А.Богданов: Религиозный рай. Изменилась структура конфессионального пространства в Кыргызстане 10:51 08.07.2008
Столпотворение религий, вер, миссионеров, сект стало отличительной особенностью Кыргызстана. После принятия в 1991 году закона о свободе вероисповедания в страну хлынули проповедники и миссионеры различного толка. Особенно протестантского. За последнюю пятилетку религиозных объектов этого религиозного направления стало на треть больше, а количество центров, фондов, объединений возросло с семи до 47 миссионеров, сект. Сейчас в республике действует 2158 религиозных организаций. Эти данные обнародовал на пресс-конференции глава Агентства по делам религий К.Осмоналиев. Он подчеркнул, что основная масса населения исповедует суннитский ислам, часть – православие и другие направления.
Для совершения обрядов, в стране официально действует 1668 мечетей. В реальности их много больше: на тысячу населения один храм, а на полторы тысячи – один миссионер. Кажется, можно только радоваться, что люди возвращаются к своей духовности, вере отцов. Тем паче, если вспомнить, что всего два десятка лет назад в республике было 39 мечетей, ни одного медресе, исламского института. Сейчас только вузов в стране действует восемь, в зарубежных богословских учреждениях учится несколько сотен кыргызстанцев, более 20 тысяч человек ежегодно совершают хадж в Мекку. Кроме мусульманских храмов в республике действует 359 объектов христианского направления – евангелисты, баптисты, адвентисты 7-го дня, Церковь Иисуса, свидетели Иеговы и другие религиозные организации протестантского направления. Есть общины Бхаи, молельные дома католиков, иудеев, поклонников Будды и Кришны, 45 церквей и один православный монастырь.
Словом, Конституция страны предоставляет людям возможность исповедовать любую религию, совершать обряды и культы. Даже в тех храмах, которые не прошли регистрацию, а священники аттестацию. Именно они, как свидетельствует опыт 5-7-летней давности и совсем недавний, не смогли ответить комисси на самые простые вопросы из священного писания, а по сему на экзамен не явились. Едва ли человек лишь умеющий читать Коран способен противостоять в теоретическом споре миссионерам подпольной партии Хизб ут-Тахрир аль-Ислами. Это весьма подготовленные проповедники, у которых кроме виртуозного владения вероученьем есть и такая существенная подпорка, как беспроцентный кредит. В таком сочетании они достигли немалого. Несколько лет назад сторонников "тахрировцев" насчитывали не более четырех тысяч. Сейчас их число возросло на порядок. Страна вынуждена принимать специальную программу по борьбе с религиозным экстремизмом, в который все больше вовлекают безработную молодежь. Молодое поколение оказалось в многообразии наиболее влиятельных религий. Но зачастую это всего лишь секты, отколовшиеся от основного вероучения. Например, Поместная церковь Иисуса Христа, которая сумела приватизировать один из крупнейших Домов культуры столицы - завода имени Ленина. Основали церковь 17 лет назад. Она создала мощную структуру и одновременно общность людей, объединенных ученьем Нового Завета. Но отношение к ней в народе неоднозначное, хотя она и позиционирует себя как "протестанско-евангелисткая пятидесятической ориентации". Настораживает то, что пока никто не проследил последствий пребывания в этой вере, где пасторы через "домашние группы" денно и ношно контролируют поведение своих прихожан. За приверженность к вере они обязаны вносить в церковь "десятину" от своего дохода. Как эта беспошлинная "десятина" согласуется с республиканскими законами – непонятно. Ясно другое: церковь может нанять дорогих адвокатов, чтобы защитить поступление в свою казну немалых денег, прошедших мимо налоговиков.
Церковь содержит большой штат профессиональных священников, платит по коммунальным счетам, строит храмы, детские дома, делает пожертвования больницам. Святые отцы имеют собственный транспорт. У них есть своя редакция газеты, телевизионная студия, компьютерный центр, который подпитывает сайт в Интернете. Разобраться, что здесь хорошо, а что плохо едва ли возможно: в контролирующих религиозные организации структурах нет специалистов-богословов. Может быть, они растолковали бы, почему прихожане этой церкви считают "сатанинским" песни, например, группы Eagles "Отель Калифорния", называют греховной поэзию Александра Пушкина. Едва ли кто знает, как здесь относятся к законам республики. Такая же неразбериха и с трактовкой сур Корана. И это опасно.
Известный кыргызский ученый Салиджан Джигитов считал: "Религия хотя и опиум для народа, но в малых дозах хорошее обезболивающее". Сейчас мало кто обращает внимание, что многие вероучения школьникам преподносят однобоко. Пусть даже это и ренессанс религии, экспансия веры. Но кто-то должен разобраться в обилии религиозных конфессий и удозорить, какие идеи священнослужители привносят в молодые умы, чтобы не допускать интервенции в духовный мир народа. И это только часть проблем, обозначенных на пресс-конференции, которую дало Агентство по делам религий.
Альберт Богданов, Кабар.
7.07.2008
|