С.Малеев: "Новые", "обычные" и "чистые". Казахи и… эволюция 10:40 08.09.2008
Казахи и… эволюция
Казахский просветитель, поэт и философ Шакарим через газету "Айкап" обратился в свое время к читателям с вопросом: "Для чего люди приходят на этот свет?". И тут, конечно, категориями высокими не сразу и ответишь. Но если прибегнуть к восприятиям низменным, то ответ моментально выплывает на поверхность: для того, чтобы иметь деньги, пить водку, кушать бешбармак и любить красивых женщин. Причем чем всего этого больше, тем лучше. Правда, надо признать, что у разных казахов это получается по-разному. Что не преминул подметить писатель-сатирик Мураткали Дуйсембаев, условно поделивший казахов на три вида: на казахов "обычных", "чистых" и "новых". И здесь мы приводим его статью, опубликованную в номере 34 газеты "Дала мен Кала" от 21 августа 2008 года:
"Новые" и "чистые" казахи
Писатель Габиден Мустафин одного своего высокопоставленного сановного племянника характеризовал так: "У тебя нет никакого интереса ни к литературе, ни к ремеслам. Ни о чем у тебя голова не болит, ни за что ты не переживаешь, ни за что не отвечаешь, поэтому тебя можно назвать чистым как неисписанный лист бумаги казахом".
И хотя Габиден Мустафин давно умер, но порода "чистых казахов" тем не менее сохранилась. Более того, процветает. По-прежнему они ни о чем не беспокоятся и не думают, но при этом бывают тщательно ухожены, сыты, пьяны и нос у них в табаке. Им нет никакого дела ни до казахского языка, ни до веры своих предков, что, впрочем, по какой-то весьма странной причине, вовсе не мешает их личному преуспеванию и благоденствию.
Правда, эволюция произошла и у этого вида. Так если их прежде называли старорежимно "бастыки", то теперь в русле новых веяний их гордо именуют "шиноуники". И еще одно интересное перевоплощение произошло с ними за последнее время. Исследователи подметили, что если раньше они шагали дружно в ряд под красным знаменем пролетариата, то теперь вышагивают степенно и чинно под стягами "новых казахов". Что многие ученые связывают с изменением климата на планете.
Интересно и то, что, как и обычные казахи, делящиеся на жузы, "чистые казахи", в свою очередь, также подразделяются на три своих особых клана. К элитному VIP-клану "чистых казахов" относятся министры и высокопоставленные руководители, находящиеся у самого истока власти. Эти ничего сами не делают. Однако буквально следом за ними следует клановая структура первого класса, представленная родственниками, соплеменниками, друзьями и женами министров. Это боевая, действенная и энергичная ячейка настоящих отчаянных сорвиголов. И, наконец, замыкает эволюционную ветвь "чистых казахов" клан низший, в который входят как родственники чьих-то родственников и знакомые знакомых, так и просто никому никакие не родственники, устроившиеся во власть за деньги. Исполняющие наиважнейшую государственную функцию, которая в народе так и называется "сходи туда, сбегай сюда". Эти выполняют поручения и приказы своих вышестоящих боссов. Они, скорее, расшибут себе голову, чем позволят распоряжению остаться неисполненным. И от них следует ожидать больше всего напастей простым, обычным казахам. Ведь это они берут безнаказанно взятки внизу, стараясь как можно меньше передать наверх.
Что касается третьего, низшего клана "чистых казахов", то и здесь исследователи отмечают интересную особенность. Его представители никогда не бывают ни высокими, ни низкими, ни толстыми, ни худыми, а тяготеют больше к среднему весу и среднему росту. На русском языке они изъясняются также весьма средне, а по-казахски и вовсе балакают скверно. Однако при всем этом они весьма и весьма энергичны. Даже если они вшестером готовят одну бумажку, то и тогда принимают сверхозабоченный вид, как если бы судьба всего человечества зависела от этой справки.
И хотя они занимают средние и низшие должности в министерствах и ведомствах, только от них зависит, попадете вы на прием к министру или нет. Поскольку именно они выставляют усиленные караулы и блок-посты на входах в кабинеты руководства.
Что же касается их свободного времени, то подмечено, что чаще всего "чистые казахи" из низшего клана проводят его за карточными играми, сплетнями и перемыванием косточек вышестоящих начальников. Сказать по правде, только благодаря им, мы, журналисты, получаем информацию о грядущих переменах на руководящем олимпе.
Как показали многочисленные исследования и эксперименты, "шиноуники" среднего и низшего звена хотя и попали во власть благодаря родственным связям, сами особо родственников и друзей не приветствуют. Опыты доказали – единственное, что еще может пробудить в них добрые родственные и дружественные чувства – это приятный шелест зеленых купюр. На этот звук у них давно выработан устойчивый рефлекс, срабатывающий в двоичном коде: деньги – родственники, родственники – деньги, тогда как на посылаемую экспериментаторами команду: "родственники без денег" – рефлекс никак не срабатывает.
