Сапа Мекебаев: В семье, где все храпят, засыпают наперегонки, или Поиск отщепенцев в Казахстане 00:47 22.08.2008
По сообщениям зарубежной печати, в последнее время многие добропорядочные американцы обрывают телефоны полиции, чтобы настучать не только на подозрительных прохожих на улице или ненавистных соседей, но даже и на своих родных и близких. В стране жесточайший ипотечный кризис, резко подорожали бензин и продовольствие, а звонки в полицию, которые приводят к реальным результатам, хорошо оплачиваются. Так, например, два-три ареста, последовавших после доноса, дают недельный доход в 700-750 долларов, что намного больше минимальной зарплаты в США.
Поиск отщепенцев В демократическом Казахстане "телефонами доверия" обзавелись не только правоохранительные органы, но и всенародно любимая партия власти. В надежде на то, что сознательные граждане будут регулярно сообщать председателю общественного совета по борьбе с коррупцией Оралбаю АБДЫКАРИМОВУ о тех, кто живет не по совести. Однако что-то не слышно, чтобы наши павлики морозовы помогли "Нур Отану" вывести на чистую воду хоть одного мелкого отщепенца с партбилетом. Некоторые оптимисты объясняют это тем, что ввиду большой конкуренции все мелкие отщепенцы, живущие не по совести, давно лишились партбилетов. Пессимисты же утверждают, что при желании в рядах "Нур Отана" можно найти не только мелких, но даже и среднего размера отщепенцев - надо только за каждый "сигнал" достойное денежное вознаграждение назначить.
Первыми, наверное, пожалуются земляки акима Восточно-Казахстанской области Адылгазы БЕРГЕНЕВА. Дело в том, что при застройке нового жилого массива в Усть-Каменогорске он догадался подвести туда воду, электричество и дороги. Как честно признался Адылгазы Садвокасович, догадался он об этом не сам, а "благодаря дальновидности и мудрым решениям нашего президента". Хорошо, конечно, что прокладка коммуникаций прошла в соответствии с генеральной линией, но нам было бы интересно знать, какими идеологическими установками руководствуется тов. Бергенев, когда, например, ест на завтрак бутерброд, чистит зубы или зашнуровывает ботинки. Или эти важные процессы жизнедеятельности видного партийного и хозяйственного руководителя протекают в атмосфере аполитичной безыдейности?
Жестокие методы При определенных условиях постоянными абонентами "горячей линии" могут стать некоторые честные сотрудники таких служб, как таможня. Здоровое недоверие друг к другу там уже существует, а если оплата за доносы как-то компенсирует упущенные взятки, то коррупция на таможне будет побеждена окончательно. Пока же ситуация неоднозначная. С одной стороны, руководитель пресс-службы Комитета таможенного контроля (КТК) Ержан БАЙТАНАЕВ радостно сообщает: "Хочется с гордостью сказать, что мировые наши коллеги признают нашу таможню". Наша таможня какая-то незаконная террористическая организация, чтобы ее не признавали?
С другой стороны, тот же руководитель пресс-службы КТК также радостно сообщает, что с начала года к уголовной ответственности привлечено уже 80 таможенников. Что об этом скажут мировые коллеги? Сначала председатель КТК Козы-Корпеш КАРБУЗОВ пачками сажает своих подчиненных, а потом публично жалуется на нехватку кадров. Лучше уж тогда распространять опыт таможенного департамента Южно-Казахстанской области. Злоупотребление служебным положением, взятки, вымогательство, халатность, бездействие по службе - вот характерные правонарушения, выявленные здесь за последние месяцы. Только по одному из эпизодов ущерб государству превысил 5 миллионов тенге. Нельзя без содрогания души слушать, какими жестокими методами искореняет коррупцию здешний начальник отдела внутренней безопасности Садыкбек МАРХАБАЕВ: "Принимаются меры вплоть до увольнения - это одна из самых тяжелых форм наказания".
Приговора не дождался Наверняка найдутся желающие донести на Жамбылский областной департамент по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. За то, например, что они попустительски относятся к конфискованной контрабанде и вещдокам. Ладно, можно простить финполицейским то, что они будто бы бездарно сгноили 26 тонн яблок, 3 тонны груш и 6 тонн чеснока, изъятых у незаконных перевозчиков и торговцев в качестве вещественных доказательств их преступной деятельности. Ну не съели же они 6 тонн чеснока!
Можно, наконец, не простить, но хотя бы понять по-человечески, что "из арестованных только в этом году 100 тысяч долларов 5 тысяч каким-то образом на конец следствия превратились в фальшивые". Выразившийся так старший прокурор областной прокуратуры Ергали БЕРЛИБАЕВ, возможно, подозревает в чем-то нехорошем жамбылских борцов с коррупцией, но я думаю, что им профессиональная гордость бы не позволила заниматься столь мелким подлогом.
Но жамбылские финполицейские совершили еще один проступок, который ни один нормальный человек никогда не сможет ни простить и ни понять. По словам того же прокурора Берлибаева, "конфискованные за три года 120 тысяч литров этилового спирта на сумму свыше 60 миллионов тенге на момент исполнения приговора оказались не пригодными к употреблению". Одни говорят, что служивые, зная бюрократизм судебной системы, не стали ждать исполнения приговора и "приговорили" спирт сами. Другие считают, что кто-то из наиболее добросовестных следователей открыл крышку, чтобы просто понюхать, а закрыть потом забыл. Вот спирт и выдохся. Все 120 тысяч литров на сумму свыше 60 миллионов тенге.
Последний патрон Не покидает ощущение, что премьер-министр Карим МАСИМОВ вместо того, чтобы решать судьбоносные для страны задачи, все больше увязает в ворохе мелких хозяйственных проблем. Весь народ Казахстана шокирован сообщением о том, что в январе-июле текущего года производство автомобилей в республике сократилось на 15,7 процента. Взволновало ли Масимова, что ведущая отрасль экономики страны переживает небывалый спад? Нет!
Скажите, с какой практической целью он интересуется тем, сколько угля и мазута заготовлено на зиму в том или ином населенном пункте? Как говорится, в семье, где все храпят, засыпают наперегонки, но ведь есть и местные акимы, которые как раз за то отвечают, что глава правительства сделал своей главной функцией. Конечно, всем нам спокойнее, когда наш премьер точно знает, сколько и чего посеяно на полях каждого района, но ведь там есть агрономы, которые не лезут к нему с рекомендациями в области макроэкономики. Вот и получается, что страна и Масимов живут в каких-то параллельных мирах. Он и сам это признает: "Оказывается, что реальность, которую мы создаем, и то, что чувствует рынок, - они не всегда совпадают". На днях Карим Кажимканович предупредил, что "у правительства всегда последний патрон". Хотелось бы, чтобы это правительство пока не тратило его попусту.
Сапа МЕКЕБАЕВ, e-mail:sapa@time.kz
21 августа 2008 |
|