Н.Анаркулов: Аллергия на Китай в Кыргызстане проходит 07:58 10.07.2008
Всеобщая аллергия на все, что связано с Китаем, не раз становилась в Кыргызстане предметом горячих споров политиков, экспертов, ученых. С одной стороны, успехи коммунистического Китая в экономике не дают покоя многим державам, ведь им в целом выгодно, чтобы Китай не особенно усиливался. Но выгодно ли Кыргызстану иметь такого всемогущего соседа, и как развивается кыргызско-китайское сотрудничество?
С обретением независимости и провозглашением в Кыргызстане курса рыночных реформ, мы впервые столкнулись с такими понятиями, как "китайский ширпотреб", и даже "китайская экспансия". Точные копии товаров всемирно известных фирм мигом заполнили наш рынок, даже стали завозить стройматериалы под маркой зарекомендовавших себя в мире компаний. Но качество продукции оставляло желать лучшего. Одежду можно было носить лишь несколько месяцев, потом, к великому сожалению, ее выбрасывали. Был случай, о котором писали журналисты газеты "Дело №…" - из-за того, что деревянный пол не выдержал тяжести, в одночасье умерли все члены одной семьи. Оказалось, что пол был настелен с использованием китайского оборудования. Тогда же мы стали задавать себе вопрос: как же попадает китайский ширпотреб в нашу республику?
Власти проверили рынок "Мадина", где в основном и продавались китайские товары. "То, что китайские торговцы, продающие в день по десятку мясных туш, не имеют в своих санитарных книжках обязательных для иностранцев отметок о сдаче анализов на СПИД, - оказалось даже не самым интересным из открытий. Практически ни у кого из проверенных, торгующих детской одеждой и игрушками, нижним бельем, не оказалось гигиенических сертификатов соответствия - главного документа, который, проще говоря, должен быть у любого товара, соприкасающегося с человеческим телом. Это означает: нет никаких гарантий того, что эти товары безопасны для здоровья. Сертификаты должны выдавать органы стандартизации. И, не получив их, владельцы товара, по идее, просто не могут завершить его таможенное оформление, не могут пересечь таможенную границу Кыргызстана",- так описывает результаты тогдашней проверки рынка "Мадина" журналист газеты "Дело №..." Вадим Ночевкин.
После революции и в предреволюционные дни в обществе обсуждались некоторые вопросы поведения китайских торговцев. Жители Нарына, было дело, перекрывали дорогу в Китай, объясняя это тем, что большегрузные автомашины разрушают дорогу и даже появились трещины в стенах их домов. Вот последний случай: 4 июля этого года в Кара-Сууйском районе Ошской области местные власти провели сельский сход с жителями села Тандык по конфликту с китайскими водителями. По сообщению пресс-службы правительства, ранее водители китайских грузовых автомашин выражали недовольство тем, что местные жители закидывают их машины камнями, недовольные тем, что китайскими водителями не соблюдаются правила дорожного движения и санитарные нормы.
Но, несмотря на такие эксцессы, по моему мнению, в целом кыргызско-китайские отношения развиваются динамично. Место Кыргызстана в структуре геополитической и региональной стратегии Китая во многом зависит от ряда важных факторов и условий. Прежде всего, по оценке экспертов, на это влияют статусные позиции Кыргызстана как политического, экономического и военного партнера. Основополагающим фактором, несомненно, является статус экономического партнера. С этой точки зрения в ближайшей перспективе Кыргызстан вряд ли может представить интерес для Китая как непосредственный производитель товаров, технологий или услуг.
Но он уже представляет интерес в качестве страны-транзита китайских товаров. В международной сетке взаимоотношений Кыргызстан может стать весьма важным партнером Китая и в области обеспечения региональной безопасности. По многим важнейшим позициям позиции двух стран не только близки, но и практически идентичны (вопросы сепаратизма, религиозного экстремизма, терроризма и организованной преступности и т.д.). При этом китайцы, естественно, учитывают достаточно высокий авторитет Кыргызстана в регионе, поддерживаемый многими ведущими странами мира.
