КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 18.06.2008
20:24  Власти Бангладеш потеряли оригинал декларации независимости
20:21  Деньги на ветер. Решение проблемы грядущего энергокризиса в Казахстане – ветроэнергетика
20:16  На авиабазу Ганси прибыл наследник испанского престола принц Астурийский Филиппе
20:15  Frankfurter Allgemeine: Убийство в клане президента Э.Рахмона?
18:24  А.Балиев: Мечта о "Великой Армении". В 1945-48 гг. Сталин готовился отобрать у Турции армянские земли
18:04  Э.Гасанов: Покорность и отрицание. Евреи – это указательный палец, азербайджанцы – бессистемная нация...
17:12  И.Крамник: Китай - третий в военной гонке

17:05  Пост сдал, пост принял. Новым американским командиром базы им. Ганси стал полковник Бернс
16:55  "Вывести войска!" Митинг в Хороге завершился ультиматумом
16:47  Казахстанским кришнаитам выделили под ашрам свалку близ Алматы
15:53  Газовый испуг. "Газпром" вообще не хочет создания "газовой ОПЕК"
13:26  Аза Мигранян: Миллиарды гумпомощи уходят в песок Афганистана
13:23  Массовый митинг в Хороге. Памир требует "введения чрезвычайного положения"
13:19  А.Фетисов: Американцы в Бишкеке. Стимулирование экономики или попытка продавить вопросы авиабазы "Манас" в Киргизии?
13:14  Н.Назарбаев улетел в Японию: 3 дня госвизита и 2 дня - "частная программа"
12:32  ТИПЧ: Конфискация или грабеж. Туркменские "правоохранители" растащили имущество осужденного правозащитника В.Паля
12:23  Л.Чоршанбиева: Каково быть учителем в Таджикистане. Как нам прокормить свои семьи при таких ценах и зарплате?
11:42  М.Фатуллаев: Проблемы исторической албанистики. Научная конференция в Москве перессорила кавказских ученых
11:29  С.Кожемякин: Кыргызстан - проданы и преданы. Для чего высокопоставленные чиновники и военные США прилетают в Бишкек
11:05  Газовое перемирие. Пекин и Токио отложили территориальный спор ради экономических выгод
11:04  Газовое перемирие. Пекин и Токио отложили территориальный спор ради экономических выгод
10:56  К.Дукенбаев: Строительство Капчагайской ГЭС было ошибкой...
10:54  Из плена в плен. История таджико-узбекских "рабов" в казахстанском Костанае
09:59  А.Лымарь: Блеск и/или нищета киргизского золота
09:37  А.Бекирова: Про те же грабли. Казахстанские банки начинают захлебываться залоговым имуществом
09:29  "БП": Митинги отчаяния. Признает это руководство страны или нет, в Кыргызстане идет планомерное уничтожение старшего поколения
09:23  О.Атахан: В чем ущербность официальной азербайджанской "оппозиции". Ч. 1-я. Кукловоды и марионетки
09:21  Всемирный банк дает Узбекистану еще $300 млн. На "повышение благосостояния населения"
09:13  США желают расширить и укрепить военную базу "Манас", - откровения от Фейгенбаума
09:11  Президент золотой киргизо-канадской компании "Центерра Голд Инк." Лен Хоменюк ушел в отставку
08:48  Как узбек-магнат А.Усманов "остудил все головы" и помог Потанину и Прохорову поделить миллиардный бизнес
08:40  "Литер": Антиинжиниринг. Министерство обороны Казахстана понесло тяжелые потери от "Самрука"
07:46  "Къ": Литва запретила герб, гимн и флаг СССР. Приравняв их к фашистским
07:35  Иранская полиция борется за нравственность. Теперь под ударом могут оказаться и магазины, торгующие неисламской одеждой
07:10  ВПК: Поддержка демократии по-натовски. Причины конфликтов сходные, а подходы к их урегулированию разные
00:38  "DW": Казахстанские дольщики требуют наказать виновных
00:13  П.Топычканов: Кто в Непальском экс-королевстве самый главный - премьер, коммунисты-маоисты или "живые богини"?
00:08  В.Кашин: Как Махатма Ганди стал кумиром. Сегодня благодарный народ воздвигает "отцу нации" храмы
00:06  "НГ": Бакиеву непросто удерживать равновесие в стране. В Киргизии вводятся ограничения на проведение митингов и демонстраций
00:00  В Алматинском дискуссионном клубе "АйтPARK" 18/06 выступит известный политик Г.Алдамжаров (анонс)
Вторник, 17.06.2008
23:48  Н.Назарбаев: Госслужащие Казахстана будут поделены на "корпус А" и "корпус Б" (речь)
20:30  Путин поставил задачу перед РЖД - объединить бывшие республики СССР за 14 триллионов рублей
14:44  Т.Ташимов: Ставка на интеллект. Каково быть гастарбайтером в Казахстане
14:41  "Итоги": Реки вспять. Идея Лужкова о водоводе Сибирь-ЦентрАзия - бессмысленное прожектерство
14:37  В.Коргун: ШОС в ЦентрАзии. Как нейтрализовать влияние США?
14:29  О.Реут: США на постсоветском пространстве. Иллюзии лиги демократии
13:14  В.Парамонов: Узбекистан традиционно играл стабилизирующую роль на севере Афганистана
13:11  В Казахстане будет создана "Национальная высшая школа госуправления"
13:03  Independent: Буш опять угрожает Ирану военными действиями
12:51  В Синьцзяне жесточайшая засуха. Скотоводам нечем кормить овец
12:47  ТИПЧ: Колечки от Туркменбаши пошли в народ. Т.Дурдыева "приватизировала" музей С.Ниязова
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
П.Топычканов: Кто в Непальском экс-королевстве самый главный - премьер, коммунисты-маоисты или "живые богини"?
00:13 18.06.2008