Словом, таков обобщенный портрет "чистых казахов", впервые описанный писателем Габиденом Мустафиным. Хорошего от них ждать не приходится. Живут они на взятки, работа у них бумажная, хобби – разносить сплетни и слухи, а боги их – это их высшее руководство, которому они молятся и преклоняются ежечасно, в ожидании исполнения желаний.
"Новые казахи"
Многие так и не поняли, откуда выискалась эта новая когорта казахов. Еще десять лет назад презираемые теми же "шиноуниками" лавочники и торгаши, они со временем сумели подняться, да так, что подмяли под себя многих "чистых казахов". Они подобно иллюзионистам и факирам на наших глазах переписали все богатства нашей земли в свою пользу, закусили зубами фабрики и заводы, сумев прихватить заодно под мышку нефтяные месторождения. И сегодня в стране самые большие доходы собирают именно они – казахские крупные буржуа. Это их корабли с товарами бороздят моря и океаны. А пытающихся подлезть к их жирному казану с пловом пройдох и дилетантов они просто вышибают пинками наружу. Так утвердилась на нашей земле формация "новых казахов", которых от всех прочих можно отличить по особому дефекту зрения. Ведь если вы смотрите, скажем, на светофор и видите на нем перемаргивающие: красный, желтый и зеленый цвета, то они полагают, что для них всюду горит только зеленый.
Ученые специально пытались проследить графики и маршруты их сезонной миграции, но так ничего и не поняли. "Новый казах" сегодня с утра может завтракать в Астане, обедать в Стамбуле, а закончить вечернюю трапезу в Тунисе, чтобы назавтра улететь тут же в Канаду, Крым или Африку.
Самые амбициозные из них стараются попасть в высшие правительственные эшелоны, а самые хитрые – стремятся во власть пристроить своих людей. И если раньше все мысли казахских крупных буржуа были только о бизнесе, то отныне они не чураются и политики. Причем самое страшное, что может быть в этом мире, – это встать на их пути к достижению цели. Вы рискуете быть просто проглоченными, без пережевывания.
Есть и еще одно существенное отличие "новых казахов" от казахов "чистых", определяемое в их особом, специфичном подходе к решению социальных проблем. И если "чистые казахи" пытаются от народа отгородиться административными барьерами, то эти, наоборот, стараются хотя бы изредка быть ближе к своему народу. Скажем более того. Они очень любят говорить от имени и по поручению народа, вкладывая в такие речи всю свою душу и все свое ораторское мастерство. Причем, признаться, со стороны "новых казахов" выглядит весьма благородно даже то, что они, не зная ни слова на казахском языке, так любят сокрушаться о нем, со слезами на глазах произнося: "Ах, мой бедный казахский язык". Да и известной доли мужества у них не отнять, когда, обращаясь в сторону власти, казахские буржуа призывают ее поднять благосостояние наших граждан.
Правда, нельзя сказать, что обычные казахи не видят их хитрости и лукавства, понимая, что это пустая политика и борьба за голоса избирателей. Однако при этом простые казахи рассуждают здраво, полагая: "Ну да ладно, пускай они себе говорят. Ведь хорошее слово – это уже половина доброго дела". Притом что "новым казахам", надо честно признать, ничего не стоит напрячь кого угодно. Любого гаишника и любого проверяющего, если потребуется во имя сиюминутных политических соображений, они могут послать и сослать куда угодно далеко. В самую чертову Тмутаракань.
Отдыхают "новые казахи" тоже по-особенному. В ясную погоду они ездят на серебристых машинах, а в пасмурную – на черных. Они не умеют держать в руках клюшки, но при этом строят поля для гольфа. Не знают, с какой стороны подойти к лошади, но содержат целые конефермы породистых скакунов. Некоторые из них разводят охотничьих собак, однако сами не ведают, что такое настоящая псовая охота.
Также на досуге, помимо всего прочего, любят казахские буржуа устраивать большие помпезные культурные мероприятия, на которых, правда, по какой-то весьма странной причуде сами между собой ведут разговор не о прочитанных книгах и не об аспектах национальной культуры, а исключительно о проигранных в последний раз деньгах в казино.
Да, вот такие они, порожденные рыночным временем "новые казахи". Ожидать от них можно только пустых обещаний. Подношения они берут – золотом, увлечение их – красотки, а бог их – доллар.
Статья приводится с сокращениями
№ 35 (400) от 08.09.2008 Серик МАЛЕЕВ
|