В Китае существует демографическая проблема. По словам Александра Рождественского, эксперта портала "Столетие.Ру", анализ демографической проблемы в китайском обществе дает ясно понять, что Китай осуществляет и будет осуществлять переселение представителей своего этноса в сопредельные страны. "Основные направления: российский Дальний Восток и Центральная Азия. Здесь наблюдается отрицательный прирост коренного населения (высокая смертность, низкая рождаемость, миграция) и постоянная угроза терроризма (незаконные вооруженные формирования в Ферганской долине). Складывается ситуация, когда экономика целых областей приходит в упадок, а население покидает эти территории в массовом порядке. Образовавшийся таким образом вакуум трудовых ресурсов и народонаселения в целом моментально заполняется китайскими мигрантами",- отмечает эксперт.
По мнению же Мартина Спеклера, профессора экономики Университета штата Индиана, ведущего эксперта Института Восточной Европы и России, одного из известных американских специалистов по Центральной Азии и Узбекистану, "в контексте стабильного развития азиатско-тихоокеанского макрорегиона Китаю важно сохранение нынешнего статус-кво в Центральной Азии для осуществления своих экономических модернизационных планов. Действительно, даже если нефть из Казахстана будет обеспечивать не более 5 процентов потребностей Китая, но это будут более надежные поставки, чем транспортировка энергоресурсов, к примеру, из Судана. Пекин надеется также импортировать электричество из соседних Кыргызстана и Таджикистана, что поможет в развитии Синьцзяна".
Еще один профессор политологии Университета Индианы Дина Спеклер считает, что военно-политический интерес Китая к Центральной Азии вызван озабоченностью сепаратистскими настроениями своего мусульманско-тюркского населения. "Многие уйгуры проживают в соседних центрально-азиатских государствах, отсюда исходит и долгосрочная политика сотрудничества Китая с центрально-азиатскими правительствами по установлению контроля над уйгурскими радикальными силами. Кроме того, хотя сотрудничество Китая с центрально-азиатскими странами носило до сих пор двусторонний характер, в последнее время китайское руководство придает немаловажное значение приданию им многостороннего измерения. Наиболее заметными являются шаги Пекина в продвижении ШОС в качестве дипломатического инструмента противостояния влиянию в регионе США и России",- считает Д.Спеклер.
По вопросам борьбы с сепаратистами, установления водно-энергетического баланса инаведения коммуникаций Кыргызстан всегда оставался для Китая одним из ключевых союзников. Дружественные отношения с соседним государством дают кыргызской экономике только плюсы. Помните, какую помощь оказали китайцы при проведении саммита ШОС в Бишкеке? Тогда Китай помог построить гостевые дома и конгресс-холл в резиденции "Ала-Арча".
Советник посольства Китайской народной республики в Кыргызстане по торгово-экономическим вопросам Лю Чуаньу говорит, что финансирование этого строительства осуществлялось в основном кыргызской стороной. "Управление делами президента Кыргызстана, однако, обратилось к нам с просьбой оказать содействие в поставке стройматериалов. Власти КНР пошли навстречу кыргызским партнерам и предоставили материалы и сантехнику, мебель, другое оборудование в общей сложности на 35 млн юаней. Все эти средства предоставлялись безо всяких условий, деньги выделялись на грантовой основе. Наша помощь, впрочем, не ограничивалась только финансами. Мы оказывали давление на китайскую компанию, чтобы она своевременно и качественно выполняла работу. Процесс, я вам скажу, находился под непосредственным контролем МИДа, Минкоммерции КНР, нашего посла и правительства той провинции, где находится эта компания. Руководству последней мы постоянно напоминали, что проект имеет политическое значение. И неудивительно, что китайским строителям не приходилось расслабляться и были приложены максимальные усилия. Так, пришлось неоднократно увеличивать количество рабочих и продолжительность рабочего дня. Из-за огромных физических нагрузок нередко болели строители. Даже наш посол, например, прервал свой отпуск, вышел на работу. И практически ежедневно - и не раз в течение дня! - выезжал на место строительства, хотя, как вы понимаете, у него и других забот и дел, тем более в разгар подготовительных работ к саммиту ШОС, хватает. Посол лично выезжал и на кыргызско-китайскую границу, чтобы на месте координировать работы по приему и оформлению стройматериалов, оборудования. Итог напряженных усилий всех - и китайской стороны, и кыргызских коллег - налицо: построены здания, которые заложили основу успешного проведения встречи глав государств в рамках ШОС",- говорит советник китайского посольства.
