В.Анохин: Пакистан развязал США руки для провокаций в Южной Азии 08:59 09.09.2008
Бывший президент Пакистана Первез Мушарраф отстранен, а страну возглавил вдовец Беназир Бхутто - Асиф Али Зардари, который в свое время был осужден за взяточничество. США любят делать ставку на таких деятелей, поскольку они очень хорошо управляемы. Теперь у Вашингтона развязаны руки.
Бывший президент Пакистана Первез Мушарраф отстранен. США могут развязать себе руки. То, что являлось препятствием для США в их деятельности по продвижению наркотиков на территорию Китая, а самое главное - доставка химических средств - прекурсоров, для производства героина, исчисляемая десятками тысяч тонн, в прошлом. Можно считать дело сделанным.
6 сентября депутаты Сената и Национальной ассамблеи Пакистана, а также четырех Провинциальных ассамблей (Синда, Панджаба, Белуджистана и Северо-Западной пограничной провинции) тайным голосованием определили имя президента страны. Из трех кандидатов наибольшие шансы на успех были у сопредседателя Пакистанской народной партии (ПНП) Асифа Али Зардари.
В итоге он и победил. По данным избирательной комиссии Пакистана, Зардари набрал 281 голос из 426 в парламенте. Согласно пакистанской Конституции, президента избирают депутаты Национальной ассамблеи и Сената (нижней и верхней палат парламента), а также члены ассамблей всех четырех провинций страны.
Отличная кандидатура. А главное - совершенно управляемая, как и покойная жена. С такой биографией, если его выберут, Вашингтону можно спать спокойно. Муж бывшего премьера-министра Пакистана Беназир Бхутто - бизнессмен Асиф Зардари в свое время был приговорен к 7 годам лишения свободы и крупному денежному штрафу в 666,6 тысячи долларов за получение взяток.
Зардари также было запрещено 5 лет занимать государственные должности и участвовать в выборах. Речь идет о получении Асифом Зардари денег от государственной сталелитейной компании во время пребывания его супруги у власти. Тогда 40 миллионов рупий были перечислены председателем правления этой компании на партийный счет Бхутто, лидера Партии пакистанского народа (ППН).
В 1999 году Зардари уже был осужден на 5 лет тюремного заключения за получение взяток от частных фирм. Верховный суд страны потребовал проведения нового разбирательства. Все это время Зардари находился в тюрьме. В 1999 году обвинения выдвигались и против самой Беназир, но она к тому времени уже покинула страну под предлогом необходимости повидаться с детьми, обучавшимися за границей.
Однако перспективы сохранения у власти гражданских сил весьма туманны. После отставки президента Мушаррафа коалиция, контролирующая большинство мест в парламенте в лице ПНП и Пакистанской мусульманской лиги - Наваз (ПМЛН) распалась. Формальным поводом для разрыва стало нежелание ПНП дать согласие на восстановление в должностях главы Верховного суда Ифтихара Мухаммада Чаудхри и 60 судей, уволенных Мушаррафом в ноябре 2007 года за отказ признать законность его переизбрания на президентский срок 6 октября.
Реальные причины кризиса кроятся в принципиальных разногласиях между ПНП и ПМЛН, представляющих политические кланы провинций Синд и Пенджаб, о форме будущей модели государственного управления. Глава ПМЛН экс-премьер Наваз Шариф отстаивает идею о сокращении властных полномочий президента в пользу премьер-министра и парламента.
Лидер ПНП Зардари готов несколько сократить полномочия президента в части контроля над формированием правительства, но идея превратить президента в представительскую фигуру для него неприемлема. Поскольку наибольшие шансы на победу на предстоящих выборах имеет именно Зардари (его кандидатуру помимо ПНП поддерживают Народная национальная партия и Национальное движение мохаджиров, беженцев из Индии), вероятность реализации сценария панджабского клана по ограничению властных полномочий президента невысока.
Шарифу остается рассчитывать лишь на формирование оппозиции в стенах парламента и за его пределами. Вполне вероятно, что в поисках союзников лидер ПМЛН постарается добиться поддержки исламистов. Еще в 1999 году Шариф, будучи премьером, пытался ввести в стране нормы шариатского правосудия). Нельзя сбрасывать со счетов и контакты политического окружения экс-премьера с "Джамаат-е Ислами" - ведущей исламистской партией Пакистана.
