Секреты шельфа. Кашаган по-праву стал самым грандиозным нефтегазовым проектом в истории страны 09:27 13.06.2008
Кашаган - пожалуй, самый грандиозный нефтегазовый проект в истории Казахстана. Чтобы понять особенности добычи на шельфе и получить ответы на самые острые вопросы, журналисты из Казахстана посетили морскую платформу "Гарибальди С" и встретились с руководителями мирового гиганта ENI - оператора Северо-Каспийского проекта.
Знакомство
Итальянская нефтегазовая компания ENI S.p.A. основана в 1953 году итальянским правительством. Сейчас это публичная компания, большинство акций которой принадлежат частным лицам. Однако правительство по-прежнему контролирует нефтяной гигант. Министерству экономики и финасов Италии принадлежит более 20 процентов акций, государственной компании CDP SpA - 10 процентов. Частным акционерам запрещено владеть пакетами более 3 процентов.
Сегодня ENI работает в 70 странах мира. Компания ведет разведку и добычу нефти и газа в Италии, Северной и Западной Африке, Северном море и Мексиканском заливе. В Казахстане она является оператором двух масштабнейших проектов - Кашагана и Карачаганака.
И Кашаган, и Карачаганак уникальны. Впрочем, когда речь идет о месторождениях с такими огромными запасами, то они всегда уникальны. Двух одинаковых в мире не встретишь. Как рассказал на встрече с журналистами вице-президент ENI по казахстанским проектам Паоло Кампелли, опыт Карачаганака применяется на Кашагане. К примеру, осуществленная впервые в мире на Карачаганаке закачка попутного газа в пласт под очень высоким давлением внедряется и на Кашагане. Сегодня "Карачаганак Петролиум Оперейтинг" входит в тройку крупнейших производителей нефти в Казахстане и лидирует по добыче газа. Кроме того, КПО - пример для подражания в плане социальной ответственности и устойчивого развития.
Однако Карачаганак - это все-таки не шельфовое месторождение. Поэтому и создание инфраструктуры, и собственно добыча здесь все же проще.
На море же, в принципе, работать очень сложно. Казастанские журналисты смогли убедиться в этом, посетив платформу "Гарибальди С" в Италии. Это целый город, построенный в море и функционирующий без сбоев. Все продумано: и работа на глубине, и доставка углеводородов на сушу по надежным трубопроводам, и возможные капризы морской стихии. А главное - соблюдаются самые строгие экологические нормы. Возле буровых спокойно плавают дельфины. Отходы не сбрасываются в море. Ведется круглосуточный мониторинг воды и воздуха.
Кашаган
Теми же принципами руководствуется ENI и при разработке Кашагана. Стремление к абсолютной безопасности - одна из основных причин переасчетов, перепроверок, пересмотра графика работ. Без строжайшего соблюдения принципов техники безопасности и охраны окружающей среды разрабатывать Кашаган невозможно. Все дело в сероводороде. Этот очень опасный газ в большом количестве содержится в высококачественной нефти Кашагана. Поэтому на проекте действуют высочайшие стандарты техники безопасности.
Защитить от сероводорода нужно и оборудование, так как этот газ вызывает коррозию. По словам Паоло Кампелли, ENI предусмотрела два вида защиты - никелевое покрытие и обертывание трубы инертным к сероводороду материалом. Это трудоемко и дорого, говорит вице-президент компании.
Кроме того, как известно, на шельфе действует правило нулевого сброса. Это означает, что ничего, даже очищенная после использования вода, не может быть отправлена в море. Как сообщил Паоло Кампелли, производственные отходы с островов, на которых ведется добыча, будут отправляться на базу в Баутино, где и будут подвергаться очистке. Попутный газ также будут отправлять на сушу, там подготавливать, затем снова по подводному трубопроводу перекачивать на месторождение и там уже загонять в пласт для поддержания давления.
Еще одна отличительная черта Кашагана - небольшая глубина Северного Каспия - менее пяти метров. А это значит, что 6 месяцев из 12 на море стоит лед, это во-первых. Во-вторых, классическую платформу не поставишь при такой глубине. Пришлось строить искусственные острова из песка. Сверху они покрыты специальной пленкой, чтобы ни одна капля отходов или углеводородов не попала на песок (охрана природы - прежде всего). В-третьих, к островам проблематично добраться. Судов с такой низкой посадкой очень мало, и возможности их ограниченны.
Сейчас идет добыча из восьми скважин на месторождении, 9 дорабатываются, еще 8 используются для разведки. Дополнительные разведочные скважины пробурены на соседних месторождениях Каламкас, Кайран и Актоты.
На острове D смонтировали газовые компрессоры, энергоустановки, жилые помещения. В 2009 году он будет окончательно готов.
В свое время консорциум "АджипККО", возглавляемый ENI, стал первой казахстанской нефтедобывающей компанией, которая получила международный сертификат менеджмента качества ISO 9001. Кроме того, компания имеет сертификаты по охране окружающей среды ISO 14001 и по промышленной безопасности и охране труда OHSAS 18001. А это своеобразные гаранты приверженности лучшим мировым стандартам. По словам руководителя подразделения ENI по вопросам устойчивости Марко Стампа, до 2010 года компания направит 2 миллиона евро на защиту биоразнообразия Каспия.
Консорциум иностранных компаний работает на Северном Каспии с 1997 года. В 2000 году была открыта жемчужина Каспия - Кашаган. В 2005-м к консорциуму присоединилась национальная компания "КазМунайГаз", которая приобрела долю уходящей из проекта BG. Сейчас идут переговоры о переносе сроков первой нефти с Кашагана.
Запасы Кашаганского месторождения оцениваются в 34 миллиарда баррелей нефти, теоретически на Кашагане возможна добыча 30 тысяч баррелей нефти в день. Это один из наиболее впечатляющих показателей в мире.
Серик Коржумбаев, Амина Джалилова, Алматы - Милан - Алматы [13.06.2008]
|