Т.Атаев: Общество, колдовство и... ислам 00:17 05.07.2008
Одной из самых трудноизлечимых болезней нашего общества является безоговорочная вера немалого количества людей в колдовские чары. Как у кого возникают проблемы или не решается некий вопрос, сразу же следует клич - ау, кто здесь гадает? И что? Да ничего, сразу отовсюду тянутся руки, как из-за школьных парт - вот она я, смотрящая или смотрящий. Частная практика "во имя", так сказать, создания (сохранения, разрушения) семьи, продвижения (или, наоборот) по служебной лестнице, решения бытовых вопросов и т.д. Не больше, не меньше. И многие не просто верят в это, но и живут в "объятиях" данных "целителей". Как с домашним врачом. Приводят в дом непонятнейшие личности, приступающих к "освежению" ("очищению") углов (не лучше ли прибрать квартиру от пыли?), чего-то там зажигают, заклинают, разбрасывают и т.д. (Вспоминается, как когда-то некий прозорливый "волшебник" по фамилии Чумак "заряжал" воду в стаканчиках перед экранами советского ТВ, и зрители, выпивая ее, верили, что сегодня заработают больше).
Не поголовная, конечно же, поддержка в обществе этого "джадушного движения", но все же. К тому же "отстающие" от процесса вынуждены слушать, поддакивать и поддерживать эту тенденцию, с пониманием относясь к проблеме колдовства, а то могут оказаться непонятыми современниками.
Но и это ладно - мало ли, кто что увидит через карты, линии на руке и т.д. Бывают совпадения. Кто-то и по звездам пытается определить судьбу, хотя ислам противопоставляет астрологию и астрономию, да и небесные тела - это знамение могущества Аллаха. Но самое парадоксальное (назовем так, никого не обижая), что люди ходят к "гадальщикам по тексту Корана". Ну не катастрофа в обществе? Не аномалия? Гадания по словам Аллаха. Но разве кому Всевышний предоставил это право? Да и кто вообще может позволить себе "читать" чью-то судьбу по Книге? Опять-таки, в принципе еще можно как-то согласиться, что некий человек пишет аят из Корана на мизерном листике бумажки и рекомендует просителю держать ее при себе. Слова Аллаха, пусть и на бумажке, в кармане - ничего страшного, вроде...Но другое дело - "гадать на Коране".
Интересно получается, мыслители веками бьются над распознанием слов Аллаха, а некоторые аяты раскрываются параллельно научным изысканиям или личному опыту. А здесь под боком человек, расписывающий будущее чьей-либо жизни "по Книге". Как гласит Коран, "так нет же, они объявляют ложью знание, которое не способны постичь и толкование которого еще не свершилось" (сура "Йунус", аят 39)? Правда, ряд читателей могут отпарировать, что Господь предоставил возможность пророку Йусуфу (Иосиф) распознавать сны. Нет проблем, можно согласиться с вариантом раскрытия кем-то значения сна. Но гадать на Коране? Да и вообще...
В соответствие с исламской религией колдовство является представлением лжи в виде истины с помощью дьявола: "Они последовали за тем, что читали дьяволы в царстве Сулеймана (Соломона). Сулейман не был неверующим. Неверующими были дьяволы, и они обучали людей колдовству, а также тому, что было ниспослано двум ангелам в Вавилоне - Харуту и Маруту. Но они никого не обучали, не сказав: "Воистину, мы являемся искушением, не становись же неверующим". Они обучались у них тому, как разлучать мужа с женой, но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха. Они обучались тому, что приносило им вред и не приносило им пользы. Они знали, что тому, кто приобрел это, нет доли в последней жизни. Скверно то, что они купили за свои души! Если бы они только знали!" (сура "Корова", аят 102). Автор, да простит меня Аллах, попытался в данной статье как-то рассмотреть этот аят, так как именно им нередко обосновывается действенность и чуть ли не признание колдовства важнейшим фактором жизни человека. Из вышеприведенных слов факт колдовства просматривается в том смысле, что дьявол и его сподручные пытаются различного рода ухищрениями сбить верующего с пути к истине, навредив ему. Но на это есть объяснение в том, что иблис сказал: "За то, что ты совратил меня, я непременно засяду против них на твоем прямом пути. А затем я буду подходить к ним спереди и сзади, справа и слева, и ты не найдешь большинство из них благодарными" (сура "Преграды", аяты 16-17). Значит, с этим аспектом все ясно: Господь разрешил дьяволу пытаться сбить человека с истинного пути.
Естественно, может последовать вопрос: "Но по какой причине?". Как представляется на основе слов Корана, только для того, чтобы оставить личности право выбора как жить: по законам Аллаха, или не слыша его слов. Ведь именно свобода выбора позволяет приходить к вере истинно, а не механически. Однако, оставляя возможность принятия решения индивидууму, Всевышний не делает никаких поблажек для тех, кто устремляется за сатаной, не слыша его слов, заблаговременно предупредив: "А если кто из них последует за тобой, то я заполню геенну всеми вами" (сура "Преграды", аят 18). Безусловно, Аллах ждет покаяния, прихода к вере, помогает и направляет: "А если кто совершил несправедливость, а затем заменил зло добром, то ведь я - прощающий, милосердный" (сура "Муравьи", аят 11). Но если создание Господа, возгордившись (или по каким-то иным причинам) отворачивается от переданных слов Бога, ему уготовано место в аду. Тем самым отчетливо усматривается, что Аллах абсолютно не нуждается в колдовстве. Оно - от дьявола.
