КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 14.08.2008
22:33  Засудили. Армяно-шведский борец Ара Абрамян демонстративно снял и выбросил бронзовую медаль Пекина
22:21  Ахтар Мухаммад: Бомбу под мусульманский мир. Закладывают США в ЦентрАзии
22:12  "Барселона" не пустила Самуэля Это’О играть в узбекский "Бунедкор"
22:02  Спецназ Киргизии освободил заложников из числа прапорщиков, удерживаемых заключенными в колонии №16
21:56  Грузия сама взорвала свой ВМФ (три катера) в Поти. Чтоб врагам не досталось?
21:50  Кыргызстан намерен импортировать зерно из России и Казахстана
16:52  Казахстанский дзюдоист Асхат Житкеев проиграл финальную схватку Олимпиады борцу из Монголии

16:48  Казахстанский борец-"классик" Асет Мамбетов выиграл бронзу Олимпиады
13:47  М.Андрюшин: Власть в Казахстане. Новая книга Д.Ашимбаева/В.Хлюпина о самой сакральной ее части – истории номенклатуры (рецензия)
13:42  Большинство кандидатов в президенты Азербайджана - форменные нищие. Ильхам Алиев вообще не сдал декларацию
13:35  Сапа Мекебаев: Если на тренажере крутить педали в обратную сторону, то можно потолстеть
13:22  Е.Авдеева: Хаза или база? Американские военные готовил вооруженный конфликт на кыргызско-узбекской границе
13:20  А.Куанов: НеФАРМалы. В Казахстан некачественные лекарства поступают из Индии, Пакистана и… Казахстана
13:19  Д.Сатпаев: Новый ледниковый период. Война в Осетии сыграла на руку "ястребам" со всех сторон
13:18  С.Расов: Конец Супружества Независимых Государств
13:17  Россия выделяет 5 млн рублей на модернизацию систем ПВО Узбекистана и Таджикистана
13:13  В.Заварзин: Взамен биполярности, монополярности и многополярности - бесполярность?
13:12  Д.Никонов: ШОС – 2008. Взгляд из Таджикистана
13:10  Пустующие и незавершенные здания в Ташкенте будут проданы
13:09  Иранский газ в Турции. Ахмадинеджад прибыл с визитом в Стамбул
13:07  "КП": Китайцев в Пекине не проверяют на допинг...
12:57  Президенты Киргизии и Казахстана согласовали позицию по вопросу о выходе Грузии из СНГ
12:53  Х.Кадиров: Чем занимается Национальный центр волонтеров Таджикистана
12:47  ВВС: Белые в США станут нацменьшинством к 2042 году
12:46  6-й день Игр в Пекине: Китай увеличил "золотой" отрыв
11:46  На каспийском острове Гызылсу установят первый в Туркмении ветроэнергоагрегат
11:31  Рашид Нугманов переснимет культовый к/фильм "Игла" в новом формате
11:22  Китай вооружил кыргызстанских пограничников помощью на 4 миллиона юаней
11:13  К.Затулин: Грузия – Троянский конь в СНГ
11:12  А.Сиротин: Кто боится бухарских евреев?
11:09  "Казправда": Девушки в хиджабе - за и против
09:25  Взрыв на трубопроводе "Баку-Тбилиси-Джейхан" нанес колоссальные финансовые потери Азербайджану
09:20  Лидер Патриотической партии Кыргызстана Нышанов попросил политического убежища в США
07:55  С.Мамедов: Азербайджан остается в СНГ
07:05  Die Presse: Украина - мировой бордель. Секс-туристы, ласково просимо
00:36  Д.Гайбулин: В Кыргызстане каждая корова должна получить... паспорт
00:28  Чужая наука. Атырауский Госуниверситет в Казахстане активно окучивают сайентологи
00:19  Тимур Бекмамбетов открывает Школу рекламы. Со стипендией и гарантированным трудоустройством
00:11  С.Юсупханова: Киргизия. Поборы в школах растут - качество образования ухудшается
Среда, 13.08.2008
21:23  ОДКБ: Грузия осуществила геноцид в отношении осетинского народа (заявление)
21:11  С.Хелемендик: Розовый отморозок. Саакашвили типичен, прозрачен и обнажен для описания
21:04  Н.Назарбаев: СНГ не имеет рычагов и механизмов для вмешательства в такие конфликты как Южная Осетия
16:22  "Мир номадизма: прошлое и будущее". ЮНЕСКО проводит конференцию в Бишкеке
16:18  Г.Вологодская: Как умирают реки. Чистейшие горные реки восточного Казахстана превращаются в экстремально грязные
16:16  Арендованы два участка. Иран обеспечит Кыргызстану доступ к двум портам в Персидском заливе
16:12  TIHR: Странное решение. Туркменская желдорога отныне не продает билеты в обратный конец
16:08  Турецкая "Полимекс" построит в Ашхабаде спорткомплекс по зимним видам спорта
16:04  Власти Киргизии намерены урезать эфир узбекскоязычным телекомпаниям
15:57  11 золотых медалей. Американский пловец Майкл Фелпс стал лучшим олимпийцем в истории
14:24  "РГ": Геностыд. Грузинские войска сожгли в Цхинвале церковь вместе с прихожанами
13:58  О.Рябов: Цены на продукты питания в Киргизии и остальном СНГ - взлет без падения
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Казахстан   | 
Рашид Нугманов переснимет культовый к/фильм "Игла" в новом формате
11:31 14.08.2008

