Б.Молдахметов: Каждые последующие выборы в Кыргызстане все более активизируют религиозный фактор 00:43 02.09.2008
Барат Молдахметов: В Кыргызстане практика свидетельствует, что каждые последующие выборы главы государства и депутатов парламента все более активизируют религиозный фактор
"В Кыргызстане практика свидетельствует, что каждые последующие выборы главы государства и депутатов парламента все более активизируют религиозный фактор", - заявил выпускник престижного Московского государственного института международных отношений (МГИМО), независимый эксперт Барат Молдахметов в интервью ИА "24.kg".
- В Кыргызстане полным ходом идет разработка нового закона "О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР". Чиновники выступают за его ужесточение, руководители самых разных теологических сообществ заявляют, что начинается прессинг "за веру". Вы чью точку зрения разделяете?
- Согласитесь, что только одно лишь упоминание таких слов, как "Аль-Каида", "Талибан", "ваххабизм", "Хизб ут-Тахрир", вызывают у большинства читателей устойчивую ассоциацию с терроризмом и насилием, безвинными жертвами и религиозной нетерпимостью. Поэтому я на стороне профессионалов, которые и должны разрабатывать соответствующие законодательные акты.
Для меня очевидно, что сегодня необходимо ужесточить ответственность не только за возбуждение межрелигиозной вражды, но и за изготовление, распространение, приобретение, хранение, перевозку и пересылку материалов, содержащих антиконституционные призывы.
- Тогда первой в списке будет радикально настроенная партия "Хизб ут-Тахрир", да?
- Безусловно, для Кыргызстана, его соседей по Центральной Азии основной головной болью является деятельность политической партии "Хизб ут-Тахрир", которая признана радикальной и запрещена.
Анализ почти пятнадцатилетней истории этой организации в Кыргызстане и так называемой борьбы государства с ней дает основание сделать интересные выводы. Можно убедительно говорить лишь об одном - есть запрещенная партия, но она довольно эффективно работает с населением. А за весь период ее деятельности в КР отмечены лишь два результата – распространение листовок не прекращается, процесс осуждения членов организации за распространение листовок продолжается. Иного, что можно зачислить в актив этой партии, нет.
- Однако мы осознаем, что распространение листовок для членов этой организации не самая главная задача. Содержать армию распространителей – хлопотное и затратное дело, но "Хизб ут-Тахрир", судя по увеличению ее адептов, нужды не испытывает…
- Вот это и интересно! Мои исследования ее работы показали - "Хизб ут-Тахрир" является практически единственной политической организацией в КР, члены которой исправно платят взносы. Независимые наблюдатели отмечают, что партийные функционеры всех уровней организации материальных трудностей не испытывают. Напротив, свидетели карьерного роста амиров "Хизб ут-Тахрира" видят, что благодаря отработанной технологии вербовки новых членов и систематической партийной учебе, позволяющей поддерживать членскую базу в стабильном состоянии, они могут позволить себе покупать в столице квартиры и дорогие автомашины, открывать собственный бизнес.
Таким образом получается, что руководители "Хизб ут-Тахрира", спекулируя на идеях "возрождения исламского образа жизни и распространения исламского призыва во всем мире", решили свою практическую задачу – материально обеспечили собственное благополучие, совсем не обращая внимания на главную цель – создание "истинного халифата". Складывается впечатление, что для функционеров партии важен процесс, а не результат. Имейте в виду, по уставу партии, листовки с антиконституционными призывами распространяют рядовые члены организации, а не руководители первичных или областных структур.
- То есть вы хотите сказать, что, говоря о радикализме "Хизб ут-Тахрира", иные эксперты "малюют черта"?
- Нет, разумеется. В штаб-квартире "Хизб ут-Тахрира" в Лондоне, поверьте, работают весьма грамотные ребята. Можно быть уверенными в том, что они прекрасно понимают реальную ситуацию вокруг партии и знают, что нынешние формы и методы работы "Хизб ут-Тахрира" в странах Центральной Азии главной задачи решить не могут – халифат здесь создать невозможно.
- Почему тогда?
- Причина здесь одна – некому. Основная масса рядовых членов партии в лучшем случае имеет среднее образование. Более грамотные и шустрые пробиваются в руководители, а там их уже не волнуют "высокие" цели организации. Они хорошо устроились и умело пользуются темнотой и страхом подчиненных.
Я не склонен умалять потенциальную опасность "Хизб ут-Тахрира" для сохранения стабильности и мира в нашем обществе. Опасность более чем реальна, и она заключается в том, что в этой партии есть люди, которые готовы пойти на решительные действия и в отношении государства и конкретных государственных служащих, но при всем этом они не обязательно будут фанатически преданными идее и верующими. Вспомните известного так называемого уголовного авторитета Рысбека. Пример очень показателен. Оказывается можно быть очень верующим и совершать преступления.
По аналогии - можно быть неверующим и при этом решать задачи в рамках собственных интересов, прикрываясь религиозной организацией политического толка. Именно с такой категорией "хизбутчиков", на мой взгляд, следует работать жестко в рамках Уголовного кодекса.
- Вы хотите сказать, что в Кыргызстане есть достаточно много амбициозных людей, которые для достижения своих карьерных целей не будут гнушаться игрой на религиозных чувствах электората?
- Да. Для нашего государства большую опасность сегодня несут те, кто пытается использовать религиозную риторику в сугубо политических целях. Есть уже с десяток различных общественных фондов и неправительственных организаций с религиозной начинкой.
Отмечается явная тенденция по использованию религиозного ресурса в корыстных целях – во что бы то ни стало попасть в большую политику. Именно эта категория людей, не имея морально-психологических фильтров, может создать в стране ситуацию, когда мы все будем говорить о политизации ислама и его негативных последствиях.
Государство должно быть более активным и уже сейчас определиться со своими подходами к религиозной тематике. В условиях роста числа верующих, бездействия официальных религиозных структур, прикрывающихся тезисом "в религии нет принуждения", все более актуальной становится проблема "мирного использования религиозного ресурса". Сейчас важно не упустить время и не дать возможности политическим аферистам приватизировать религиозную тему в своих интересах.
Практика свидетельствует, что каждые последующие выборы главы государства и депутатов парламента все более активизируют религиозный фактор. Ведь прошлые президентские выборы как раз показали, что есть соблазн войти в большую политику, используя фактор принадлежности к одной из активно верующих групп.
- Вы наверняка помните, что в июле 2008 года главный судья Англии и Уэльса заявил, что принципы шариата могли бы быть интегрированы в некоторые сферы законодательной системы Великобритании, сыграв тем самым важную роль в ее развитии. Как вы прокомментируйте такое сенсационное заявление представителя страны, известной своей патриархальностью?
- Сделав сенсационное заявление, лорд Филипс еще и подчеркнул, что "нет никаких причин, по которым принципы исламского права или любой другой религиозный свод норм, не могли бы стать основой для разрешения споров". А еще раньше архиепископ Кентерберийский Роуэан Уильямс, духовный лидер англикан, вызвал полемику, заявив, что использование отдельных аспектов исламского права в Британии неизбежно. По его словам, шариат мог бы сыграть позитивную роль при разрешении проблем в области семейного права, финансов и урегулировании отдельных конфликтов.
Кстати, подобные мысли высказывались и в России. Но, думаю, для Кыргызстана, в котором сегодня обсуждается новый закон "О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР" есть настоятельная необходимость обстоятельно изучить данную проблему до того, как будут узаконены новые правила.
01/09/2008
|