничества.
- Как вы считаете, есть ли необходимость введения в средних школах предмета о понимании религии?
- Да. Можно сделать сравнительный анализ существующих в стране религиозных убеждений и дать информацию по тем или иным религиям. Это приемлемо именно для школ Чуйской области КР, где сосредоточены различные национальности и конфессии. А в Нарыне или в Оше, где 99 процентов населения - мусульмане, внимание необходимо акцентировать именно на исламе.
- Как воспринимают идею модернизации образования сами мусульмане?
- Для самих верующих любая реформа проходит крайне болезненно. Однако реформы необходимы. Раньше существовали "хужритские" медресе, где совмещалось религиозное образование со светским, именно из этих учебных заведений и вышла первая элита кыргызского общества.
- Если реформы не произойдет, что может ожидать Кыргызстан?
- Если мы в ближайшее время не проведем реформы в мусульманской образовательной сфере, то все усилия государства добиться успеха в других сферах ни к чему не приведут.
- Каким образом может усугубиться ситуация?
В случае возникновения конфликтов государство не сможет правильно разрешить проблему экстремистских организаций, противостоять угрозам радикально-экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир". Государство сможет только подавить конфликт силовым методом, но это не решит проблему. Необходима профилактика религиозного экстремизма, идеологическая иммунизация населения через привитие правильного понимания ислама.
06/06/2008 Зарина САЙФУДИНОВА
|