"Живая богиня" благословляет министра
В Непале даже маоисты участвуют в религиозных обрядах Об авторе: Петр Владимирович Топычканов - историк.

В прошлом месяце в мире не стало еще одной монархии. 28 мая была упразднена власть Гъянендры – короля, а точнее махарадждхираджи Непала. Ему было предписано покинуть свой дворец в 15-дневный срок. Бывший монарх сделал это 11 июня и отправился на свою частную виллу на окраинах Катманду. Конституционное собрание страны провозгласило Непал республикой, причем светской, поскольку индуизм утратил статус государственной религии. Теперь в Южной Азии уже две республики, имеющие светский статус, – Индия и Непал. В остальных странах региона есть свои государственные религии: ислам – в Бангладеш, на Мальдивах и в Пакистане, буддизм – на Шри-Ланке.

Эти изменения происходят на фоне острых дискуссий об основах непальской государственности на страницах местных газет. Ведь до недавнего времени утверждалось, что непальское государство зиждется на двух столпах – индуизме и монархии. Однако, судя по тому, что непальцы отказываются и от короля, и от государственной религии, возникают сомнения в этих утверждениях. Да и сами институты монархии и индуизма в Непале, обладающие большим своеобразием, никак не вмещаются в шаблоны государственной идеологии.

К примеру, династия Шахов, к которой принадлежал последний король Непала, имеет сравнительно короткую историю. Предок Гъянендры захватил Катманду, столицу современного Непала, в конце XVIII века. Вокруг Катманду стало формироваться новое государство, состоящее из бывших княжеств. Первая половина XIX века характеризовалась нестабильностью верховной власти, которая в конце концов была узурпирована кланом Рана. До середины XX века махарадждхираджи, не обладающие реальной властью, выполняли представительские функции, в частности, во время религиозных обрядов. Представители как династии Шаха, так и клана Рана были индусами.

Только в 1951 году королю Трибхувану удалось положить конец всевластию клана Рана благодаря активной поддержке Индии. На деле качественного изменения власти, на которое надеялись непальцы, не произошло. Дальнейшая история Непала – это ряд попыток демократизации сверху, каждый раз заканчивавшихся ограничением демократических институтов. И те, и другие инициативы каждый раз исходили от короля. Итогом такой противоречивой политики стали конфликт короля с политическими элитами и отказ от монархии, которая, как видно, в период формирования непальской национальной идентичности не ассоциировалась с реальной властью, бывшей у Рана.

Логичным шагом, сопутствующим отмене монархии, стала секуляризация Непала. Нужно учитывать, что в Непале, как и в Индии, секуляризм означает не отделение религии от государства, а обеспечение равноуважительного отношения власти ко всем религиям, представленным в стране. Поскольку индусского правителя – махарадждхираджи – не стало, естественно, отпала необходимость в особом статусе индуизма.

