К.Кожомкулов: Торекул Жанузаков - выдающийся сын киргизского народа или басмач и предатель? 16:47 29.08.2008
Торекул Жанузаков - выдающийся поборник свободы
В Кыргызстане вы не найдете улицы его имени, тем более нет и памятника, почти не упоминается его имя и в книгах большинства наших историков...
А между тем - это личность, достойная самых высоких почестей в Кыргызстане. Я понимаю удивление казахского профессора, высказанное нашему историку Субакуну Бегалиеву: "Неужели кыргызская история так богата на великие личности, что вы даже не удосужитесь отдать дань уважения такой выдающейся личности как Торекул Жанузаков?"
Имя Жанузакова нашло отражение в многочисленных исторических монографиях и учебниках современного Узбекистана, в их национальной энциклопедии, его портрет занимает почетное место в Государственном историческим музее. Деятельности Жанузакова уделяется достойное внимание и в трудах историков Парижа и Стамбула.
Торекул Жанузаков - единственный кыргыз, который имел личную встречу с вождем Октябрьской революции Владимиром Лениным, вступал в полемику с корифеем большевиков Григорием Зиновьевым, имел встречи со Львом Троцким и Сергеем Кировым. При этом он блистал знаниями европейского уровня, а также блестящим знанием русского языка и культуры.
Кто же он, Торекул Жанузаков, которого предали забвению на его исторической родине? Жанузаков родился в 1893 году в семье крупного аристократа-манапа в местности Талды-Булак в верховьях Таласской долины. Как лучший выпускник русско-туземных школ в 1909 году был принят переводчиком к генерал-губернатору Туркестанского края.
Торекул Жанузаков в первые годы советской власти - заместитель председателя Центрального исполнительного комитета Туркестанский АССР. Это по его инициативе создается Комиссия по делам беженцев, участников восстания 1916 года и ему же поручается ее возглавить. Только одна его деятельность на этом посту позволяет нам, кыргызам, навечно вписать его имя в списки своих великих патриотов. По его настоянию властями послереволюционной России выделяются огромные финансовые и материальные средства на поддержку бедствующих участников восстания, на возвращение беженцев из Синцзяна. Благодаря усилиям Жанузакова, кыргызкие территории, как районы, пострадавшие от восстания, освобождаются от уплаты всех налогов, что позволило значительно облегчить участь бедствующих.
Пользуясь имеювшимися у него полномочиями председателя Комиссии по делам беженцев, Торекул Жанузаков организует одновременно работу по расследованию наиболее жестоких проявлений великодержавного отношения кулацкого населения Чуйской и Иссык-кульской долин по отношению к местным кыргызам. Так, в результате расследования зверского убийства в 1916 году 537 безоружных кыргызов – стариков, женщин и детей в районе села Беловодское им были преданы расстрелу организаторы этого преступления. Благодаря решительности Жанузакова в претворении мероприятий властей по оказанию помощи беженцам, возвращавшимся из Китая, был достигнут незамедлительный возврат прежним владельцам земельных угодий, занятых во время и сразу после восстания.
В сентябре 1920 года Жанузаков возглавляет делегацию туркестанских народов на I Конгрессе народов Востока в Баку и выступает там с докладом. Его избирают членом постоянно действующего Совета действия и пропаганды на Востоке.
В августе 1921 года в Бухаре группой видных представителей туркестанской национальной интеллигенции был организован союз "Туркестанское национальное единство". Уже в сентябре 1921 года в Самарканде на VI конгрессе Союза были утверждены его устав и знамя Туркестана. В разработке программы, устава и других документов Союза, ставившего себе целью провозглашение независимости Туркестана, как отмечал его друг и соратник, выдающийся востоковед Зеки Велидов, видную роль сыграл Торекул Жанузаков. На конгрессе было принято решение об установлении контактов со всеми курбаши и направлении к ним политических советников. Жанузаков сыграл огромную роль в идейном сплочении национально-освободительного движения в Ферганской долине. Среди повстанцев он был известен под псевдонимом "Канаев".
Жанузаков погиб в одном из боев в декабре 1921 года в возрасте 28 лет. Так оборвалась жизнь пламенного патриота.
О большой любви к своему народу, желанию видеть ее просвещенной говорит его письмо "Кыргыз боорлорума", опубликованное в январе 1917 года в газете, выходившей в Ташкенте на казахском языке. В письме он призывает кыргызскую молодежь приобщаться к знаниям, к достижениям современной культуры.
Торекул Жанузаков с большой любовью относился к русским людям, он с самого детства рос в русской среде. Работая в царской администрации края, он много общался с представителями передовой русской интеллигенции, образованнейшими людьми России. Во время гражданской войны усилиями Жанузакова на сторону повстанцев, состоявших преимущественно из представителей коренного народа, перешло и русское население, в особенности из Джалал-Абада и Сузака. Сохранилось стихотворение, написанное Торекулом, - "Письмо крестьянину" - с призывом прекратить братоубийственную войну, затеянную большевиками.