Рашид Нугманов: Кино без зрителя не входит в мои планы.

Известный режиссер переснимет "Иглу" в новом формате

Рашид Нугманов – ученик экспериментальной мастерской Сергея Соловьева, одним из первых снял авторское, но в то же время коммерческое кино. Его знаменитая "Игла" в 1989 году стала лидером советского проката. Зрители, особенно молодежь, и критики были единодушны во мнении, что картина ознаменовала приход "казахской новой волны", нового кинематографа и новой жизни. Культовый фильм, который с интересом смотрят по сей день зрители разных поколений, нарекли тогда олицетворением перестроечной неоромантики. Виктор Цой, блестяще сыгравший главного героя, по признанию жюри различных конкурсов, стал лучшим актером года, а режиссер фильма заслуженно обрел международную славу. Кстати, композиция "Звезда по имени Солнце" была написана лидером группы "Кино" специально для этого фильма. Позже, уехав за пределы родины, Рашид Нугманов почувствовал, что режиссура не предел его творческого потенциала. Он изучил кинопроизводство с юридической и деловой сторон, и отныне в мир кинематографа он намерен возвратиться в роли продюсера.

ЛИТЕР-Неделя: Рашид, в этом году фильмы "казахской новой волны" справят свое 20-летие, и ваши картины называют первопроходцами этого течения. К примеру, киноленту "Йя-Хха" назвали портретом советского андеграунда, "Иглу" – олицетворением перестроечной неоромантики, "Дикий Восток" – кинофеноменом, в котором соединен Восток и Запад. Что способствовало переломному процессу в казахстанском кино того времени и что стало главным принципом ваших знаменитых картин?

Р.Н.: Главным фактором перелома стала стратегическая воля тех, от кого зависело развитие казахстанского кинематографа. Впервые идея комплексной казахстанской мастерской во ВГИКе, состоящей из режиссеров, сценаристов, операторов и художников, возникла в начале 80-х у Олжаса Сулейменова в его бытность председателем Госкино КазССР. Сменивший его Канат Саудабаев воплотил идею в жизнь, и в 1984 году под руководством Сергея Соловьева и при участии Павла Лебешева, Анатолия Васильева и Сергея Бодрова была создана мастерская. А когда после трех лет интенсивной учебы наша группа, которую в шутку окрестили "бандой Соловьева", пришла на "Казахфильм", руководство студии дало нам полный карт-бланш на создание новых фильмов. Ни худрука киностудии Мурата Ауэзова, ни ее директора Сламбека Таукелова не смущал тот факт, что мы были еще студентами. Плановые полнометражные фильмы, которые мы сняли благодаря им, стали нашими дипломными работами. Это был беспрецедентный факт в истории советского кинематографа. Именно благодаря этим и многим другим людям и состоялся феномен "новой волны". Ну а остальное было за нами. А что касается главного принципа моих картин, то это, по сути, главный принцип моей жизни. Он прост и неизменен: делай только то, что никто, кроме тебя, не сделает.

ЛИТЕР-Неделя: Говорят, что, услышав однажды "раннего" Виктора Цоя, вы поняли, что это именно тот человек, который вам нужен. Как вам, тогда еще начинающему и неизвестному кинематографисту, удалось пригласить на съемки уже имевшего достаточную популярность исполнителя?

Р.Н.: Прежде чем снимать кино с Виктором, я с ним уже успел подружиться. И как только мы убедились, что между нами возникло полное понимание и доверие, работа началась.

