З.Курманов: Партстроительство в Кыргызстане находится в "младенческом" возрасте 12:47 06.08.2008
Зайнидин Курманов, председатель Комитета ЖК, профессор: Кыргызстану необходимо отказаться от нынешней аморфной партсистемы
Государство должно помочь своим гражданам разобраться в партийных предпочтениях, если сами партии неохотно идут им навстречу в угоду частным интересам. Думается, сейчас Кыргызстану важно перейти к системе такой партийной демократии, которая должна прийти на смену нынешней аморфной партсистемы, от которой народу и стране мало проку
О развитии политических партий в Кыргызстане в интервью парламентского эксперта, председателя Комитета Жогорку Кенеша по конституционному законодательству, государственному устройству, законности и правам человека, члена фракции "Ак жол", профессора Зайнидина Курманова.
- Развитие партий и многопартийности является одним из важных условий утверждения демократии. В каком состоянии находится отечественное партстроительство?
- Я бы сказал, оно в "младенческом" возрасте. За 19 лет после отмены монополии КПСС на власть партии страны при соответствующей поддержке могли бы вырасти из "младенца" в "статного юношу". Но не вышло. Реформаторам первой волны "демократизации" казалось, что достаточно отменить монополию КПСС, и мы быстро приплывем к многопартийности, демократии и процветанию. Не получилось.
Оказалось, что для реализации задуманного мало одного желания, требуются еще огромные интеллектуальные, организационные и финансовые вклады. Нужны новые знания и новый опыт. Новые люди, новое мышление. Нужна политическая воля и нужны средства, большие средства. Создать партию оказалось гораздо труднее, чем какую–нибудь компанию. Невнимание к проблеме, упрощенные и утилитарные подходы привели к тому, что многие созданные партии оказались нежизнеспособны, плохо встроены в политическую систему, они не могут с пользой выполнять свои функции.
Поэтому предстоит еще многое сделать, чтобы получился хороший продукт – современные партии, отвечающие целям, задачам и духу времени. И это строительство не должно ограничиваться только словесными призывами и мольбами. Если потребуется, надо и власть употребить, "резать по живому", чтобы успеть запрыгнуть в вагон уходящего поезда. Слишком много времени уже бездарно потрачено.
- В настоящее время в Кыргызстане официально зарегистрировано свыше 100 политических партий. Какова будет их судьба? Какие задачи стоят перед государством и обществом в развитии партий?
- Численность партий не служит доказательством качества национального партогенеза. Некоторые из партий уже заявили о своем слиянии, либо самораспустились. Другие "продолжают выживать". После принятия нового закона о партиях их численность должна сократиться до разумных пределов, чтобы не морочить голову избирателям. Есть разница - выбирать из 100 партий или из 10–15? Естественно, что в последнем случае выбор будет более осознанным.
Государство должно помочь своим гражданам разобраться в партийных предпочтениях, если сами партии неохотно идут им навстречу в угоду частным интересам. Думается, сейчас Кыргызстану важно перейти к системе такой партийной демократии, которая должна прийти на смену нынешней аморфной партсистемы, от которой народу и стране мало проку. Работа эта уже началась благодаря новой конституции и избирательной системе.
- А какие негативные моменты Вы видите в прошлой партийной системе? И какая система сложилась сейчас?
- Прежняя партийная система в Кыргызстане плохо функционировала, была аморфна, слабо структурирована, неустойчива и не несла пользу обществу. Она представляла и удовлетворяла интересы отдельных партийных вождьков, но не народ и государство в целом. Партии существовали как бы для нужд своих хозяев. Они были непредсказуемы и плохо управляемы, не были встроены в государственную и политическую систему страны, практически не оказывали никакого влияния на принятие политических решений. Отсюда - высокая текучесть кадров в партиях, низкий партийный менедмежмент, убогое финансовое состояние, высокая степень клановых связей внутри них.
В настоящее время можно сказать, что роль партий стала возрастать, меньше стало стихийности и хаоса, начался процесс политической идентификации и консолидации государственной власти, что можно только привествовать. Впервые власть в стране стала партийной, а следовательно, – ответственной. Но мы еще далеки от идеала.
Мы сейчас переходим от беспартийной системы, которая была, к многопартийной системе с доминирующей партией, каковой в настоящее время является Народная партия "Ак жол". Как показывает опыт стран СНГ, такие системы в условиях переходной демократии наиболее реальны и имеют историческую перспективу.
- Вы говорили о важности партийной идентификации. Как можно идентифицировать наши партии?
- Да, это очень важно, так как речь идет об инвентаризации партий, в ходе которой надо ответить на вопрос – что нам надо, что мы имеем и от чего надо избавиться, чтобы двигаться вперед? Партии в Кыргызстане можно идентифицировать по разным критериям. По идеологическим признакам в республике есть либеральные, социалистические (социал–демократические), центристские партии. Особняком стоят патриотические, радикальные и маргинальные партии. "Маргинальные" (это политологический термин) – это партии женские, молодежные, пенсионеров, "этнические", участников военных действий, партии, построенные по профессиональному признаку, партия русскоязычных и другие. То есть это те партии, которые созданы по неполитическим признакам. По внутреннему устройству есть демократические и вождистские партии. Последних много, первых же катастрофически не хватает, хотя стране очень нужны демократические партии.
