А.Капалова: О чем говорят кыргызские тошоки и ширдаки? 17:01 16.09.2008
О чем говорят кыргызские тошоки?
Прикладное творчество в современном Кыргызстане подчас воспринимается в узком декоративном смысле и туристических целях. Сегодня мало кто знает, что на протяжении веков такой вид народного рукоделия, как тошок (предмет быта и интерьера, постельная принадлежность, сделанная вручную, вышитая орнаментом), помимо практического применения имела широкий семантический смысл - "умела говорить". О том, какой смысл заложен в кыргызских тошоках и как они связаны с жизнью современного общества, в интервью ИА "24.kg" с искусствоведом, автором выставки "Тошок – традиции и современность" Музея изобразительных искусств имени Г.Айтиева Алтын Капаловой.
- Изменилась ли семантика тошоков за период независимости, появились ли в них новые смыслы?
- Такие предметы культуры, как тошок, не чувствуют периода независимости или любого другого. В них отражается внутреннее мироощущение народа в то или иное время. Того, что создавали кыргызские женщины 100 или 200 лет назад, – уже не будет никогда. Мы привыкли видеть потрясающее цветовое сочетание в ширдаках с гармонично расположенными узорами – это же просто фантастика! Так же и в тошоках. И это не просто хороший вкус и талант. Я думаю, на создание подобных вещей, да и вообще любого произведения искусства влияет все – погода, настроение, обстановка в доме, в семье, ритуалы и многое другое. У мастериц, которые это делали сотню лет назад, было другое чувство времени, а значит, и ощущения всего остального. Семантика трансформировалась – упростилась и забылась, стала однобокой – лишь механической.
- Вы много ездили по республике, собирая лучшие образцы тошоков, почему вы пришли к идее создать выставку на стыке прошлого и современного тошока?
- Я ездила по всем регионам и проводила исследования, но тошоки, представленные на выставке, приобретены только в селах Иссык-Кульской области. Но сам проект "Тошок – традиции и современность" - попытка сохранить информацию, которая содержится в правилах, существующих при их использовании, что в определенной степени дает понимание традиционного мирообъяснения кыргызов. Мы не можем сохранить сами ритуалы, ведь они "живут" в определенной среде, но мы можем сохранить рассказанную ими информацию как свою историю. Другая проблема – тошоки как изделие кыргызского народного искусства, которые крайне важно сохранить, пусть даже как музейные экспонаты.
- Что есть общего между тошоками, сделанными кыргызскими мастерицами, и работами из других стран Центральной Азии?
- Тошоки есть у всех кочевых народов, лишь названия разные. Особенности действительно имеются. У меня есть определенные выводы, которые я сделала после первичного, пока поверхностного изучения тошоков других народов, но я не могу сейчас об этом говорить, так как необходимо более глубокое и широкое изучение.
- Какие черты характера может воспитывать процесс изготовления тошока и его использования, которые присутствуют и в современном обществе?
- Сложный вопрос. Изготовление – овладение самой техникой, конечно. Использование, вернее правильное использование, дает человеку определенные моральные ценности. В устном народном творчестве через понятие "тошок" раскрываются такие ценности, как верность, преданность. Но также это привитие любви к культуре своего народа…
- Какие виды тошоков существуют, какие различия есть в орнаментах и их понимание?
- Тошок как предмет появился под влиянием климатических условий и быта кыргызов. Его пропорции определялись антропометрическими данными и приспособленностью верхового перемещения. В то же время тошоки обладают разнообразием и особенностями. Опираясь на их функциональное назначение, а также учитывая размеры и особенности декорирования, я выделяю 4 вида, которые имеют еще и подвиды, но о них мы не будем говорить: жууркан (одеяло), жер-тошок (матрац), бешик жасалгалары (детские одеяла) и жаздык (подушка).
Ничего не могу сказать об узорах, так как не согласна с мнением, что они несут в себе осознанно заложенную информацию. Несомненно, они несут в себе информацию, но она не была заложена в них осознанно.
- Какое место традиционно занимали тошоки в быту, изменилась ли их роль сегодня?
- На мой взгляд, важно выделить два аспекта, и тогда станет очевидным то значимое место тошока в быту кочевника-кыргыза, которое он занимал. Первое: кочевник все время как-то связан с тошоком – спит на нем, ест, сидя на нем, роженица приносила на свет нового человека опять же на нем, да и само зачатие происходило там же. И даже когда кочевник ехал верхом, он сидел на тошоке: на седло стелился один из видов тошока – корпочо. Второй аспект: тошоки мобильны подобно кочевому образу жизни – днем часть их на джуке, ночью они стелятся и даже выходят за пределы юрты.
Сегодня тошоки также используются в быту, но в них нет той острой необходимости, которая была когда-то. Сейчас есть кровать, диван, стулья, ранее всю мебель заменяли разновидности тошока. В городах они, наряду с другими факторами, остаются как попытка сохранить свою идентичность, в селах же тошок пока необходим в силу соблюдения традиционного образа жизни. Например, в любой день могут нагрянуть около десятка родственников, которых надо расположить. Раз тошок, два тошок - и все размещены и имеют прекрасную постель!
- Какова современная мода на тошоки?
- Мода на тошоки одна. У нас теперь нет времени на создание тошоков, требующих кропотливой, сидячей работы, но есть возможность купить недорогую ткань китайского производства, имитирующую тошок. Это раз в пять упрощает работу (и нашу культуру). Или же заказать в специальных мастерских, где они изготовляются в основном по шаблонам.
- Как влияет туристический спрос на развитие тошоков?
- Они, как многие другие предметы быта кочевого народа, для туристов лишь экзотика, что не очень приятно. Но нельзя сказать, что тошоки так покупаемы, как ширдаки или тушкийзы. Тошоки не покупаются, так как слишком объемны и не удобны для транспортировки, и прелести туризма обходят их стороной. По крайней мере, пока.
- Какие проблемы и перспективы вы видите в развитии прикладного творчества в Кыргызстане?
- Я думаю, народное прикладное творчество создало свои лучшие образцы, и теперь это музейные экспонаты. В силу объективных причин мы уже никогда не создадим то, что сделали наши далекие предки в прошлом веке. Мы разорвали нити с природой, со своим внутренним миром и пониманием мира, космоса, которые были основой того, что мы (вернее, наши предки) творили. Народных мастеров, которые действительно были народными, так как отражали его настроение, психологию, и были действительно его частью, уже нет. Изготовление современных изделий декоративно-прикладного творчества трудно назвать искусством, это теперь ремесло, которое может приносить деньги.
Но мы имеем других мастеров – профессиональных художников-прикладников, в чьем искусстве должны сохраниться традиции, технологии и информация о народе. Они "говорят" на сегодняшнем языке и понятны своим современникам. И теперь важен их талант, вкус и понимание того, в чем может быть их своеобразность, конечно, без впадения в буквальное "копирование" народного.
16/09-2008 Эркин БАКЫТ
|