ЛИТЕР-Неделя: Если не ошибаюсь, во время съемок "Иглы" Виктор Цой жил у вас дома. Каким вы его запомнили? Приходилось ли ему подстраиваться под роль или все-таки он больше играл самого себя?

Р.Н.: Я просил от Виктора только одного: оставаться самим собой. Он был абсолютно органичный человек. Любое лицедейство сразу же нарушило бы эту органичность. Виктора вполне устраивал такой подход, и работалось нам не просто легко – счастливо. Все давалось играючи и непринужденно.

ЛИТЕР-Неделя: Вы согласны с мнением, что в области кино именно вы сделали Виктора Цоя знаменитым, хотя помимо вас его снимали и другие режиссеры, и даже ваш учитель Сергей Соловьев?

Р.Н.: Не мне решать, кто кого сделал знаменитым, и, честно сказать, я над этим даже не задумывался.

ЛИТЕР-Неделя: И все же почему картины "новой волны" имели такой оглушительный успех? Даже ваш учитель признался, что сам не ожидал такого от своих учеников…

Р.Н.: Осознает он это или нет, но сам же Соловьев и является одним из главных виновников нашего успеха. Вместе с Анатолием Васильевым они поставили перед нами столь высокую планку, что нам не оставалось иного выбора, как перепрыгнуть ее.

ЛИТЕР-Неделя: Как вы думаете, в настоящее время могло бы случиться что-нибудь подобное в области отечественной киноиндустрии?

Р.Н.: Уверен в этом. Рецепт проверен и остается тем же: стратегическая воля тех, кто решает судьбы отечественной киноиндустрии. Время для этого подходящее. Посмотрите, как стремительно возрождается кинорынок в России, и в Казахстане есть все основания очень серьезно об этом подумать.

ЛИТЕР-Неделя: Ваш коллега Серик Апрымов как-то сказал, что после "новой волны" снимать авторское кино стало бессмысленно, вы с ним солидарны в этом?

Р.Н.: Волны имеют свойство приходить и уходить, на то они и волны. Ушла одна, обязательно придет следующая, рано или поздно. Станет ли она легким всплеском или девятым валом, это во многом зависит от всех нас: создателей кино, его рулевых, и от зрителей.

ЛИТЕР-Неделя: Возможно ли коммерческое авторское кино?

Р.Н.: Смотря какой смысл вкладывается в слово "коммерческое". Чтобы не заниматься абстрактным теоретизированием, обращусь к собственному опыту. "Игла", будучи по всем меркам бескомпромиссным авторским кино, стала одним из лидеров советского проката в 1989 году. А это значит, что авторское кино способно привлекать в кинотеатры миллионы зрителей и быть коммерческим проектом.

ЛИТЕР-Неделя: Вы согласны с тем, что ваши картины сравнивают с работами Жана Люка Годара?

Р.Н.: Наша мастерская росла на фильмах режиссеров французской "новой волны". Не буду говорить за коллег, но лично меня привлекало в них то, что они сами выросли на американском коммерческом кино, но переиначили его на собственный авторский взгляд. Эта формула способствовала взрыву креативности, навсегда изменившему язык кино. Фильмы Годара стали особенно близки для меня. "На последнем дыхании", "Безумный Пьеро", "Отдельная банда", "Альфавилль", "Уикенд" приоткрыли для меня то самое покрывало, под которым я обнаружил для себя "момент истины". Не могу не сказать и о другом, глубоко повлиявшем на меня режиссере – Дзиге Вертове. Мой первый фильм с Цоем "Йя-Хха" является, по сути, попыткой пересадить знаменитый вертовский принцип "жизнь врасплох" из документального в игровое кино.

ЛИТЕР-Неделя: Как вы отнеслись к тому, что вы и ваши картины стали олицетворением "новой волны"? Некоторых слава проверяет на прочность и не все могут выдержать эту проверку. Как ее проходили вы?

Р.Н.: С иронией. Я был уже достаточно взрослым, зрелым человеком, чтобы позволить славе раздавить меня как личность. Смею сказать, что медные трубы не изменили мой характер ни на йоту.

ЛИТЕР-Неделя: Ваши фильмы в то время называли "моментом истины", а что для вас момент истины сегодня?