Приверженцы индуизма в Непале, согласно официальной статистике 2001 года, составляют 81% от населения. Второй по численности общиной являются буддисты (11%), третьей – мусульмане (4%). В действительности религиозная картина в Непале чрезвычайно сложна: вряд ли можно провести границы между буддизмом, индуизмом и массивом племенных верований. Примером их неразделенности является культ Кумари – "живой богини".

Имя "Кумари" дается девочке или девушке, традиционно выбираемой из буддийских каст на разные сроки в зависимости от местных традиций (на год и больше, например, до первой менструации). Интересно, что с точки зрения индусов, эти касты являются низкими. После избрания над ней совершаются обряды, во время которых на нее нисходит индусская богиня Таледжу, после чего она и становится Кумари. Теперь она уже не имеет права ступать на землю, ведь она – "живая богиня". В этом качестве она участвует в индусских и буддийских религиозных ритуалах, в некоторых из которых прослеживаются пережитки племенных верований, связанных с мотивами плодородия. Во время этих ритуалов Кумари может совершать действия, порицаемые как в буддизме, так и в индуизме, например, есть мясо и употреблять алкоголь. После завершения высокой миссии бывшая Кумари получает государственную пенсию. Считается, что ее мужем может стать только очень сильный человек, поскольку в ней сохраняется повышенная концентрация божественной силы, то есть шакти.

По оценке покойного востоковеда Бориса Иванова, изучавшего данный культ, в современном Непале существуют около десяти Кумари, привязанных к определенным местностям. "Живые богини" имеют свою иерархию: от Кумари большой семьи к Кумари квартала, поселения и, наконец, государства. Последняя из них, называемая Радж Кумари, проживает в Катманду, в собственном дворце рядом с храмом богини Таледжу. Именно через эту Кумари богиня ежегодно возобновляла власть короля над Непалом. Это происходило во время осенней церемонии в рамках восьмидневного праздника Индра Джатра, когда Радж Кумари, благословляя короля на еще один год правления, ставила на его лоб красный знак, то есть тику.

В прошлом году эта вековая традиция была нарушена, что, согласно религиозным представлениям, означало потерю королем божественного покровительства. Не это ли на самом деле обрекло непальскую монархию? Тогда, 30 сентября 2007 года, благословение Радж Кумари досталось премьер-министру Гиридже Прасаду Койрале, незадолго до этого сумевшему подчинить себе силовые ведомства страны. Как утверждали сторонники премьера, именно он как носитель реальной власти должен был получить от "живой богини" тику на лоб. Это утверждение вызывает сомнение. Во время всевластия клана Рана Радж Кумари продолжала благословлять королей, не обладавших никакой властью.

Среди некоторых традиционных групп отстранение Гъянендры от религиозных церемоний вызвало ропот. Некоторые жрецы, например, опасались гнева Таледжу. Однако они не смогли помешать премьеру получить тику от "живой богини". Другие же традиционные группы не видят причин для беспокойства. Как сказал один из служителей Радж Кумари, "это всего лишь политика, она нас не касается". Действительно, благословение правителя – это лишь один из многочисленных обрядов, в котором принимает участие Радж Кумари. Причем этот обряд был развит не столько жрецами, сколько самими правителями непальских княжеств. Он может быть адаптирован к политическим изменениям, что доказали прошлогодние события. Непальский секуляризм позволяет сохранить роль Радж Кумари и других "живых богинь" в жизни страны.

Вероятно, не изменят положение вещей попытки поставить сам культ Кумари под сомнение. За последние два года в Верховный суд Непала были поданы две петиции, призывающие прекратить нарушение прав человека, используя девочек в религиозных ритуалах. Однако Верховный суд вряд ли пойдет на запрет культа Кумари, являющийся одним из ключевых элементов не только религиозной, но и политической жизни.

Отмена монархии и лишение индуизма исключительного положения не означают снижения роли религии в политической жизни Непала. Даже включение в правительство представителей Коммунистической партии Непала, известных у нас как маоистов, не сделает политику в Непале менее религиозной. Ведь один из ее старейших лидеров Бабурам Бхаттараи не раз публично участвовал в религиозных церемониях.

Будущее покажет, как повлияют политические события в Непале на государственную идеологию. Но можно с уверенностью сказать, что религия не будет вытеснена из политики нового секулярного государства.

18.06.2008 |
Петр Топычканов

Источник - НГ-Религии
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1213733580


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх