С.Малеев: Верховный главнокомандующий России, в жилах которого текла казахская кровь… Памяти Л.Г.Корнилова 14:13 05.08.2008
Верховный главнокомандующий России, в жилах которого текла казахская кровь…
На август приходятся совершенно разные памятные даты, однако многие ли из нас помнят, что девяносто один год тому назад, 1 августа 1917 года Временным правительством Керенского был назначен новый Верховный главнокомандующий России Лавр Георгиевич Корнилов? Притом, что еще меньшее количество людей знает, что в жилах российского генерала, ставшего знаменем белого движения, текла казахская кровь. Азиатский Джеймс Бонд
Наш земляк родился в 1870 году в станице Каркаралинская Семипалатинского уезда. Мать Корнилова была казашка. С самых ранних лет воспитанием Лавра занимались родственники по линии матери. Поэтому мальчишка в совершенстве знал казахский язык, обычаи и традиции казахского народа. Будучи похожим на мать и обладая ярко выраженной азиатской внешностью, он рос в среде степняков, мало чем от них отличаясь.
Многодетная, типично казахская семья жила бедно. Отец, отставной казачий хорунжий, в должности коллежского асессора зарабатывал мало, и этих денег едва хватало, чтобы сводить концы с концами. Поэтому Лавру, можно сказать, повезло, когда в 13 лет он поступил на учебу в Омский кадетский корпус, который в свое время закончил Чокан Валиханов. Как пишет в своей статье "Что мы знаем о Корнилове" журналист Ермек Жумахметулы, опубликованной в номере 60 газеты "Алматы акшамы":
– Корнилов был дружен с Чоканом Валихановым. Он изучал его труды. Позже Корнилов повторит маршрут экспедиции Чокана Валиханова, вторым из русских офицеров побывав в Кашгарии…
Юный Лавр учился с огромным рвением и на выпускном экзамене набрал наивысший балл среди выпускников Омского кадетского корпуса. А вскоре он поступает в Михайловское артиллерийское училище, в 1892 году также закончив его с отличием. В это время проявляются его способности к изучению языков. Он овладевает в совершенстве в дополнение к русскому и казахскому татарским, персидским, туркменским, китайским, английским, французским и немецким языками, что в будущем ему еще пригодится. В 1895 году Лавр Корнилов поступает в Академию генерального штаба, через три года, в 1898 году, завершив обучение в ней с серебряной медалью за отличные успехи в учебе. Как вспоминает его однокурсник генерал А. Богаевский:
– Скромный и застенчивый артиллерийский офицер, худощавый, небольшого роста, с монгольским лицом, он был мало заметен в академии и только во время экзаменов сразу выделялся по всем наукам…
После окончания Академии генерального штаба дальнейшая карьера будущего генерала тесно связана со службой во внешней разведке. Отныне он агент российских спецслужб в Туркестане. Несомненно, здесь свою роль сыграла его внешность и знание иностранных языков. Он отращивает себе бороду, чтобы даже в мелочах походить на азиата.
Для самого Корнилова это было время, сопряженное с огромным риском и приключениями в духе Джеймса Бонда. Он выдает себя то за купца, то за правоверного мусульманина, то за путешественника. С двумя сопровождающими его джигитами-казахами он пробирается в Персию, нанося на карту земли Дешт-Наумеда. В другой раз в Афганистане его задерживают по подозрению в шпионаже вместе с его тремя товарищами-туркменами. В ту пору в этой стране, как и во всей Средней Азии, весьма подозрительно относились к посторонним, видя в каждом из них потенциальных агентов российской или британской разведок. И только басня о том, что они пришли наниматься на службу королю, сохраняет Корнилову и его товарищам жизни. В этой связи можно вспомнить незадачливого немецкого путешественника Адольфа Шлагинвейта, в подобной ситуации поплатившегося головой за свою излишнюю любознательность и несообразительность.
Информация, которую добывал Корнилов в те годы, представляла большой интерес не только для разведслужб, но и имела огромную научную ценность. Поэтому, когда в 1901 году выходит его книга "Кашгария и Восточный Туркестан", она моментально становится популярной в кругах российской научной интеллигенции. Так к Лавру Корнилову приходит известность и слава.
