С.Райт: Бытовой манкуртизм. Когда-то мы говорили, что Кыргызстан – наш общий дом... 00:54 29.06.2008
БЫТОВОЙ МАНКУРТИЗМ
Когда-то мы говорили, что Кыргызстан – наш общий дом. Президент, вон, даже женат на русской – первым браком. Детки у него – метисы. Должны быть по идее умными и красивыми. Министр юстиции, который славится своей подчеркнутой и даже уже смешной приверженностью к государственной речи, некогда тоже связал свою судьбу со славянкой. Но все это только ширма… И о "первой" леди ни слуху, ни духу. Что же на самом деле происходит в полиэтническом Кыргызстане?
Как это не больно признавать тем же шовинистам, Кыргызстан – страна достаточно гостеприимная. Официальный язык тут хотят изучать все больше, Айтматова (земля ему пухом) взрастили, Россию подавляющее большинство считает дружественной страной, а в верхах называют мудрено стратегическим союзником. Немало смешанных браков. Среди кыргызов много желающих обрести российское подданство и ратующих за установление двойного гражданства. Даже штатовцы скрипя зубами признают: Россия, дескать, ваш исторический и традиционный партнер.
Так то оно так. Все это правда. Но только – наполовину. Другая сторона истины – размах бытового национализма. Если вы еще не заметили, что в последние три года Кыргызстан переживает его новую волну. Самоидентификация нации? Возможно. А скорее всего – чья-то хорошо продуманная кампания. Чьи же ушки торчат? Скажете, нет этого? Наивные... Просто в милицию по этому поводу стараются не обращаться. Потому что знают – противная сторона найдет нужного родственника, или договорится со следователем по свойски. Долго ли?
Несколько лет назад был показательно "замят" весьма скандальный случай. Сотрудники одного из местных РОВД избили мужчину славянского типа, подвыпившего пивка. Блюстителей порядка не смутило то, что вместе с ним находилась жена. Она, к слову, была трезвее стекла. А когда женщина принялась звать на помощь, досталось и ей. После в протокол задержания занесли, что она была пьяной и бросалась на доблестных милиционеров, пытавшихся урезонить ее дебоширившего супруга. Так что потом, когда она пыталась доказать, что бьют не по национальному паспорту, а по лицу, от нее просто отмахивались. На новости о притеснении людей других национальностей в Кыргызстане – табу. Потому что… (см выше).
Хуже всего, что с бытовым национализмом часто сталкиваются молодые люди. Лично у меня несколько знакомых побывало в больнице после избиения молодыми кыргызами. Бьют у нас жестоко. Пробивают черепа, ломают кости. Могут забить до смерти. Для нападавших – славянская внешность жертвы – только повод. Раз русский, значит – один. Заступиться некому. Но потерпевшим от этого не легче. Многие предпочитают после подобных случаев уехать на историческую родину. Так формируется еще один миграционный поток молодых рук и мозгов.
Сын товарища не так давно вернулся из армии. Рассказывал, как он, будучи "дедом", стыдил сослуживцев, травивших "духами" однопризывников-славян. Он, городской кыргыз, не мог понять, как и почему солдаты, делившие друг с другом "радости" военной жизни, раскололись на два лагеря. Не менее сильно он был поражен, когда столкнулся с ужесточившимся регионализмом среди кыргызов на гражданке. Сам он по происхождению относится к южанам. О чем ему теперь часто напоминают некоторые некогда хорошие знакомые.
Мой знакомый жаловался на то, что не может найти работу. Он – переводчик с английского. Русский, но хорошо владеет разговорным кыргызским. Пытался устроится в госструктуры, потом в проекты. Везде с ним вежливо говорили, проводили собеседования, хвалили. Но на работу не брали. Из соискателей отбирались представители титульной нации.
Подобное, надо сказать, случалось и раньше. Но, увы, не так явно бросалось в глаза. Молва связывает это с новой волной внутренней миграции. С тюльпановой революцией кыргызы из южных регионов подались в кочевье на север. Вот, якобы, они с собой бытовое неприятие к представителям других национальностей и принесли. Славян на юге и при СССР было ничтожно мало. Сейчас, так вообще практически не осталось. Не редко нет у "южан" возможности лично убедится, что славянин – такой же человек. Только в гамме различие. С тем и едут на север, где "белые" еще встречается достаточно часто.
