К.Маликов: В Кыргызстане необходима модернизация религиозного образования 01:03 12.09.2008
Кадыр Маликов: В Кыргызстане необходима модернизация религиозного образования
Известно, что система образования в Кыргызстане оставляет желать лучшего. Особо плачевная ситуация складывается в ее религиозном секторе. Своим видением проблем в развитии исламского образования с ИА "24.kg" поделился доктор политологии и исламских исследований Мадридского университета, эксперт Института стратегического анализа и прогноза при Кыргызско-Российском Славянском университете Кадыр Маликов.
- Кадыр Курманбекович, как сегодня развивается религиозное образование в республике?
- Вопросы модернизации в сфере религиозного образования в Кыргызстане являются на сегодня наиболее актуальными, так как радикализация верующих и условия, толкающие их на это, могут представлять опасность для стабильности республики. Остроту данной проблеме придает и то, что между религиозными организациями и светской государственной властью существует так называемый фактор недоверия. Трудность главным образом заключается в политико-правовой базе, а также в излишней идеологизированности подходов (как со стороны духовенства, так и властей) к реформированию исламского образования. Кроме того, сказывается и отсутствие непрерывного и постоянного взаимодействия между религиозными организациями и государственной властью.
- Насколько в Кыргызстане проработана учебная программа в религиозных учреждениях?
- В соответствии со статьей 6 Закона КР "О свободе вероисповедания и религиозных организаций" государственная система образования отделена от религиозных организаций. Однако остались неурегулированными вопросы самого религиозного образования и религиозных учреждений в КР, признания дипломов и т.д. До сих пор во многих религиозных образовательных учреждениях нет единых учебных программ, стандартов.
В Кыргызстане сегодня действуют 7 высших исламских учебных заведений (университет имени Хазрети Умар и 6 исламских университетов), а также свыше 50 медресе. Каждое из них имеет свою учебную программу и методику преподавания. В большинстве медресе преподаются только 4–5 предметов – это изучение Корана, хадисы, шариат, арабский язык и акида (вероубеждение). И только в программах некоторых институтов есть английский язык и компьютерная грамотность. В отличие от светских учебных заведений в исламских дают только узкоспециализированное образование, что является основной преградой для признания дипломов и дальнейшего трудоустройства их выпускников.
- Есть ли данные о том, как население республики относится к религиозным учреждениям образования?
- Летом 2008 года такой опрос проводился. Он выявил, что светское население города Бишкека мало информировано о работе подобных учреждений. Можно сказать, что люди практически не знают реального положения дел в данной сфере. Респонденты, например, неспособны отличить исламские образовательные учреждения от таких светских учреждений, как кыргызско-турецкие университеты "Манас", "Ата-Тюрк" и ряд турецких лицеев. При этом они не имеют ни малейшего представления об учебных планах этих заведений. Респонденты также пытались определить религиозно-образовательные учреждения по поведению выпускников и их одежде.
- Есть мнение, что учащиеся религиозных вузов отличаются большей нравственностью, нежели студенты светской системы образования.
- Для этого, вероятно, есть основания. Большая часть респондентов в целом положительно относятся к религиозным учреждениям. И хотя основная часть опрошенных и не заинтересована в получении религиозного образования, но все-таки позитивно оценивает интеллектуальные и личностные качества выпускников исламских учебных заведений. Это свидетельствуют о так называемом дефиците нравственности в обществе.
- Во многих СМИ исламские образовательные учреждения выставляются в невыгодном свете.
- В этом есть и вина самих религиозных учреждений, которые не способны информировать население страны о своей деятельности. Ни у одного исламского учебного заведения, например, нет своего сайта. Кроме того, СМИ не интересуются такого рода информацией. Все это приводит к тому, что восприятие исламских медресе светской частью населения основано на стереотипах, а не на конкретных фактах.
- Есть ли в Кыргызстане исламские заведения, где можно получить качественное образование?
- Анализ показал, что лучшими считаются Арашанский теологический факультет и теологический факультет Ошского государственного университета. По сравнению с медресе они отвечают современным требованиям. Система преподавания там является современной. Кроме специальных предметов по теологии и арабскому языку присутствуют такие светские предметы, как философия, исламская философия, педагогика, история и т.д. Конечно же, это способствует расширению кругозора студентов в отличие от медресе, где преподаются узкоспециальные предметы.
Далее по качеству образования следует Исламский университет в городе Бишкеке. Многие эксперты отмечают, что на сегодня только в нем есть хоть какая-то материальная база. Кроме того, здесь преподают в основном авторитетные ученые - "алымы", получившие образование в Бухаре, а также их ученики и выпускники египетских университетов. Однако и он не дотягивает до уровня университета. Проще сказать, что это лучшее медресе в республике.
Что касается самих медресе, то они сильно отличаются друг от друга. Существуют, например, общественные, зарегистрированные в муфтияте, и частные (хужра), которые построены на средства одного человека. Относительно качества образования в последних можно сказать, что они не подчиняются муфтияту, хозяин сам решает, что и как там будут преподавать. Естественно, и качество здесь соответствующее.
- Есть мнение, что не все из поступающих заканчивают эти заведения…
- Да, надо признать, что из 30 поступивших заканчивают всего 10. Например, на теологию на первый курс принимают 60 студентов, а в конце остается 25-30. И это не только потому, что в учебных заведениях нет новой методики преподавания и учебников. Высокий процент оттока студентов можно объяснить и другими причинами. Например, поступают обычно те абитуриенты, которые не прошли в другие светские вузы или делают это по желанию родителей. По словам же экспертов, многие оставляют учебу уже после 1-2 курсов, потому что не видят свое будущее в религиозной сфере.
- Ваше видение решения проблем в религиозном образовании?
- Исламское образование для большинства верующих свято. Поэтому в данной сфере государству необходимо тщательно обдумывать все свои действия, чтобы не вызвать недоверия или даже конфликта в обществе. Кроме того, в данном направлении необходимо разрабатывать концепцию постепенной модернизации начального и среднего религиозного образования, где должны меняться не только его форма, но и содержание. Под этим подразумевается так называемый умеренный ислам с современным видением проблем и конкурентоспособный на рынке идей. Это убеждения, сформированные на основе исламских авторитетных источников и самых последних интеллектуальных достижений философско-правовой исламской мысли.
Анализ составляющих этой проблемы показал, что только модернизация религиозного образования может изменить мышление верующих, повысить уровень их толерантности, "осовременить" исламское мировоззрение, приблизить его к решению социальных и духовно-нравственных проблем общества в условиях светского государства, граждане которого в своем большинстве - мусульмане. В этой связи вполне объяснимым является обращение современных мусульманских интеллектуалов к проблеме модернизации мусульманского общества в целом и реформирования исламского образования в частности.
11/09-2008 Айзада КУТУЕВА
|