Историческое безобразие. Близ Кызылорды рухнула мечеть Бальдика 08:59 11.08.2008
Историческое безобразие
В ауле Когалыколь в 27 километрах от Кызылорды рухнула мечеть Бальдика. В 1906 году она была построена человеком по имени Бальдик, решившим часть своего достатка направить на богоугодное дело. Говорят, что человек, пожертвовавший деньги на строительство, нажил их неправедным путем, замаливал грехи, но это не суть дела. То, что мечеть вышла на славу, отмечают и архитекторы, и историки, в свое время исследовавшие ее. Строил здание молодой мастер-узбек из кирпича, изготовленного и обожженного прямо в ауле. Известно, что глину для него брали во дворе селянина Шахапа Каюпова, раствор же, которым кирпичи крепили между собой, готовили по старинному рецепту на основе известковых вяжущих. Известь добывали в местечке Алакашар, в семи километрах от Когалыколя, и возили ее оттуда на арбах. Из алашакарской извести в конце девятнадцатого века готовили мастера раствор также при возведении кызылординской, ныне действующей мечети Айтбая, и при строительстве дома Алтынхан, памятника городской архитектуры, который ныне утрачен.
– Мечеть Бальдика была небольшой, – рассказывает Биртай Бижанов, начальник кызылординского филиала реставрационной мастерской РГП "Казреставрация", – примерно одиннадцать с половиной на четырнадцать метров в плане, высотой семь метров. Но это было очень красивое, долгое время действовавшее, ритуального назначения здание, фасад которого когда-то зодчий выполнил в "русском кирпичном" стиле. И интерьер мечети изначально был богато декорирован. То есть, если бы она была в порядке, там было бы на что посмотреть. Ведь не случайно строение внесено в "Свод памятников истории и культуры Республики Казахстан".
Полную реставрацию мечети Бальдика провести хоть и сложно, но можно. Только вот будет ли она проведена или нет – другое дело. Комиссия по охране памятников при областном акимате, как припомнил Биртай, обсуждала вопрос с мечетью еще в мае. И разговор, который кончился "ничем", шел о том, восстанавливать ли вообще из руин строение или нет.
Спорить у нас о том, поднимать заново стены практически утраченной мечети или не поднимать, все равно, что сообща решать, где ставить запятую во фразе "казнить нельзя помиловать". С одной стороны, здесь довлеет народное мнение. Любой из чиновников, кто посмеет подписаться под решением вывести из вышеуказанного "Свода" мечеть Бальдика, а значит, лишить ее статуса памятника, охраняемого государством, раз ее уже практически нет, рискует быть оплеванным не только современниками, но и следующими поколениями. В потомков "подписантов" будут тыкать пальцем, припоминая, что дед когда-то дал добро на презрение святыни. С другой стороны, мечети действительно уже нет, а полная реставрация ее обойдется, как минимум, в сорок миллионов тенге. И эти сорок миллионов "вынуть и положить" на блюдечко с голубой каемочкой никак не получится. Бюджет области планируется и обсуждается заранее. Вот если только областное управление культуры пожелает стать заказчиком проекта реставрации и подаст бюджетную заявку на выделение средств в 2009 году. И если заявка пройдет через управление экономики и бюджетного планирования, где справедливо полагают, что в первую очередь бюджетные деньги надо пускать на неотложные нужды.
Могу предсказать, что будет следующей весной, если ничего этого не произойдет. Потомки Бальдика, которых многое множество, на сельском сходе в Когалыколе уже приняли решение самостоятельно отстроить новую мечеть имени своего предка взамен старой. Кирпичи с руин использовать при строительстве новой мечети, чтобы "аруах" Бальдика не покинул святого места.
– И ведь люди в курсе, что это абсолютно противозаконная задумка, – рассказывает Биртай Бижанов. – Нельзя ни кирпича тронуть на памятнике истории или культуры, пока он официально охраняется государством. А мечеть Бальдика пока государственная, общенациональная ценность.
Сам Бижанов за то, чтобы специалисты отреставрировали мечеть. Иначе местные люди все равно растащат по кирпичику развалины, часть материалов с которых можно и нужно исследовать до реставрации и использовать во время нее, или построят на месте руин какую-либо нелепицу, которая и в веках памятником городской архитектуры называться не станет. Ведь ценно то, что было. И пока еще по фотографиям и основываясь на исследования проектного института, все поправить можно. Если учесть временной фактор, счет идет на месяцы.
– Беспокоит не только будущее мечети Бальдика, – рассказывает Биртай. – В области наблюдается абсолютно противоестественное отношение к памятникам старины. Сейчас пока еще охраняется государством мечеть Айтбая, та, что в центре Кызылорды. Но как специалист могу сказать, что историческая ценность ее уже утрачена. В начале нынешнего века там без всяких согласований с государственным учреждением по охране памятников истории и культуры провели капитальный ремонт и из всей старинной мечети Айтбая нетронутой осталась только фасадная часть, а остальное все переделано так, как удобно было служителям мечети. Сейчас речь может идти только о том, чтобы вывести мечеть Айтбая из списка охраняемых государством памятников. Человеческий фактор убил историческое содержание строения.
Полная реставрация идет и в мечети Калжан-ахуна, недалеко от одноименного аула. Там "человеческий фактор" гулял вовсю. Прошлым летом я специально посетила эти места, чтобы сфотографировать здание до того, как в нем началась реставрация. Двор мечети был густо усеян бытовым мусором, внутри здания на стенах красовались матерные надписи, в углах центрального зала дурно пахли кучки экскрементов.
– Та же картина будет наблюдаться уже следующим летом, если ни область, ни Сырдарьинский район, на территории которого комплекс находится, так и не выделят деньги на содержание исторического памятника и штатные единицы сторожей, – считает Бижанов. – Весной бригада реставрационной мастерской начала мечеть Калжан-ахуна восстанавливать, в сентябре мы все работы закончим. Сдадим объект в идеальном состоянии. Но здание нужно в холода обогревать, нужны охрана и уход.
Биртай абсолютно прав. Мечеть находится всего в пятидесяти метрах от центральной трассы. Отреставрировать ее и затем повесить на ворота амбарный замок – значит не воспользоваться возможностью показывать ее приезжим туристам и отдать на поругание местным вандалам. Лет пять, и снова встанет вопрос о реставрации.
Откроем теперь страницу сороковую "Свода памятников истории и культуры Республики Казахстан". На этой странице в списке кызылординских памятников значится под номером шестым здание бывшего горисполкома. В описании сказано, что архитектура его является характерной для советского периода попыткой поиска национального своеобразия с использованием принципов классической архитектуры. Здание обследовано в 1986 году экспедицией института "Казпроектреставрация", паспорт его находится в областном управлении культуры.
С тех пор, как был издан "Свод", в редакционной коллегии которого состояли такие умные люди, как нынешний министр культуры Мухтар Кул-Мухаммед и академик Карл Байпаков, не прошло и года. Здание горисполкома, в котором позже располагался городской акимат, больше не существует. Снесли, чтобы построить другой, более современный городской акимат (на фото). Как могло случиться такое, что в реестре исторических памятников области строение есть, а на деле его больше нет, догадаться сложно. В данном случае интересно, кто повернул законное дышло?
№ 31 (396) от 11.08.2008 Наталья ДЕНИСОВА, Кызылорда
|