Р.Н.: На мой взгляд, истину невозможно выразить словами, звуками или образами. Истина – это то, что лежит за поверхностью вещей. Момент истины приходит тогда, когда вам удается заглянуть под эту поверхность. Другое дело, что у художника, в силу материальности этого мира, нет иных возможностей прикоснуться к истине, кроме слов, звуков и образов. Этот парадокс и заставляет нас творить "покрывало" из своих произведений. А кто сумеет под него заглянуть – это уже другой вопрос. Иногда и сам художник не в силах этого сделать. Если кто-то из зрителей обнаружил в моих фильмах "момент истины" – это такая же заслуга зрителя, как и моя.

ЛИТЕР-Неделя: Уж не в поисках ли истины вы в 2000-х подались в оппозиционную партию?

Р.Н.: Меня с юных рок-н-ролль-ных дней привлекало бунтарство. Политика не стала исключением. Когда рок-н-ролл умер как музыка, для меня он возродился в других ипостасях. Казахстанская политика конца 90-х как раз оказалась для меня самым крутым рок-н-роллом тех дней. А позднее все как-то выдохлось, сошло на нет. Сейчас политика для меня умерла, и я возвращаюсь в кино, которое после катастрофического десятилетия наконец начинает оживать на постсоветском пространстве.

ЛИТЕР-Неделя: Вы пытались снимать, уехав за границу?

Р.Н.: Нет, снимать я не пробовал. Я несколько лет изучал премудрости американского и западноевропейского кинопроизводства с юридической и деловой стороны, то, чему нас не учили во ВГИКе. Я поработал с разными компаниями и продюсерами в сфере девелопмента, то есть приобретения и продажи интеллектуальной собственности и создания "пакетов". В кино такой собственностью в первую очередь являются сценарии. Я получил огромный опыт в этом деле, который, надеюсь, поможет мне вернуться в кино не только как режиссеру, но и как успешному продюсеру. Помимо этого, я также выступал с лекциями перед студентами, а Калифорнийский университет даже опубликовал кое-что из моих теорий в книге "Screenwriting for a Global Market".

ЛИТЕР-Неделя: А можете ли вы выделить кого-то из нынешнего поколения казахстанских режиссеров?

Р.Н.: По-прежнему самыми близкими из отечественных режиссеров остаются мои коллеги по "новой волне": Амир Каракулов, Серик Апрымов, Дарежан Омирбаев, Абай Карпыков. С интересом слежу за тем, как растет в качестве режиссера Александр Баранов, соавтор сценария "Иглы". И очень рад за Тимура Бекмамбетова, с которым нас связывает давняя дружба и которому удалось осуществить свою мечту: прорваться в первые эшелоны американского кинематографа. Он сделал это с блеском и видимой легкостью, но профессионалы-то прекрасно понимают, какая за этим кроется титаническая работа и талант.

ЛИТЕР-Неделя: Рашид, вы упомянули, что после долгого затишья планируете вернуться в кино, чем порадуете?

Р.Н.: Я возвращаюсь в кино с достаточно широким бизнес-проектом. Сейчас занимаюсь созданием компании "Титан Медиа Холдинг" в Москве. И если все состоится по задуманному плану, то новые проекты получат жизнь в области массового искусства. По старой привычке не люблю говорить о работах заранее, поэтому скажу лишь, что первым делом станет "переиздание" фильмов "Йя-Хха" и "Игла" в новом формате. Разумеется, у меня много режиссерских и сценарных идей, но я намерен применить накопленный опыт и в качестве продюсера. Я всегда придерживался мнения, что кино начинается не со сценария и даже не с сюжетной идеи, а с проданного билета, ведь в рыночном мире, хотим мы того или нет, нужно уметь не только профессионально тратить деньги, но и собирать их. В противном случае ты никогда не сможешь вырваться за рамки лабораторного, в лучшем случае фестивального кино. А кино без зрителя не входит в мои планы.

Беседовала Маржан КУДАБАЕВА, Алматы

[14.08.2008]

Источник - Литер
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1218699060


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 19 апреля 2024 года №523
- Олжас Бектенов поручил оказать пострадавшим от паводков семьям дополнительную помощь
- Презентация новых исторических книг состоялась в столице
- Олжас Бектенов поручил до конца полугодия сделать списки очередников на жилье прозрачными и понятными
- Без партийного акцента
- В Правительстве обсудили ход реализации проекта "Қарызсыз қоғам"
- Рейтинг управленческой элиты за I квартал 2024 года
- Об официальном визите Министра иностранных дел Казахстана в Таиланд
- Кадровые перестановки
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх