КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 20.08.2008
13:32  "Эхо": Сведения о минировании Баку-Джейхана не подтвердились
13:23  Казахстанский ученый Плохов нашел "секрет жизни" нашей планеты. Плутон тоже когда-то был на месте Земли...
13:19  Моряки больше не нужны. Казахстан закрывает Каспийский институт водного транспорта
13:15  Хохлоханство. Согласно новейшим изысканиям украинского историка Кобелюхи в древнюю УкрИмперию входил и весь Казахстан
13:13  Гриб-макоед. Узбекские ученые изобрели эффективное средство биоконтроля нелегальных посевов опийного мака
13:09  Ташкентский ф/к "Бунедкор" усиливает линию защиты бразильцем Луизао
13:04  Е.Авдеева: Про "Дордой", "Газпром" и очередной несчастливый случай Киргизии

12:58  Country-Strike: Кыргызстан на точке международного излома?
12:56  Б.Молдахметов: Возможна ли Южная Осетия в Центральной Азии?
12:48  Turkish Daily News: Саакашвили привел свою страну к катастрофе
12:42  "ВН": Китай оказался удобнее России. Правительство Ирака готово заключить нефтяную сделку с CNPC, но не с ЛУКОЙЛом
12:37  Wall Street Journal: Российско-иранская ось. Как Запад сможет защитить другие бывшие республики СССР?
12:36  Генконсульство Таджикистана откроется в Уфе
12:32  Президентом НК "КазМунайГаз" назначен Каиргельды Кабылдин
12:28  А.Шустов: Война в Южной Осетии: взгляд из Центральной Азии
12:22  А.Правов: Пакистан между двух огней. Ушедшим в отставку Первезом Мушаррафом были недовольны как в собственной стране, так и в США
12:16  ОДКБ ждет диверсий и провокаций, - нагнетает генсек Бордюжа
12:13  27/09 Туркмения проснется с новой Конституцией. Названа дата внеочередного Халк Маслахаты
12:08  Паника в Ашхабаде. Народ, вынес на улицу кошмы и паласы, ждет землетрясения
12:05  К.Зубков: Афганистан напомнил о себе. Талибы атакуют базы НАТО
12:02  РБК: Nabucco нашел газ. Но пока остается позади конкурентного "Южного потока"
11:59  А.Матвеев: СНГ - пора действовать более активно. Россия должна ужесточить свою политику
10:57  Д.Никитин: Неолимпийская столица. Мусульманская и буддийская общины мирно соседствуют в китайском Сиане
10:55  Е.Лыжников: Туркестанский джихад. Международная пресса о событиях в Синьцзян-Уйгурском автономном районе
10:52  Я.Бергер: Уйгурский ответ Олимпиаде. Исламскими радикалами в Китае движет социальный протест
10:51  МИД уполномочен заявить... Казахстан выступает за мирное и правовое решение проблемы Южной Осетии
10:48  Н.Сурков: Смертники штурмуют базы Североатлантического союза. Афганские талибы усиливают атаки на иностранные войска
10:45  А.Мельников: "Россия - Центральная Азия: что дальше?"
10:25  Олимпийские рецепты. Таджикский боксер Курбанов в плечо укусил казахстанского соперника Шиналиева
09:52  В Каире до тла сгорел... Национальный египетский парламент: 13 пострадавших госпитализированы
09:49  А.Вайскопф: Куда и как намерен "прорываться" Казахстан и его "КазМунайГаз"?
09:47  "DW": О перспективах ШОС накануне саммита в Душанбе 28 августа - взгляд из Таджикистана
09:41  Эрдоган прибыл в Баку. Обсуждать с Алиевым вопросы региональной безопасности
09:35  За границей дозволенного. Казахстанские пограничники расстреляли на Каспии собственных рыбаков
09:32  В.Щекунских: Отслоение на восток. Военные действия на территории Грузии раскололи НАТО
09:30  "Литер": Зачем закатывать банки? Некогда лучшая банковская система в СНГ переходит в иностранные руки
09:26  "Стреляли так, что стволы у гаубиц расплавились". Полковник М.Рябов вспоминает ирано-иракскую войну
09:25  Фантомные боли СССР. Россияне по-прежнему расходятся в оценке последствий августовского путча 1991 года
09:17  "Къ": В Баку взорвали намаз. Азербайджанские ваххабиты не поделили мечеть
09:15  Туркмения впервые отпразднует 1 сентября на государственном уровне
08:11  Д.Оразов стал вице-премьером, Х.Метеков - министром текстиля, Билишов - хякимом Ашхабада и др. назначения в Туркмении
01:57  Афганские потери Франции
00:25  Лев Смирнов: Буря в Персидском заливе?
00:05  Индия: крысы как альтернатива рису
Вторник, 19.08.2008
23:31  Казахстан: кадровые перестановки
22:38  Д.Рогозин: "Я представляю сильную Россию"
12:04  К.Кожомкулов: Шпионские страсти Кыргызстана - иностранные агенты лезут из всех щелей...
12:01  Н.Анаркулов: Как создать прорыв на финансовом рынке Кыргызстана
10:29  Ю.Чернявская: Мангалом по природе. Практически вся Восточно- Казахстанская область полыхает...
10:24  Россия поможет Киргизии самыми элитными сортами пшеницы. Для обновления полей
10:17  Г.Ф.Вардак ("серый кардинал" Афганистана): "Что я якобы близок к Хекматиару - сплетни и поклепы"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Д.Никитин: Неолимпийская столица. Мусульманская и буддийская общины мирно соседствуют в китайском Сиане
10:57 20.08.2008