Так что, можно сделать вывод об управлении дьяволом жизнью человека, созданного Аллахом? И тогда правы те, кто пытается заговорами или чем-то иным сопротивляться этим ухищрениям? Да не просматривается это никоим образом, даже при всем желании. Аллах ведь все время призывает к разуму, следовательно, логика занимает не последнее место в жизни индивидуума. Так давайте подумаем: если Бог, создатель жизни, призывает к любви и гармонии, может ли некий "ставленник" темных сил какими-то движениями или взглядом(!) на фото воздействовать на судьбу девушки или юноши? Вся структура, весь смысл Корана - в ином, не так ли? Да, Аллах позволил иблису предпринимать определенные действия. Но при своем наблюдении за процессом. И вот отсюда важность уже приведенных выше слов, что колдуны "никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха".
Да, возможны очередные возражения - получается, что Аллах молча наблюдает за происходящим? Не так, конечно. Аллах послал от себя двух ангелов - Харута и Марута, с его разрешения искушающих людей возможностью обучения колдовству, ну или, скажем, противостояния ему. Что это означает? По моему субъективному мнению, доказательство всесилия Аллаха тем, что он может противостоять любым козням. И в Коране имеется пример такого подхода Бога, а именно - известный сюжет, когда пророк Муса (Моисей) призывал Фир"ауна (египетский Фараон) уверовать в единого Бога, обращаясь к нему с просьбой отпустить его народ из страны. Но не поверил Фараон во всесилие Аллаха, решив доказать это посредством силы египетских колдунов. Вот подоспели волшебники и бросили наземь посохи свои, тут же ожившие и превратившиеся в змей. Испугался в этот момент Муса, но поддержал его своими словами Аллах, и когда бросил пророк свой посох на землю, возникшая из него змея поглотила остальных. В результате чего колдуны, в отличие от правителя, уверовали в Аллаха (см. суру "Поэты", аяты 1-66).
Это один из редчайших "чудесных" сюжетов, описанных Кораном. Но мы ведь знаем, что ни один аят не был спущен пророку Мухаммеду (да благословит и приветствует его Аллах) просто так, за каждым стоит смысл. Значит, и описанное волшебство несет знаковый (адресный) характер. Вот "прочтение" оного позволяет предполагать, что тем самым Аллах продемонстрировал верующим: все в руках Всевышнего. Все абсолютно, в том числе и управление "волшебными процессами". То есть ни одно колдовство, пусть и самых искусственных магов, поддерживаемых дьяволом, не сможет "сыграть" злую (да и любую другую) роль с верующим. С верующим, вот в чем основа. Потому что вера в Аллаха придает силы человеку. Но и не только. Непосредственно Господь оказывает помощь в тех пределах, которые нужны верующему. Отсюда и просматривается смысл уже процитированных слов, которые кто-то может считать "обнадеживающими" для себя: "но никому не могли причинить вред без соизволения Аллаха". То есть благодаря вышеописанному сюжету отчетливо усматривается суть сказанного: Господь мог дать добро волшебникам осуществить задуманное (до определенных пределов, ведомых лишь Всевышнему) при своем желании, смотря какие цели Он (а не дьявол) преследовал в конкретный промежуток времени. Значит, в его же силах предотвратить или направить происходящее в иное русло. Что подтверждает величие и всесилие Аллаха. Тут как раз усматривается истина того, что ничто в мире не происходит без ведома Аллаха.
Но дело не в том, что Аллах, создатель жизни на земле, допускает вдруг реализацию какой-то идеи кем-то. Вопрос очень прозаичен: Аллах не только направляет события, но и решает - в какой форме осуществится задуманное им. То есть дело абсолютно не в том, что Всевышний поощряет проведение каких-либо колдовских акций. Аллах определяет жизнь каждого и что будет происходить, а вот каким образом (путем) - нам не ведомо: "он объемлет знанием все, что с ними, и Он исчислил всякую вещь" (сура "Джинны", аят 28).
Мы же можем лишь выбрать путь жизненный - жить с неизменной Акыдой, в соответствие с Вероуставом, или как заблогарассудится. Так что вера, вера активная, деятельная, с совершением праведных дел - гарантия поддержки Аллаха в этом и следующем мирах! Иншааллах! "Воистину, верующим, а также иудеям, христианам и сабиям, которые уверовали в Аллаха и в последний день и совершали праведные деяния, уготована награда у их Господа. Они не познают страха и не будут опечалены"(сура "Корова", аят 62). Следовательно, если человек сталкивается с семейными проблемами или, скажем, рабочими, всем нам целесообразно искать причину происходящего в себе, в своем поведении и образе жизни, а не в "околоджадушном" мире. Опасаться колдунов, верить в их "магическую" силу, пытаясь "защититься" аналогичными "ходами" - удел тех, кто не верует в истину.
Теймур АТАЕВ, политолог (teymur-ogtay@rambler.ru) № 120(1842) Сб., 5 Июля 2008
|