Есть этому, говорят люди опытные, правдоподобное историческое объяснение. Южные кыргызы (известный факт!) не хотели присоединяться к Российской империи и, понятное дело, как северные в нее не рвались. Наоборот, воевали за Кокандское ханство, ядром которого и являлись. Более прославленный пример – история Курманджан-датки, которая по праву считается в Кыргызстане образцом мужества и героизма.
Такова версия. Не моя. В народе говорят. Сами, между прочим, кыргызы. Тем же они объясняют усиливающееся противостояние между севером и югом. Властям бы обратить на это внимание и предпринять профилактические меры. Но верха сами тем же дегтем вымазаны. Не так давно, помнится, провели коллеги исследование и выяснили, что подавляющее большинство начальниковов госорганах – "южные". Региональный дисбаланс, на который жаловались еще при Акаеве, не только не сократился. Он вырос. В обратную сторону и в геометрической прогрессии.
Эксперты полагают, что противостояние между севером и югом навязывается искусственно. Внешним игроком. Русские, говорите, вражду сеют? А кто ж тюльпаново-революционную прессу финансировал и статьи про то, что северянин был у власти долго – пора поправить и югу? Расскачали лодку с помощью "демократических" фондов и грантов, и сами теперь не рады. Маятник ведь может качнутся и в другую сторону. У кого как, но лично у меня сложилось впечатление, что кыргызов просто пытаются уничтожить как народ. Их пытаются отвернуть от союзников, оболванить и вылепить образ врага из славян. Их натравливают друг на друга. Какова цель? Быть может, таким образом из республики хотят "вытолкнуть" наиболее грамотное и предприимчивое население? Ведь именно такие люди, независимо от национальности, острее всего реагируют на обострения национального вопроса. Тем более, что поток кыргызов, уезжающих за рубеж, гораздо плотнее, чем других национальностей.
Отъезд кыргызов связан не только с поголовной нищетой. Люди уезжают, спасаясь от насаждения старых традиций. Кому, простите, нравится время от времени кормить несколько сот родственников, большинство из которых ты и в глаза не видел? А приходится. То на свадьбе, то на похоронах, но на обрезании. Бедные кыргызы стонут. Чиновники или, к примеру, гражданские активисты, закатывают тои. Сколько представителей титульной национальности перебирается на ПМЖ в Россию? Сколько уезжает в бывшую метрополию на заработки? Счет на сотни тысяч. Людей не пугают скинхеды. Многие в душе успокаивают себя тем, что процент погибших в России по сравнению с числом въехавших в нее, ничтожно мал.
За каждым фактом убийства, - трагедия. Но нет объяснений, почему кроме подстегивания истерии ничего более действенного власти не предпринимают. Отчего, спрашивается, не защищают права сограждан за рубежом? А, прежде всего, почему не защищают их внутри страны? Ведь если бы было все хорошо в Кыргызстане, вряд ли бы сотни тысяч кыргызов отправились на чужбину – за пропитанием. Миграция за рубеж имеет и другую сторону. Она, кстати, тоже является косвенной причиной всплеска бытового национализма. Частично – благодаря возвращающимся на побывку мигрантам. Натерпевшись пренебрежения и брезгливого отношения в Москве, они проецируют ответные чувства на местных славянах. Понимают, конечно, что Первопрестольная – не Россия. Но искушение велико. Как велико чувство маленькой мести. Миграция же, подобно морской волне, вымывает из местного сообщества наиболее толерантных людей. Тех, чей кругозор и ментальность позволяют успешно вжиться в иную культуру. Кто остается в выигрыше? Те, у кого, из-за ограниченности, в качестве главного аргумента – комплекс хозяина страны. А те, кому не нравится такой порядок, могут убираться. Как требуют "хозяева".
В другой бы стране подобное давно назвали бы геноцидом. Кыргызов против кыргызов. Но, очевиднее всего, что в нехороших помыслах обвинят автора. В шовинизме, русизме, попытке разделить народ или... Чего там еще подобное бывает? Ведь это намного легче, чем осознать, что кыргыз – должно звучать гордо. А это возможно лишь в том случае, если гордость будет подкреплена манасовым великодушием, истинно кыргызской толерантностью, и стремлением к росту. Ведь богата земля кыргызская на таланты, патриотов, героев. Сколько наших земляков добились за рубежом успехов, невиданных для Кыргызстана. Возможно ли у нас когда-нибудь такое? Полагаю, да! Да будет цвести мой Кыргызстан!
Стефан РАЙТ 28-06-2008
|