Мусульманская и буддийская общины мирно соседствуют в Сиане – крупнейшем городе древнего Китая
Минарет Большой мечети Сианя легко спутать с буддийской пагодой.

Сиань – столица китайской провинции Шаньси. На протяжении более трех тысяч лет этот город, в древности носивший название Чанъянь, был столицей двенадцати феодальных династий. К северу от Сианя находится мраморный столп, отмечающий географический центр Китая. Жители Шаньси говорят, что в Шэньчжэне (это специальная экономическая зона в КНР) люди знакомятся с историей последнего десятилетия Китая, в Шанхае – с историей последнего столетия, в Пекине – с историей последнего пятисотлетия, а в Сиане – с историей пятитысячелетия страны. Действительно, в этих местах найдены остатки поселений, чей возраст превышает пять тысяч лет.

Сиань расположен в нескольких километрах к югу от реки Вэйхэ, притока Хуанхэ, питающего водой плодородные долины одного из древнейших очагов китайской цивилизации. Современный Сиань был основан в 582 году династией Суй (581–618), а в эпоху Тан (618–907) стал крупнейшим городом мира. В нем насчитывалось свыше миллиона жителей. Город имел строго геометрическую планировку, которая сохранилась и поныне. Четырнадцать улиц пересекали город с севера на юг, одиннадцать – с востока на запад, образуя 108 прямоугольных кварталов, где жили горожане одинакового состояния или рода занятий.

Весь город был обнесен земляной насыпью с десятью воротами. Около Восточных и Западных ворот находились рынки. Сиань делился на "Императорский город" с ансамблем дворцовых зданий Дамингун (VIII в.), "Чиновничий город" и "Внешний город"; в северной части располагался императорский парк.

В эпоху династии Мин (1368–1644) в городе началось новое строительство. Была сооружена мощная крепостная стена, в границах которой оказалась лишь шестая часть площади города танского времени. Городская стена в Сиане до сих пор не потеряла своего величественного вида. Она хорошо сохранилась, и в этом отношении, пожалуй, не имеет себе равных среди древних крепостных сооружений феодальных эпох.

Ворота, сохранившиеся с каждой из четырех сторон стены, имеют башенную конструкцию и выглядят весьма внушительно. В эпоху династии Хань выдающегося развития достигли ремесла, торговля и сельское хозяйство. Годы царствования У-ди Лю Чэ стали периодом могущества и расцвета династии Хань. В этот период были отражены нашествия гуннов. Отправившийся в качестве посла в западные земли Чжан Цянь проложил путь из Чанъаня (нынешнего Сианя) через западные отроги Синьцзяна вплоть до восточного побережья Средиземного моря, по которому торговцы непрерывным потоком везли на Запад изделия из китайского шелка. Эта дорога впоследствии получила название Великого шелкового пути. Он начинался у Западных ворот города.

С крепостной стены открывается живописная панорама старого города, с видом на Колокольную и Барабанную башни с черепичными крышами на высоких цоколях. Трехэтажная колокольня (Чжунлоу) высотой в 36 метров была возведена в 1582-м и перестроена в 1739 году. Она высится на месте пересечения двух главных улиц города – Нанбей-Дацзе и Сидун-Дацзе, идущих от городских ворот. Здесь в старину возвели каменную платформу и выстроили на ней живописную деревянную башню для большого колокола. Его звон служил сигналом боевой тревоги при приближении вражеских войск.

С колокольни видна и Барабанная башня (Гулоу) – выстроенная в ХIV столетии, она возвышается над плоскими крышами мусульманского квартала. В центре этого квартала, на улице Хуайе-Сиань, расположена Большая мечеть, одна из четырнадцати мечетей Сианя.

В мечети "Да цинчжэнь сы"

Ислам проник в Китай примерно в середине VIII века. В эпоху династий Тан и Сун арабы и персы сухопутным путем проникли на северо-запад, а морем добрались до приморских городов юго-востока Китая. Были установлены торговые связи, а вместе с ними началось распространение традиций ислама. В эпоху династии Юань (1279–1368) ислам получил особо широкое распространение. В настоящее время в Китае имеется свыше 30 тыс. мечетей, более 40 тыс. имамов. Общая численность мусульман в стране – около 20 млн. человек.

От Барабанной башни к Большой мечети путников ведут указатели. Здесь раскинулись торговые ряды, лавочки и закусочные с отличительной надписью "Цинчжэнь" ("ислам", "исламское"). Запахи горячего масла, восточных яств, людская разноголосица вперемежку с сигналами автомашин и скрежетом лопат, которыми сгребают щебень. Мимо сувенирных рядов движутся группы туристов. При подходе к мечети плотность лотков с различными поделками достигает своего предела.

Местные торговки – поголовно в хиджабах, которые являются неотъемлемой принадлежностью одеяния женщин-мусульманок. Если бы не хиджаб, то европейцу не отличить мусульманку от других китаянок: для него они все на одно лицо. В Китае ислам исповедуют неханьцы – хуэйцы (дунгане), уйгуры, баоань, салары, дунсяны, казахи, киргизы, таджики, татары, узбеки.

Пророк Мухаммед, как утверждают, говорил: "За знаниями не ленитесь идти даже в далекий Китай". И в Поднебесную последователи Мухаммеда приходили, приезжали и приплывали с разными целями. Так, в 755 году против императора Сюань-цзуна выступил его военачальник тюркского происхождения Ан Лушань, пренебрегший вниманием самого императора и ласками любимой наложницы последнего – Ян Гуйфэй, "китайской Клеопатры". Престарелый государь бежал из Чанъани и отрекся от престола в пользу сына. Новый император Су-цзун запросил поддержки у арабов. Халиф Абу Джафар прислал свое войско, и с его помощью столица была отбита у мятежников. Арабские же воины остались в Китае. Их кровь, равно как и тех мусульман, что осели здесь раньше или позже, смешивалась в результате браков на протяжении многих поколений. Но исходная религия – ислам – сохранилась.

Правоверные беспрепятственно стекаются в мечеть на молитву, а для "неверных" – входная плата 12 юаней (полтора доллара). Вырученные средства идут на реставрацию старинного мусульманского архитектурного комплекса. С группой туристов войдем во двор мечети. Если бы не арабская вязь на воротах, арках и павильонах, можно было бы подумать, что находишься в старинном китайском саду с его чайными беседками или в старинном конфуцианском духовном центре. Большие каменные черепахи со стелами на спине – это явно не мусульманская традиция.

За аркой – целый ансамбль различного рода построек и сооружений в окружении деревьев, кустарников и цветов. Здесь налицо смешение двух культур – исламской и ханьской. Первым ахуном (настоятелем) этой мечети ("Да цинчжэнь сы") был Бай Турды, выходец из южной части нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района. Он вступил в должность в 742 году. Время не пощадило дерево причудливой резьбы арки, но не сгладило надпись: "Закон – выше неба и земли".

Нынешнее здание мечети выстроено на месте прежнего (VIII в.) в середине XVIII столетия. На первый взгляд это здание ничем не напоминает мечеть. Его внешний облик и убранство выдержаны в духе китайской архитектуры. Даже минарет представляет собой павильон с каменными рельефами на полу: два дракона играют жемчужинами.