"Почему мы все это делаем? Потому что мы искренне заинтересованы в развитии двустороннего добрососедского сотрудничества. Тогда, кроме этого, мы безвозмездно поставили 30 протокольных машин на 15 млн юаней, моющие машины на 9 млн юаней. Соседи должны друг другу помогать. И в последние годы китайская сторона последовательно наращивает процесс и объемы оказания помощи Кыргызстану. Все кыргызстанцы знают о поставке 1205 единиц сельхозтехники на 100 млн юаней. КНР предоставила грант в 20 млн юаней на подготовку предварительного ТЭО строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан.
Существенную поддержку получает ваше транспортное ведомство и в реконструкции стратегической дороги Ош-Иркештам: за счет грантовых средств на сумму 60 млн юаней завершен ремонт первого участка трассы. В данное время я, как советник по торгово-экономическим вопросам, интенсивно продвигаю проект по внедрению новых технологий в производство сельхозпродукции в Джалал-Абадской области. Как известно, Китай - самая большая аграрная страна в мире. У нас в этой сфере накоплен большой опыт. Мы выбрали юг в качестве пилотного региона, где хотели бы на деле испытать и показать возможности китайских технологий, которые позволяют в 2-3 раза повысить урожайность сельхозкультур. Начнем с выращивания хлопка и его глубокой переработки. Часть продукции, впрочем, может поставляться на экспорт в Китай",- сказал Лю Чуаньу в интервью кыргызским СМИ.
Двусторонние отношения развиваются не только в государственном масштабе, стороны активно сотрудничают и на уровне городов. Недавно Бишкек принял официальную делегацию китайского города Иньчуань – партнера кыргызской столицы с 2000 года, но, к сожалению, соглашение о сотрудничестве между нашими городами осталось только на бумаге, никаких конкретных совместных дел за эти годы не было осуществлено.
Экс-мэр столицы Данияр Усенов выразил сожаление, что отношения между двумя городами не развивались, в то время как в целом кыргызско-китайские взаимоотношения развиваются очень активно. "Сегодня Кыргызстан ежегодно увеличивает товарооборот с Китаем на 30-40 процентов, большой процент китайских товаров попадает в страны СНГ через Кыргызстан", - подчеркнул тогда столичный мэр.
В ходе переговоров стороны договорились создать постоянно действующие группы по реализации конкретных совместных проектов. Мэр Бишкека и глава китайской делегации пришли к мнению, что хорошей платформой для взаимного сотрудничества могло бы стать создание совместного предприятия в области сельского хозяйства. Нинся-Хуэйский автономный округ КНР является одним из лидеров в производстве и переработке различных продуктов сельского хозяйства. Первый секретарь городского комитета компартии Китая Цуй Бо предложил властям Бишкека проработать возможность реализации пилотного проекта в этом направлении. Бишкек выразил готовность попросить у правительства землю рядом с городом для создания совместных кыргызско-китайских производств по выращиванию различного скота мясных пород, рыбы и грибов. "Проблем со сбытом продукции у нас не будет, более того, это будет нашим вкладом в то, чтобы продовольственный кризис не так сильно затронул наших граждан. Я буду очень заинтересован в реализации данного проекта. Мы можем вместе показать пример, как горожане могут заниматься сельским хозяйством", - сказал Д. Усенов.
Китай также поддерживает усилия Кыргызстана, направленные на защиту государственной безопасности, суверенитета, территориальной целостности и развитие национальной экономики, считает заместитель директора Института по изучению России, Восточной Европы и Средней Азии китайской Академии общественных наук, главный научный сотрудник Дун Сяоян. Но при этом эксперт открытым текстом говорит, что размещение базы коалиции антитеррористических сил компрометирует Кыргызстан перед ключевыми союзниками и соседями. Прежде всего имеется в виду Китай. Тут уместно подчеркнуть умение кыргызского руководства балансировать между интересами таких держав, как США, Китай и Россия.
Нургазы Анаркулов, Кабар
9.07.2008
|