Политический кризис в Пакистане после отставки Первеза Мушаррафа принял угрожающие черты. Правительственная коалиция развалилась, как карточный домик. Исламабадских "демократов" хватило лишь на то, чтобы выступить единым фронтом против президента. Обещания выдвинуть компромиссного кандидата на выборах 6 сентября оказались пустыми разговорами.
По всей стране гремят взрывы. Представители "Талибана" заявили, что не прекратят атаки даже в священный для мусульман месяц Рамадан. Американцы тоже внесли свою лепту в дестабилизации обстановки. То с чем боролся Мушарраф, а именно вмешательство США во внутренние дела страны пошло прахом.
Напомним, что в среду, 3 сентября, американские войска напали на приграничную деревню, расположенную на пакистанской территории. По версии военных США, эта деревня могла быть укрепленным пунктом боевиков, действующих в Афганистане. В результате, по данным пакистанской стороны, были убиты около 20 человек, в том числе женщины и дети. Американцы считают, что имеют право переходить афгано-пакистанскую границу для преследования боевиков, совершивших преступления на территории Афганистана. Однако на этот раз, как утверждают пакистанские военные, действия американских военных не были ничем спровоцированы.
Между тем 14 августа бывшая британская колония отпраздновала 61-ю годовщину независимости. Кстати, Пакистан и теперь уже бывший президент Мушарраф - почти ровесники. Генерал отметил 65-летний юбилей добровольным уходом из политики "в интересах нации". Молчаливое согласие Вашингтона было слишком красноречивым. Похоже, США осознанно "сдали" своего союзника в борьбе с терроризмом, несмотря на опасность дестабилизации и без того взрывоопасного региона.
Если гражданским властям не удастся преодолеть парламентский кризис и добиться компромисса с оппозицией, свое слово снова скажет армия. То, что военные согласилась с уходом Мушаррафа, еще не означает полного контроля над ними со стороны правительства и парламента. Поддержка армией отставки Мушаррафа могла быть результатом негласного соглашения с лидерами оппозиции о сохранении существующего статус-кво.
Неслучайно во главе пакистанских вооруженных сил остаются люди, назначенные Мушаррафом, наибольшим весом среди которых обладает начальник штаба сухопутных войск, а по сути, главком пакистанских вооруженных сил Ашфак Первез Киани. Жесткая реакция армии может стать неизбежной, а недолгий отрезок смуты сменится правлением военных.
Мушарраф не нужен Вашингтону. Пакистанский лидер слишком самостоятельная и сильная фигура, чтобы устраивать Соединенные Штаты. Все девять лет он стремился проводить независимую экономическую и по возможности политическую линию. То есть был союзником США лишь в той мере, в какой это, с его точки зрения, соответствовало национальным интересам Пакистана.
Кроме того, американцы были не в восторге от тесного сотрудничества Исламабада и Пекина. Речь идет о сооружении глубоководного порта Гвадар у входа в Персидский залив. Исламабад рассчитывал не только принимать в Гвадаре нефтяные танкеры, но и, по некоторым данным, разместить здесь военно-морскую базу. Одновременно порт становится "окном в Индийский океан" для самой КНР.
При Мушаррафе заметно потеплели пакистано-иранские отношения. Исламабад участвовал в строительстве "газопровода мира" Иран-Пакистан-Индия, крайне нежелательного для Вашингтона. К тому же генерал явно не горел желанием превратить свою страну в плацдарм для возможных ударов по иранским объектам.
И после такого остаться президентом, при вскормленной США оппозиции, практически невозможно. У Мушаррафа нет темного прошлого, им трудно манипулировать, другое дело его основной противник. Вот с этим можно делать "политический бизнес". А сколько таких США уже поставили на высшие государственные посты. И в Европе, и по всему миру. Слово "нравственность" в политическом словаре Вашингтона отсутствует.
Владимир Анохин, 8 сентября 2008
|