Одно из официально признанных национальных меньшинств Китая – народность хуэй (свыше 60 тыс. чел.), исповедующая ислам. В Центральной Азии "хуэйцзу" известны под именем дунган. Их историческая память хранит воспоминания о трагических событиях прошлого. Во второй половине ХIХ века один из предводителей мусульманских повстанцев, Биянху, и часть его людей нашли спасение в пределах Российской империи, на территории нынешнего Кыргызстана.

Местные мусульмане и до сегодняшнего дня признательны тем, кто спас Биянху и тысячи дунган от физической расправы. Они могут не знать деталей и вряд ли слышали о туркестанском генерал-губернаторе фон Кауфмане и о семиреченском губернаторе Колпаковском, рисковавшими карьерой во имя человеколюбия. Но историческая память народа по сей день хранит благодарность России…

Мечеть "Да цинчжэнь сы" – местопребывание руководящих органов Исламской ассоциации провинции Шэньси, которая входит в Китайскую исламскую Ассоциацию с центром в Пекине. В зале для почетных гостей – стенды с фотографиями. На одном из снимков – встреча с зарубежными единоверцами из Кыргызстана.

Пришло время молитвы, и имам в сопровождении группы хаджи в белых тюрбанах, концы которых ниспадают на спины, направляется в мечеть. У входа в молельный зал дощечка с вежливым предупреждением: "Просьба не входить. Идет молитва". Понятно, что это предупреждение адресовано немусульманам. Налицо веротерпимость; а ведь кое-где можно увидеть и другую надпись: "Неверным не входить".

Вряд ли в "ортодоксальной" мусульманской стране можно увидеть то, что в Сиане – обыденность. Шпиль зеленого купола, взметнувшегося ввысь с двумя поменьше, увенчан полумесяцем. Но это вовсе не мечеть, а ресторан "Лао сун цзя", известный отличной ближневосточной кухней. Исламская символика на здании ресторана… Где тут граница между духовным и телесным?

Пагоды диких гусей

Мусульманский квартал в Сиане занимает северо-западный угол старого города, окруженного крепостной стеной. В недрах квартала затерялся даосский храм Небесного божества. Его с трудом можно отыскать в запутанных проулках и тупиках мусульманского квартала. Переступив порог святилища, понимаешь, что оно переживает не самые лучшие времена. Лазоревые изразцы покрывают крышу храма, а между плитками пробивается трава. Входная плата – всего два юаня, и на скромный доход от посетителей непросто привести храм в божеский вид. Старинное здание храма возведено в годы начального правления династии Цин (1644–1911) и, похоже, не реставрировался с последних лет ее правления.

Совсем иное впечатление производят в Сиане буддийские святыни, находящиеся в южной части города, "за стеной". Речь идет о Большой и Малой пагодах диких гусей. Малая пагода (Сяояньта) высится в двух километрах к югу от Южных ворот, в стороне от широкой улицы Юисилу. В 684 году императрица У Цзэтянь повелела воздвигнуть здесь храм Джанфу в память умершего императора Гаоцзуна (третий правитель династии Тан). Обитель постепенно заселялась монахами, их число выросло до двух сотен человек. В 706 году на территории монастыря была построена тринадцатиярусная пагода высотой 45 метров. Сам храм не сохранился, а пагода, пережив сильное землетрясение 1556 года, уцелела. Последний раз ее реставрировали в 1965 году, а через два года грянула "культурная революция"… И хотя Сяояньта снова нуждается в обновлении, самые трудные годы для нее уже позади.

В сравнении с Малой пагодой Большая пагода диких гусей (Даяньта) выглядит великолепно. Она находится на улице Янта Лю; величественный силуэт пагоды виден издалека. У ворот ее ограды два каменных льва скалят пасти. А во дворе в окружении светильников взметнулась ввысь семиярусная громада пагоды, которую венчает утолщенный шпиль. Высота пагоды – 64 метра, а история ее строительства уходит в глубину веков.

В 647 году танский император Гаоцзун возвел здесь храм в память своей матери. Позднее при храме жил знаменитый монах Сюаньцзан. Родина Сюаньцзаня – село Чэньхэ в уезде Яньши провинции Хэнань. В селе есть замечательное дерево. По преданию, когда монах Сюаньцзан покинул родину и отправился на запад, крона дерева повернулась к западу и находилась в таком положении, пока Сюаньцзан не вернулся. В селе еще есть колодец, куда в детстве как-то упал Сюаньцзан. Но с ним ничего не случилось, он остался цел и невредим. Тогда люди предсказали, что из него выйдет великий ученый. Неподалеку от того колодца находятся каменные стелы с изображением знаменитого монаха и его учеников. Эти древние памятники дошли до наших дней и хорошо сохранились.

