Герои былых времен. Жизнь и смерть казахского батыра Котибара Суюнгараулы 00:59 05.08.2008
Легенда о верной дружбе…
Как-то хану в плен попадают 40 джигитов из рода Бериш и два батыра, один из которых - Бабык Мынбай из рода Адай, боевой друг и товарищ Котибара. Хан выносит приговор о казни пленных. Мынбай тайком отправляет весть своему другу Котибару, из рода Адай Жары Жетимек. Батыр, услышав что его друг попал в беду, ни минуты не медля, в сопровождении своих воинов прискакал в ханскую ставку.
Недавно в местности Караша, что в 30 километрах от города Кульсары Атырауской области прошла церемония открытия мавзолея казахскому батыру, достойному сыну своего народа Котибару Суюнгараулы. К великому сожалению, о человеке, про которого акыны слагали оды, а в народе ходило множество легенд, официальных документов слишком мало. Но, тем не менее, народная память до сих пор помнит некоторые его действительно героические поступки, которых, без преувеличения, можно ставить в пример нынешнему поколению. Сегодня мы приводим одну из этих народных легенд…
Не верь в порядочность сильных мира сего
В одной из схваток с врагом Котибар Суюнгараулы спасает жизнь самому хану (по неподтвержденной версии это султан Баймаганбет Айшуаков). В благодарность за это хан пообещал выполнить любое его пожелание. Но батыр Котибар в силу своей скромности отказался, сказав лишь, что когда-нибудь он возможно воспользуется его обещанием. И такой день действительно наступил…
Как-то хану в плен попадают 40 джигитов из рода Бериш и два батыра, один из которых - Бабык Мынбай из рода Адай, боевой друг и товарищ Котибара. Хан выносит приговор о казни пленных. Мынбай тайком отправляет весть своему другу Котибару, из рода Адай Жары Жетимек. Батыр, услышав что его друг попал в беду, ни минуты не медля, в сопровождении своих воинов прискакал в ханскую ставку. Хан, выслушав Котибара, и видя моральное и численное превосходство сторонников адайца, соглашается помиловать только джигитов из рода Бериш, а указ в отношении двух батыров оставить в силе. Но Котибар-батыр непреклонен и он добивается своего – батыров освобождают. По традиции хан приглашает всех к дастархану отведать блюда и поднять чаши с кумысом в знак примирения. Во время пиршества нукеры Котибара замечают возле вороного коня батыра странную старуху, тайком потирающую седло скакуна. Друзья рассказывают о подозрительной женщине батыру и предлагают поменять седло. Но благородный Котибар-батыр наотрез отказывается менять седло, искренно веря в честность и порядочность хана. Но, увы, батыр ошибался в благородстве чингизида! Выехавший ночью в дорогу Котибар вдруг хворает в пути и умирает возле озера Караша, где и был похоронен соратниками по его завещанию. Оказалось, что подручная хана по его приказу натерла седло батыра смертельным ядом…
Достойный сын своих предков
По народной генеалогии - шежире – Котибар является сыном знаменитого батыра Суюнгара из рода Адай. Котибар-батыр родился от жены Суюнгары Акмандай. Точная дата рождения и смерти батыра неизвестна. Предположительно Котибар родился и жил в конце XVIII – начале XIX века. У самого Котибара было четверо сыновей - Амет, Жаугашты, Абат и Атамбоз, благодарные потомки которых и воздвигли мавзолей батыру. Как мы упомянули ранее, Котибару посвящали свои стихи многие поэты-жырау, самые известные из которых сочинил акын Аралбай. В силу бесталанности в области стихотворного перевода мы не можем представить вашему вниманию эту прекрасную оду героизму и преданности Отчизне в лице Котибара Суюнгараулы…
По идейному вдохновению аксакала Бекеса Курымбаева, потомки батыра Жаксылык Сарсенов, Ыбрай Берекетов, Саттигул Жанбырбаев, Есламгали Курмангазиев, Буркит Майлыбаев, семья Нургазиевых и другие родные воздвигли мавзолей Котибар-батыру на кургане на месте его захоронения. Мавзолей высотой 7 метров спроектировал и построил мангистауский архитектор Абай Мустахиулы Килилаев.
Ни в коем случае нельзя это событие рассматривать, как очередной повод собрать родню для поедания бешбармака. Вкушать блюда можно и на лоне природы, не раскошеливаясь на воздвижение памятника, не утруждая себя кропотливыми поисками всей имеющейся устной народной информации, которые сродни поискам иглы в стоге сена. В действительности, этот шаг является своего рода данью памяти предка и служит воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма. Согласитесь, по телевидению не увидишь и в Интернете не найдешь легенду о своем предке, который был не киношным героем, а достойным сыном своего народа. И который имел в себе мужество выступить в защиту слабых и угнетенных, невзирая на положение обидчиков.
Жаик АБДАНУЛЫ, Атырау
№ 65 от 04.08.2008
|