Русский Наполеон
То, что Лавр Георгиевич Корнилов – артиллерийский офицер был небольшого роста, позже даст его современникам повод для сравнения русского генерала от инфантерии с французским императором Наполеоном Бонапартом. Как и его французский визави, он был мужественным и талантливым полководцем. С началом Первой мировой войны Корнилов возглавляет бригаду, а уже с декабря 1914 года под его начало переходит 48 пехотная дивизия 8 армии генерала Брусилова. В самые отчаянные моменты сражения генерал Корнилов сам водил батальоны дивизии в штыковую атаку на врага. Он был человеком отчаянной храбрости. А уже вскоре за доблесть, проявленную в боях с неприятелем, его дивизия получает имя "Стальной".
– Странное дело, – вспоминал позже генерал Брусилов. – Корнилов свою дивизию никогда не жалел, а между тем офицеры и солдаты его любили и ему верили. Правда, он и сам себя никогда не жалел…
Наполовину казах и выходец из социальных низов, свою карьеру в российской армии сделавшей благодаря природному уму и мужеству, Корнилов вместе с тем был подлинным патриотом России. Он любил ее. Поэтому он с огромным воодушевлением встретил Февральскую революцию, веря в светлое демократическое будущее своей и родины. Корнилов в то время, выступая перед солдатской аудиторией, говорил:
– Старье рухнуло! Народ строит новое здание свободы, и задача народной армии – всемерно поддержать новое правительство в его трудной, созидательной работе.
А между тем Россия катилась в пропасть. В армии и в тылу шло разложение. Правительство Керенского оказалось не в состоянии контролировать обстановку в стране. В августе 1917 года Корнилов несколько раз приезжает на правительственные совещания в Петербург, покидая свою ставку в Могилеве. Народ на вокзале каждый раз его встречает цветами, неся на руках. Люди его боготворят и отчаянно верят, что Лавру Георгиевичу Корнилову удастся навести порядок в стране. Что он и пытается сделать. 25 августа 1917 года в связи с надвигающейся угрозой большевистского переворота Корнилов выдвигает в сторону Петербурга конный корпус генерала Крымова. Однако из-за предательства Керенского, в последний момент признавшего Корнилова мятежником, эта попытка подавления большевизма в российской столице оказалась сорванной. Генерал Крымов застрелился. А 2 сентября 1917 года был арестован и сам Лавр Корнилов. Один из его соратников, генерал Романовский, так говорил об этом аресте:
– Могут расстрелять Корнилова, отправить на каторгу его соучастников, но "корниловщина" в России не погибнет, так как "корниловщина" – это любовь к Родине, желание спасти Россию, а эти высокие побуждения не забросать никакой грязью, не втоптать никаким ненавистникам России.
Смерть патриота
Корнилов погиб 13 апреля 1918 года от разрыва артиллерийского снаряда во время захлебнувшегося наступления Добровольческой армии на Екатеринодар. При отступлении он был тайно захоронен своими солдатами и офицерами на территории немецкой колонии Гначбау. Но уже на следующий день тайное захоронение было обнаружено большевиками, раскопавшими могилу генерала и жестоко, бесчеловечно надругавшимися над трупом. Они вздернули мертвое тело на виселицу, после чего четвертовали его на куски. Тело покойного прокалывали штыками, закидывали камнями, оплевывали, пока, наконец, не сожгли на местной живодерне. Таким оказался трагический конец истории босоногого мальчугана из Каркаралинской степи, чье имя стало символом спасения России.
И теперь остается только сказать, что на его родине, в Каркаралинске, на Аллее славы среди имен Казыбека-би, Мади, Таттимбета, Калибека Куанышпаева, Тохтара Аубакирова отныне навечно высечено в граните и имя Лавра Георгиевича Корнилова, Верховного Главнокомандующего России, в жилах которого текла казахская кровь.
№ 30 (395) от 04.08.2008 Серик МАЛЕЕВ
|