Сюаньцзан провел 17 лет в Индии и привез с собой множество буддийских трактатов. Иногда можно встретить утверждение, что именно он познакомил Китай с буддийским вероучением. Однако буддизм проник в Китай в I веке до н.э., а в IV столетии началось его повсеместное распространение.

Даяньта – в переводе – "Пагода большого дикого гуся". "Дикий гусь" – это символ письма, известия. Как провозвестник с огромным грузом свитков, излагавших буддийские каноны, явился Сюаньцзан в Чанъань в 654 году. Это удостоверяет его изображение в одном из помещений пагоды, в которой танский император Гаоцзун специально отвел покои для Сюаньцзаня, где бы тот мог заняться переводом буддийских текстов. Монах с честью справился с громадной работой: переводы буддийских текстов на китайский язык составили 1335 томов. Земля не сохранила следов ног Сюаньцзаня, но своим подвижничеством он оставил в памяти людей неизгладимый след, о чем поведала пагода Даяньта.

Чтобы уберечь бесценные свитки от огня и от сырости, император в 647 году приказал возвести для них специальную пагоду, и она была построена в 652 году. Затем, в 704 году, императрица У Цзэтянь надстроила пагоду до 7 ярусов. В ХI и ХIII вв. пагода сильно пострадала и была восстановлена в 1580 году в еще больших размерах. В 1958 году внутри пагоды была устроена деревянная лестница, по которой можно подняться на верхний ярус и полюбоваться панорамой окрестностей.

Пагода Даяньта и сегодня отличается удивительной пропорциональностью. В храме, у подножия пагоды, кроме множества статуй Будды и восемнадцати лоханей (архатов), хранится изваяние монаха Сюаньцзаня в облике бодхидхармы с наполненной свитками деревянной корзиной на спине. Входящего в пределы храма "Да син шань сы" встречает статуя Будды, стоящего на пьедестале лицом к воротам. В руке у него прут. Сбоку от статуи – изваяние обнаженного ребенка, обратившегося к ней лицом. Он словно что-то испрашивает или чего-то ждет. Фигура ребенка выражает ожидание и смирение. У Будды с прутом отрешенный, устремленный вдаль взгляд. Это – "Ди цзан ван пуса", предмет особого поклонения женщин. Они, разного возраста, скучившись перед изваяниями, молятся, благоговейно сложив руки.

Когда-то, в Средние века, здесь, в монастыре "Да син шань сы", проживало 5 тыс. монахов. Они представляли пять школ буддизма. Первой из них была "чань", которая потом распространилась в Японии под названием "дзэн" – то самое учение дзэн-буддизма, которое с недавних пор стало столь популярным и в нашей стране. В древности его приверженцы жили в уединении, нередко уходили в горы.

В настоящее время в Китае имеется около 13 тыс. буддийских храмов и монастырей, 200 тыс. монахов. Большая часть буддистов страны объединена в Китайскую буддийскую ассоциацию (КБА). В ведении КБА имеется сеть религиозных учебных заведений, в том числе и высших, принадлежащих всем основным направлениям буддизма. Ассоциация, являясь общенациональной организацией людей, исповедующих буддизм, в то же время считает своей задачей содействовать решению экономических и политических проблем, стоящих перед страной. КБА способствует единству народов Китая, упрочению связей граждан КНР и соотечественников, проживающих за рубежом. Ведь среди многонационального населения Китая 10 меньшинств исповедуют буддизм. С учетом этого обстоятельства КБА содействует сплочению страны, и буддисты Сианя вносят в этот процесс свой посильный вклад.
20.08.2008 | Дмитрий Никитин

Источник - Независимая газета-Религии
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1219215420


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о защите прав потребителей в рамках ЕАЭС одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов проверил состояние Петропавловского и Сергеевского гидроузлов в СКО
- В Правительстве состоялось заседание Совета по привлечению инвестиций
- Нефтяные игры
- В Правительстве рассмотрели ход подготовки к Олимпийским играм
- В Мажилисе рассмотрели вопросы поддержки региональных СМИ
- Кадровые перестановки
- Определены города и населенные пункты для пилотного проекта по сельскохозяйственной переписи
- Уголовное дело в отношении военнослужащего Ж. пересмотрено
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх