Нурани: Вот такое вот кино. Армения готова дружить с Ираном против США? 15:48 09.07.2008
"Кинематографические" скандалы всегда были характерной чертой иранской политики. Так, в 2005 году советник Министерства просвещения Ирана, профессор Хазан Болхари углядел "сионистский заговор" в мультсериале "Том и Джерри". И на полном серьезе заявил, что "неугомонный мышонок Джерри" является попыткой изменить вбитое в европейские умы нацистами сравнение евреев с мышами. "Мышь очень умна. На протяжении всех серий она издевается над котом. И все же эта жестокость не заставляет презирать мышонка, настолько он привлекателен. Эта сионистская пропаганда заставляет европейских детей наделять мышь не присущими ей чертами", - сказал Хазан Болхари в своем выступлении по иранскому телеканалу. О том, что персидская нация при этом избрала своим символом льва, хищника из семейства кошачьих, Болхари умолчал. Через год под запрет попали "Пираты Карибского моря" с Джонни Деппом, мульфильм "Аладдин", где уже не иранская, а арабская нация представлена не в лучшем виде. Нешуточный скандал в Иране вызвал и голливудский блокбастер "Триста спартанцев" - об одной из войн античного периода, где древнеперсидская армия выглядела не так, как ей того хотелось бы.
Однако теперь отвечать за "кино" приходится уже самому Ирану. В МИД Египта был вызван руководитель секции защиты интересов Ирана Сейид Хусейн Раджби, которому было настоятельно предложено разъяснить официальную позицию страны по иранскому фильму "Казнь фараона", сообщил журналистам в Каире представитель египетского внешнеполитического ведомства. Как напоминают журналисты, снятый недавно в Иране документальный фильм "Казнь фараона" рассказывает об убийстве бывшего египетского президента Анвара Садата. Причем, по данным египетских СМИ, иранские кинематографисты представляют Садата - перового арабского лидера, заключившего мир с Израилем, как "президента-предателя", а его убийство в 1981 году во время военного парада в Каире называют "исполнением революционного приговора". "Заместитель главы МИД Египта по Азии Тамер Халиль подтвердил иранскому дипломату, что этот фильм наносит ущерб отношениям между двумя странами", - сказал представитель МИД. Семья Садата уже пригрозила авторам нашумевшей картины судебным преследованием. Глава Синдиката египетских кинематографистов Мамдух ал-Лиси назвал проект иранских коллег "невежественным".
Трудно исключать, что появление фильма "Казнь фараона" - это своеобразное предупреждение в адрес лидеров арабских стран, прежде всего монархий Залива, которые явно не готовы вставать на сторону Ирана в его противостоянии со всем миром, и прежде всего Израилем и США, и где ракетно-ядерные приготовления Тегерана яуже давно вызывают не меньшее беспокойство, чем в Иерусалиме и Вашингтоне. Плюс ко всему "помнить о судьбе Анвара Садата" иранские пропагандисты советовали лидерам многих государств, устанавливавших слишком тесные, по мнению Тегерана, отношения с Израилем. В том числе и президенту Азербайджана Гейдару Алиеву.
Однако в самом Иране "Казнь фараона" стала лишь частью масштабной пропагандистской ккмпании. В рамках которой, в частности, в эфире государственного телеканала выступил "доктор Али Аштари" - человек, которого, по официальной версии, иранский суд недавно приговорил к смертной казни за шпионаж в пользу Израиля, а завербовал его "Моссад" в Швейцарии. Теперь же Аштари весьма подробно рассказывал о том, как его вербовали, как передавали устройства, которые Аштари, занимавшийся продажей компьютеров, должен был предложить уже своим клиентам, как ему поручали под любым предлогом выманить за границу интересующих Израиль иранских экспертов...
Правительство Израиля по поводу "дела Али Аштари" хранит молчание. Однако независимые аналитики уже отметили: то, что было показано по иранскому ТВ, напоминало срежиссированный спектакль. Прежде всего "шпиону Моссада", приговоренному к смерти, иранские власти безбоязненно предоставляют государственный телеэфир, кроме того, Аштари очень спокойно и профессионально, как опытный актер, держался перед телекамерой, был абсолютно спокоен и отвечал на все вопросы телеведущего без запинки.
Показательно, однако, и другое: синхронно с Ираном антиизраильская, точнее, антисемитская пропаганда стартовала и в Армении. Где официальные СМИ, и прежде всего "Голос Армении", вновь напоминают аудитории о том, что на митингах оппозиции в Ереване видели флаги Израиля, и советуют телекомпании "Айлур" демонстрировать эти кадры почаще. И все бы ничего, если бы одновременно Иран и Армения не демонстрировали готовности дружить друг с другом против тех же США и Израиля. Так, по сообщению ряда СМИ, в том числе "Тренда" и агентства PanARMENIAN.Net, посол Ирана в Армении Сеид Али Сагаейан передал министру иностранных дел Армении Эдварду Налбандяну письмо министра иностранных дел Ирана Манучера Моттаки, где глава МИД Ирана попросил у Армении поддержки для того, чтобы его страна смогла стать непостоянным членом Совета Безопасности ООН. В ходе встречи Налбандян и Сагаейан также обсудили двусторонние связи, предстоящий визит министра иностранных дел Армении в Иран и подготовку к совместному заседанию комиссии по экономическим отношениям двух стран, которое будет проведено в октябре в Тегеране.
А одноверменно тот же PanARMENIAN опубликовал интервью с аналитиком Исследовательского центра Jane"s Ричардом Гирагосяном, который старательно уверял армянскую аудиторию, что положение Ирана схоже с положением Армении: обе страны фактически находятся в изоляции и стараются стать региональными игроками, что атака США на Иран будет непродуктивной, потому как "американская армия слишком занята Ираком и Афганистаном, ее технические возможности ограничены. Но самое главное - в случае нападения в Иране поднимется волна национального противостояния Америке, и даже оппозиция будет защищать родину". Но самое главное, делает весьма красноречивое заявление о том, с кем - с Баку или с Ереваном - у Тегерана отношения более близкие и доверительные. "Армения обладает стратегической возможностью стать мостом между Ираном с одной стороны и США и ЕС - с другой. Азербайджан в этом плане не рассматривается, поскольку у него есть серьезные проблемы с Ираном", - заявил Гирагосян на семинаре "Иран как региональная держава: проблемы и перспективы".
Впрочем, готовность Армении дружить с Ираном против Израиля - это, увы, не новость с тех времен, когда в еще советском Ереване имелись "явочные квартиры" ООП, а армянская АСАЛА договаривалась о сотрудничестве с "Хезболлах". Важно другое: такой поворот политики Ирана потребует уточненения многих внешнеполитических векторов уже от Азербайджана. И нам по крайней мере не стоит делать вид, что "дисбаланса" в отношениях Ирана с Азербайджаном и Арменией не существует вообще.
НУРАНИ 9.07.2008
|