П.Гончаров: Иранский атом - между санкциями и войной 11:10 04.08.2008
Тегерану вновь предложен выбор: либо принять условия "иранской шестерки", либо неизбежны санкции с возможной маленькой войной. Авторами подобного сценария выступают Израиль и США. Дата истечения ультиматума, как считается, 2 августа.
Начал напоминать об этом Израиль. Он опять напомнил о том, что он не исключает вероятности нанесения военного удара по Ирану. Об этом заявил министр обороны Израиля Эхуд Барак, находившийся в эти дни с двухдневным визитом в США. По итогам визита, в ходе которого иранская проблема была рассмотрена со всех сторон и в Госдепе, и в Пентагоне, Барак отделался лишь лаконичной фразой о необходимости "курса жесткой дипломатии в отношении Тегерана".
"Жесткая дипломатия" в ее классическом исполнении подразумевает неизбежность санкций вплоть до "принуждения силой". Других вариантов нет. В противном случае "жесткая дипломатия" превращается в обычные "пустые разговоры", как считает, например, госсекретарь США Кондолиза Райс.
О большой вероятности нанесения Израилем удара по Ирану вдруг заговорил и лидер президентской гонки у демократов сенатор Барак Обама. Причем в унисон с упоминаниями необходимости "жесткой дипломатии". На закрытой встрече с членами конгресса США от демократической партии Барак Обама "поделился опасениями" того, что Израиль нанесет удар по Ирану "в случае, если международные санкции не сработают". К этому выводу он пришел после визита в Иерусалим: "Никто не говорил мне это прямо, но после бесед у меня осталось ощущение, что, если санкции не сработают, Израиль нанесет удар по Ирану".
Настораживает синхронность заявлений Эхуда Барака и Барака Обамы. А также и то, что последовали они, фактически, сразу же после того, как глава российского МИД Сергей Лавров скептически высказался относительно жестких сроков для предоставления Ираном ответа на предложения иранской "шестерки". По словам Лаврова, в Москве исходят из того, что в вопросе поиска компромисса между иранской стороной и иранской "шестеркой" не может быть ни каких-либо "искусственных рамок", ни "бесконечных затягиваний процесса".
Очевидно, что под "искусственными рамками" Лавров имел в виду отведенные Тегерану на обдумывание своего ответа две недели. Отведены они были исключительно Кондолизой Райс. Комментируя из Вашингтона результаты встречи Верховного представителя ЕС по вопросам внешней политики и вопросам безопасности Хавьера Соланы с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Саидом Джалили в Женеве 26 июля, Конди заявила, что время "пустых разговоров" кончилось, не далее как через две недели Тегеран должен дать конкретный ответ. Получается то самое 2 августа.
Конечно, Райс очевидно вышла за рамки своих полномочий, единолично - то есть не согласовывая с прочими членами "шестерки" - назначая Ирану сроки на обдумывание ответа. Ни ЕС, ни Россия, ни другие участники этого переговорного механизма ее об этом не просили.
С другой стороны, история с "иранским ядерным досье" в Совете Безопасности ООН и принятием по нему Совбезом обязывающих Иран резолюций обещает стать бесконечной мыльной оперой. За два года приняты четыре резолюции, три из которых - с санкциями. И чем более уступок Ирану следует со стороны "шестерки", тем капризнее ведет себя Тегеран. В первую очередь президент Ахмадинежад, фактически сделавший иранскую ядерную программу заложницей своей выборной кампании на предстоящих в 2009 году президентских выборах.
Впрочем, на этот раз США и Израиль не ограничились лишь одной демонстрацией своей готовности к войне с Ираном. Конгресс США поручил Пентагону как можно быстрее начать переговоры с правительством Израиля о размещении на израильской территории радара ПРО. Понятно, что речь идет о защите от ракет Ирана и Сирии. Законодатели потребовали в своем письме срочно передислоцировать в Израиль радар AN/TPY-2 (аналог радара в Чехии), напомнив Джорджу Бушу, что Иран осуществил испытания "усовершенствованной ракеты "Шахаб-3", способной достичь Израиля". Этот радар должен обеспечить израильским ракетам-перехватчикам возможность перехвата иранских ракет класса "Шахаб".
Но главное, израильтяне намерены приобрести в США зенитно-ракетные комплексы, так называемые "Вулкан-Фланкс". Их достоинство в том, что они могут сбивать ракеты малого радиуса действия, такие как "Кассам", применяемые "ХАМАС" и "Хизбалла" для обстрела израильских городов.
Уже ясно, что Тегеран в очередной раз проигнорирует отведенные ему сроки на принятие конкретного решения - либо мораторий на обогащение урана в обмен на современные технологии, либо санкции. В среду, 30 июля, духовный лидер исламской республики аятолла Али Хаменеи заявил, что Иран продолжит развитие своей ядерной программы. Той самой программы, к которой у МАГАТЭ, а, соответственно, и у СБ ООН, серьезные претензии относительно ее мирного характера.
Как будет развиваться ситуация дальше, и что предпримут США, поставившие ультиматум Тегерану - либо мораторий на обогащение урана, либо санкции?
В сентябре, как обещала Конди, США, в случае отказа Тегерана приостановить обогащение урана, инициируют принятие Совбезом новой резолюции по ужесточению санкций в отношении Ирана. Так что у Израиля и Пентагона есть время для размещения на израильской территории и системы ПРО, и зенитно-ракетных комплексов малого радиуса действия, а у Ирана для того, чтобы еще раз взвесить все "за" и "против" в противостоянии с остальным миром. Правда, времени осталось совсем немного. Потому что так правдоподобно ни США, ни Израиль еще не блефовали - по их действиям похоже, что это всерьез.
1/ 08/ 2008
Петр Гончаров, политический обозреватель РИА Новости.
|