"Казправда": Девушки в хиджабе - за и против 11:09 14.08.2008
Астана... Современная, стильная, стремительно развивающаяся столица. Высотные здания, замысловатая архитектура которых поражает воображение, множество культурных и развлекательных центров, достопримечательности, наполненные глубоким смыслом великого наследия казахов. И люди. Различных социальных слоев, профессий и вероисповеданий. Сотни тысяч лиц. И среди этой многоликой толпы все чаще мы стали замечать девушек, разительно отличающихся от остальных. Тела их полностью скрыты от посторонних глаз - они облачены в хиджаб.
Что это: мода или попытка конфессиональной самоидентификации? Выражение протеста против западного влияния и распространения вестернизированной массовой культуры или символ веры и высокой нравственности?
"Хиджаб" с арабского языка переводится как "средство покрытия". Он не имеет определенного вида, но предполагает некоторые строгие условия. Во-первых, большим платком необходимо закрываться так, чтобы видно было лишь лицо. Во-вторых, тело должно быть полностью под широкой, не подчеркивающей фигуру одеждой, за исключением кистей рук и ступней. И наконец, запрещены прозрачные ткани и слишком яркие, бросающиеся в глаза расцветки. Если эти требования соблюдены, одежду можно считать хиджабом.
В последнее время на улицах города мы все чаще видим молодых женщин, одетых подобным образом. Такие представительницы женского пола пять раз в день совершают намаз, ведут себя очень скромно и застенчиво. Ведь ношение хиджаба подразумевает не только стиль одежды, но и определенный образ жизни.
Многие, наверное, не раз задавались вопросом, почему в последнее время все больше девушек в нашей стране выбирают для себя такой путь, ведь, насколько известно из исторических сведений и художественной литературы, казахи растили своих дочерей в свободе, не заставляя покрывать волосы и надевать свободную одежду. Вспомним, к примеру, знаменитые камзолы - красивые удлиненные жилеты, входившие в состав женского наряда, - они туго стягивали стройную девичью талию. А вплетенные в густые черные косы степнячки шолпы - украшения для волос, звенящие при ходьбе? Все это не раз описывали в своих произведениях казахские писатели.
Такие доводы я привела одной из астанинских девушек, носящих хиджаб. По этому поводу моя респондентка выдвинула свою теорию. По ее мнению, кимешек - платок, который в средневековье надевали замужние женщины-казашки, является прототипом хиджаба. А на возражение, что сейчас в так называемую "исламскую одежду" облачаются совсем молодые - студентки и даже школьницы, она напомнила, что в те далекие времена, когда казахи кочевали по бескрайним степям своей родины, понятие о возрасте девушки было несколько иным. Ведь в 13-14 лет девочка считалась уже взрослой, и ее выдавали замуж. Получается, что она носила кимешек с юности.
И все же почему в XXI веке молодые, полные сил и энергии, эмансипированные и независимые девушки решаются на подобный образ жизни? Что толкает студенток связать себя столь строгими правилами поведения, которые влекут за собой не только определенные действия, но и мысли?
Я побеседовала с еще одной респонденткой, выпускницей столичного вуза Алией, которая совсем недавно стала носить хиджаб. Она объяснила, что в Коране, священной книге мусульман, описываются фарды - обязательства, которые должен выполнять каждый мусульманин. Ношение хиджаба является одним из фардов. Алия откровенно поделилась, что в какой-то момент почувствовала: она готова жить по законам Корана и добавила, что не осуждает девушек, предпочитающих светскую форму одежды, и более того, не приемлет насильственное принуждение к хиджабу.
В принципе, если все молодые женщины по собственному желанию выбирают для себя такой путь и никого не заставляют следовать за ними, тогда что в этом плохого? И даже если у казахов не было такой традиции, сегодня каждый волен выбрать для себя религию и образ жизни.
Но не все правильно понимают ношение хиджаба и не до конца осознают ответственность, которую это за собой влечет. Фривольность поведения, сквернословие и вредные привычки никак не сочетаются с внешним обликом некоторых юных дев, одетых по мусульманским канонам. Скорее всего, для таких девушек хиджаб - что-то необычное, "прикольное" и нестандартное, дополнительный способ привлечения к себе внимания. И поскольку они не знают правил его ношения и поведения, то и не ведают, что хиджаб "говорит" о скромности и застенчивости - согласно Корану, любимых качествах Всевышнего.
Конечно же, во всем должна быть мера. Если некоторые молодые женщины в нашей стране хотят носить хиджаб и ведут соответствующий образ жизни, главное, чтобы это не приобретало принудительный характер и не превращалось в религиозный фанатизм. А "оппоненты" не должны их осуждать, ведь каждый вправе сам решать, по какому пути ему следовать и как жить. Главное - не нарушать общечеловеческие законы.
Алтынай ЖУМЖУМИНА № 177 (25624) 14.08.2008
|