История гражданской войны в СССР - одна из самых драматичных страниц в мировой истории. На чьей стороне – красных или белых – была правда, можно долго спорить. Какова бы ни была альтернативная история, развивалась бы она по другому сценарию – трудно судить. Но в условиях демократии события истории рассматриваются с позиции общечеловеческих ценностей и нужно давать объективные оценки.
Именно поэтому выдающемуся ученому, полководцу, великому патриоту русского народа Колчаку в настоящее время поставлены памятники в трех городах России - в Санкт-Петербурге, Иркутске и Омске. Воздается дань уважения выдающимся сынам русского народа Деникину и Врангелю, желавших видеть будущее своего государства в русле естественного развития мировой цивилизации.
Патриотам своего народа, элите казахского общества начала XX века, коими были создатели "Алаш-Орды", посвящают свои произведения поэты и писатели суверенного Казахстана, а ученые скрупулезно исследуют их жизнь и деятельность.
В Узбекистане бережно возвращают память к безвинным жертвам красного террора, когда стирались с лица земли целые села и города только за то, что даже один-единственный их сородич участвовал в повстанческом движении, цинично названном большевиками "басмаческим", то есть их всех считали захватчиками и разбойниками. Узнав о зверствах красноармейцев того времени, начинаешь думать, кто же на самом деле был "басмачом"? – Не те ли красноармейцы?
Процесс переосмысления советского периода истории затрагивает сейчас все народы бывшего СССР. В этом плане не исключение и Кыргызстан. Но уж больно медленно, с неохотой отрываются наши ученые от советских стереотипов. Для многих наших историков "басмачи" продолжают оставаться "захватчиками", бай-манапы - эксплуататорами трудящихся, "контра" - "сволочью", а вольнодумцы в Чаеке или Алае - теми же "японскими шпионами".
Почему же Торекул Жанузаков отошел от советской власти - ведь он был крупным государственным деятелем? Для того, чтобы понять его поступок, давайте окунемся в гущу событий того времени. К концу второго десятилетия XX века Польша и Финляндия провозгласили свою независимость. Депутаты Украинской Рады, меньшевики Грузии, мусаватисты Азербайджана, дашнаки Армении также возглавили борьбу своих народов за свободу.
Обособленно оставался только многонациональный Туркестанский край, территория которого включала все современные центрально-азиатские государства. Выдвинутая передовыми государственными деятелями Туркестана идея Тюркской республики в составе России была напрочь отвернута Москвой. В гражданской войне, когда все окраины России были близки к объявлению своей независимости, только Туркестан оставался под влиянием центральных властей. Но и здесь шла ожесточенная схватка повстанцев с частями Красной Армии.
На отход Жанузакова от Советов несомненно повлияло и засилье шовинистических кадров в Ташкенте, о чем ставился в известность лично Ленин, который направил для исправления ошибок известную Туркомиссию ЦК. Немалую роль сыграло и противостояние Жанузакова с членом Реввоенсовета Туркестанского фронта Дмитрием Фурмановым, человеком заносчивым и высокомерным. Как известно, он за организацию интриг был изгнан героем гражданской войны Василием Чапаевым из его дивизии. Фурманов обвинил Жанузакова в национализме и стремился сформировать такое мнение о нем в руководстве. Об этом же он пишет в своем романе "Мятеж".
Вот почему имя Торекула Жанузакова, на которое было наложено табу в советской историографии, до сих пор почти неизвестно на его родине. А разве то, что он сделал для родного народа, недостойно самых высоких почестей и уважительной памяти? Разве он не боролся за свободу и независимость своего народа? Во имя чего он отдал свою жизнь?
Тяжелая судьба постигла близких родственников Торекула Жанузакова - НКВД безжалостно мстил им. Все они были сосланы в Сибирь, на Украину, – говорит проживающая в настоящее время в Токтогульском районе его единственная сестра – заслуженный учитель Кыргызстана, старейший педагог, 85-летняя Джамиля Жанузакова.
Авторами первых статей о Торекуле Жанузакове в современной кыргызской историографии являются вице-президент Национальной академии наук, академик В.М.Плоских, директор Института истории, член-корреспондент Дж.Дж.Джунушалиев. Благодаря их инициативам, имя Торекула Жанузакова получило в кыргызской историографии новое звучание, лишенное классового наслоения. Теперь слово за теми историками, которые откроют нам новые неисследованные страницы жизни и деятельности выдающегося сына, патриота, первого государственного деятеля из числа кыргызов, ставившего вопрос о национальном суверенитете своего народа еще в 1920-е годы, и отдавшего свою жизнь в борьбе за идеалы свободы.
Уникальная, блистательная личность Торекула Жанузакова достойна внимания не только ученых, но и властей суверенного Кыргызстана, всего кыргызского народа, свободе и лучшей доле которого он посвятил свою жизнь.
Кемелбек Кожомкулов, историк
27/08/2008
|