C.Бланк: Страны Восточной Азии все крепче соперничают за доступ к энергоресурсам ЦентрАзии 12:27 09.06.2008
СТРАНЫ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ СТРЕМЯТСЯ УКРЕПИТЬ СВОИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
Соперничество среди стран Восточной Азии за доступ к центральноазиатским энергоресурсам нарастает. На сегодня Китай явно удерживает лидирующие позиции среди государств этой группы в Центральной Азии. Однако Япония, Южная Корея и Малайзия наращивают усилия, призванные привлечь к ним внимание центральноазиатских поставщиков энергоресурсов.
Как сообщил недавно центральноазиатской аудитории главный редактор японской газеты "Sankei Shimbun" Цутому Саито (Tsutomu Saito), их государствам "следует прекратить сотрудничество с Китаем в рамках Шанхайской организации сотрудничества" и включиться в более широкую программу торговых связей с азиатскими странами, в том числе и с Японией. Слова Саито подкрепляют тот факт, что Япония прикладывает самые активные усилия к расширению своего присутствия в Центральной Азии.
Политика Токио уже принесла некоторые плоды. Так, например, в начале мая японские и казахстанские власти подписали меморандум о взаимопонимании по ряду проектов мирного использования атома. Кроме того, Япония вкладывает средства в разработку урана на территории двух блоков Мынудукского месторождения. Работы должны начаться в конце июня. В целом же Япония проявила интерес к 24 казахстанским проектам в области атомной энергетики.
Упор, который делает Япония на развитии сотрудничества в атомной энергетике, представляется кратчайшим путем для утверждения Токио в Центральной Азии, что позволило бы Японии укрепить свои позиции в соперничестве с Россией и Китаем в энергетической сфере.
Южная Корея также намерена стать одним из важных игроков в соперничестве за центральноазиатские энергоресурсы. В начале весны первый замминистра иностранных дел Квон Чжон Рак (Kwon Jong-rak) представил новую дипломатическую инициативу, в рамках которой Сеул намерен продвигать идею создания "энергетического Шелкового пути", соединяющего Центральную и Южную Азию с восточными частями азиатского континента.
Первый важный шаг в этом направлении был сделан в середине мая, когда делегация во главе с премьер-министром этой страны Хан Сын Су (Han Seung-soo) отправилась в 10-дневную поездку по Казахстану, Узбекистану, Туркменистану и Азербайджану. В своем заявлении Хан назвал Каспийский бассейн "вторым Ближним Востоком". Как ожидается, этот визит "повысит информированность о Южной Корее в регионе и поможет построить комплексные и взаимовыгодные партнерские отношения со странами региона", добавил он.
Одним из центральных событий этой поездки стало заключение соглашения на сумму в 4,5 млрд. долларов о строительстве южнокорейским гигантом Samsung электростанции в Казахстане. Хан также подписал соглашение с премьером Узбекистана Шавкатом Мирзияевым на сумму 400 млн. долларов о поставках 2,6 тыс. тон узбекского урана в Южную Корею.
Экономическое партнерство Южной Кореи с Узбекистаном начало набирать обороты в феврале этого года в ходе визита руководителя Узбекистана Ислама Каримова в Сеул. По итогам этого визита был подписан договор между государственной компанией "Узбекнефтегаз" и южнокорейским энергетическим консорциумом об освоении газового месторождения Сургил. По имеющимся оценкам, запасы этого месторождения составляют 131 млрд. кубометров газа. В рамках соглашения также предусматривается строительство промышленного комплекса по производству полиэтилена и полипропилена.
В рамках центральноазиатской поездки Хана южнокорейский консорциум, возглавляемый корпорацией Korea National Oil Corp., поставил точку в соглашении на сумму 85 млн. долларов о приобретении 27-процентой доли в казахстанском нефтяном блоке Жамбыл на Каспии. Разведочные работы на этом блоке будут вестись совместными усилиями корейского консорциума и казахстанской компании "КазМунайГаз".
Помимо энергетического сектора, в регион устремились южнокорейские брокерские фирмы, привлеченные ростом цен на сырьевые ресурсы, движимые стремлением получить барыши от потенциально выгодных инвестиций. Свои офисы в Казахстане уже открыли две южнокорейские компании – Daishin Securities и Hyundai Securities.
Не отстает от Японии и Южной Кореи в стремлении расширить свое энергетическое сотрудничество с регионом и Малайзия. 14 мая государственная энергетическая компания этой страны Petronas заявила о подписании с Узбекистаном соглашения о разделе продукции по газовым месторождениям Урга, Куаныш и месторождений Акчалакской группы. Дочерняя компания Petronas – Petronas Carigali Overseas Sdn Bhb – получит 100-процентную долю в проектах, которые значительно укрепят нынешние позиции Petronas в Узбекистане в инвестиционных блоках Аральского моря, Сурханский и Байсун. Кроме того, компания Petronas прорабатывает с узбекской нефтегазовой компанией вопрос о сотрудничестве в реализации нефтехимических проектов в Узбекистане.
Все эти соглашения – а в процессе рассмотрения находятся и другие проекты с участием стран Центральной и Восточной Азии – свидетельствуют о растущей способности центральноазиатских стран привлекать зарубежные инвестиции в области энергетики и сырьевых ресурсов. Они также говорят о росте потребностей в энергоресурсах стран Восточной Азии, а также об их инвестиционных возможностях.
Подобного рода глобализация может позволить центральноазиатским странам перестать быть просто объектом международного соперничества. Чем сильнее будет возрастать конкуренция за их ресурсы, тем большими рычагами воздействия они станут располагать. Соответственно будет сокращаться и вероятность того, что они попадут под российское или китайское экономическое влияние.
Стефан Бланк является профессором Военного колледжа армии США. Взгляды, выраженные в этой статье, никоим образом не являются выражением взглядов вооруженных сил США, министерства обороны или американского правительства.
5.VI.2008
|