Есть партии, а есть кружки. Причем, последних - тоже огромное множество. Большинство партий претендует на роль массовых партий, они хотят осчастливить весь электорат. Практически нет кадровых партий, которые бы работали с определенным электоратом. Нет партий–милица, т.е. имеющих военизированные организации, но каждая партия стремится обзавестись молодежным крылом. Есть проправительственные, оппозиционно–умеренные и оппозиционно–радикальные партии. Нет в Кыргызстане фашистских и анархистских партий, хотя есть другие крайности - фундаменталистские и экстремистские партии, действующие нелегально.
С точки зрения политологии, как говорится, налицо все разновидности. Но главное в этом многообразии - нет содержания. Есть лозунги, девизы, но нет сути, качества.
- Что вы имеете в виду?
- В наших партиях важна персональная фигура лидера, а не политическая программа партии. Отсюда размытость и непоследовательность в политических действиях партий, политическое шараханье, разношерстность в поступках, действиях и принимаемых решениях. Этому значительно способствовали и проводившиеся в республике в течение длительного времени мажоритарные выборы в Жогорку Кенеш.
Партии Кыргызстана не имеют постоянного избирателя, четко выраженной электоральной поддержки, а потому сразу претендуют на широкий охват людских симпатий, которых они стремятся достичь исключительно на основе критики политики действующей власти. Поэтому здесь нет в полном смысле этого слова и партийного электората.
Выборы по партийным спискам в стране имеют весьма короткую историю, в течение которой у партий физически не смог сложиться свой устойчивый электорат. Для того, чтобы это произошло, необходимо провести хотя бы 3–4 цикла парламентских выборов по пропорциональной системе. Поэтому неубедительно звучат утверждения, что оппозиция выиграла досрочные выборы в Жогорку Кенеш в 2007 году. Победа партии власти на этих выборах в серьезных экспертных и политических кругах была предсказуема и ожидаема.
Существенной проблемой партийного строительства является и то, что в Кыргызстане лидеры (вожди) партий подчас не являются носителями партийных ценностей и взглядов. В таком же аморфном состоянии пребывают и рядовые активисты, которым без разницы, какие политические принципы исповедует их руководитель, в качестве которого обычно выступает друг, родственник, сосед, работодатель. Как писали Ильф и Петров в "12 стульях", "молодуха была немолода". Иначе говоря, демократические партии в Кыргызстане могут быть совсем недемократическими, центристы – нецентристами, а правые – неправыми.
Большинство партий на самом деле являются разными модификациями компартии. Например, ни у кого в стране не вызывает недоумение то, что большинство оппозиционных демократических, правых и социал–демократических партий выступают против политики свободного рынка. На Западе это был бы скандал, у нас на все одно объяснение - "жУ©н эле". Поэтому никакого прогресса в партийном строительстве не будет, пока партии не научатся правильно себя позиционировать, пока внутри партий не начнутся демократические преобразования, пока люди не научатся планировать создание партий и понимать – какие партии больше всего им нужны на этапе реформ.
- Вы не оговорились? - Люди должны планировать создание партий?
- Не только люди, но и власть, т.к. она несет ответственность за страну. С точки зрения востребованности партийных идеологий, на наш взгляд, в транзитных странах в настоящее время гипотетически наибольшую ценность имеет либеральная идеология (с учетом национальной специфики) и идеология национализма в лучшем смысле этого слова (не путать с патриотизмом).
Речь идет о таких идеологиях, которые не получили в нашей стране в силу разных исторических и политических условий, культурного развития и поддержки, но которые таят в себе огромный созидательный потенциал. Политики недооценивают то обстоятельство, какая идеология наиболее востребована в условиях реформ и строят свои партии по привычным образцам и лекалам своего прокоммунистического сознания. При таком подходе не случайно, что большинство новообразованных партий в стране заявляют о себе как о социалистических, либо центристских, хотя в пореформенном Кыргызстане нет необходимости в таком огромном количестве идентичных партий.
В отличие, скажем от консервативной идеологии или социалистической, которые в той или иной мере имели хождение в нашем обществе, были привычны менталитету и культуре, идеология либерализма призывает к раскрепощению человека и его творческих возможностей, требует юридического равенства для всех, устанавливает верховенство закона, верховенство прав человека перед государством, призывает к сокращению роли государства.
В силу этого эта идеология не требует больших материальных затрат и издержек на реализацию такой политики. Эта идеология позволила многим странам Европы преодолеть бедность и достигнуть хорошего материального достатка за счет раскрепощения человека и обеспечения его свободы.
В отличие от либерализма и идеологии свободы, идеология социал–демократии требует обеспечения экономического, материального равенства всех граждан, а потому требует больших финансовых вложений. Идеи социал–демократии очень дорогостоящи и их реализация возможна только в экономически развитых государствах. Не случайно, что экономический подъем стран Запада был связан с победой на выборах либеральных партий и реализацией их политики на протяжении многих кряду лет. По мере экономического роста этих стран на политическую авансцену выдвигались социал–демократические партии с их требованием справедливого материального обеспечения и равенства.
29.07.2008,
|