Нурани: Иран рвется на Кавказ. Через армянскую "отмычку" 00:11 18.09.2008
Армянские СМИ продолжают отслеживать и комментировать визит в Иран министра иностранных дел Армении. Эдвард Налбандян провел переговоры со своим коллегой Манучером Моттаки, удостоился аудиенции у президента ИРИ Махмуда Ахмадинеджада. Как указывают официальные источники, в ходе переговоров Ахмадинеджад и Налбандян обсудили последние события и процессы в регионе, Налбандян поблагодарил за содействие в перевозке имеющих жизненно важное значение армянских грузов по территории Ирана в дни кризиса. Стороны выразили удовлетворение тем, что между Арменией и Ираном сформировалось эффективное экономическое сотрудничество и выразили готовность его углублять. Президент ИРИ отметил важность развития многосторонних отношений с Арменией и добавил, что в Иране будут рады визиту президента Армении Сержа Саркисяна.
В ходе переговоров с Моттаки также обсуждались и региональные проблемы, и вопросы, имеющие взаимный интерес.
Наблюдатели, однако, ждали от визита Налбандяна в ИРИ прежде всего ответа на вопрос, как отнесутся в Иране к турецкой инициативе по поводу создания "Кавказской платформы стабильности и сотрудничества". Иран на эту платформу, правда, никто не приглашал, но в Ереване сразу же "засветили" свою позицию: без участия Тегерана, важнейшего союзника и заступника Армении, на Кавказе ни о чем говорить не получится.
Как напоминает в этой связи ереванская газета "Новое время", "Вначале высказался представитель по политическим вопросам посольства Ирана в Армении Камал Зарех. В интервью газете "Азг" он согласился, что визит А.Гюля в Ереван следует рассматривать в контексте регионального сотрудничества и того, что страны Закавказья приходят к убеждению, что для разрешения собственных задач им не следует возлагать надежды на внерегиональные страны. Однако тут же посоветовал не абсолютизировать ситуацию после турецких предложений. Согласился с точкой зрения армянских политологов и аналитиков о том, что неучастие Ирана в данной инициативе делает ее "неполноценной"". Затем, напоминает газета, с тех же позиций высказался и Моттаки, который едва ли не в ультимативной форме потребовал следовать формуле "3+3": три страны Южного Кавказа плюс Россия, Турция и Иран, а не "2+3", которую предложила Турция.
Однако уже очень скоро на встрече с главой МИД ФРГ Штайнмайером, одним из основных действующих лиц в урегулировании конфликтов на территории Грузии, тот же Моттаки заявил, что Иран предлагает новую региональную инициативу, целью которой является проведение консультаций со странами Кавказа. А затем принялся рассуждать о том, что, дескать, усилия иранской дипломатии направлены на установление стабильности и безопасности в регионе и призвал европейские страны поддержать эту инициативу. "Если мы не найдем решения, то ситуация в регионе будет все больше усложняться. Военные действия создают новые проблемы на Кавказе", - заметил Манучер Моттаки, отметив опасность вмешательства в решения этих проблем тех государств, которые не являются странами региона. В чем состоит эта инициатива, Моттаки решил по крайней мере пока не конкретизировать, однако на совместной пресс-конференции с Налбандяном заявил, что Иран готов стать посредником между Ереваном и Баку для решения карабахского конфликта. "На Кавказе много точек соприкосновения, но последние события стали причиной возникновения очень многих региональных проблем", - рассуждал Моттаки. А затем, разоткровенничавшись, поведал, что у Армении и Ирана общие интересы и аналогиные позиции по региональным проблемам. Не уточнив, впрочем, означает ли это, что в Иране, так же как в Армении, считают, что карабахская проблема должна решаться на основе "самоопределения наций", а принцип территориальной целостности на Карабах в составе Азербайджана не распространяется.
Конечно, можно вспомнить, что весной 1992 года Иран уже предложил, точнее, навязал свои услуги посредника, и закончилось все захватом Арменией Шуши и Лачина. По мнению же американских аналитиков, именно те трагические события ознаменовали переход конфликта между Арменией и Азербайджаном в полномасштабную войну с территориальными захватами.
Современные реалии историческим, честно говоря, не противоречат, и не случайно, что сегодня присутствие Ирана на "Кавказской платформе" более всего лоббирует Армения. Последние жесты Турции в адрес Еревана в самой Армении вряд ли склонны переоценивать. Россия - союзник верный, но с ней нет даже сухопутной связи, притом что сама Армения в состоянии войны с Азербайджаном, а Грузия - с Россией. Появление же на новой "платформе" Ирана смещает ее баланс в весьма выгодном Армении направлении.
Однако куда примечательнее логика самого Ирана. Потому как в Тегеране, судя по всему, прежде всего не желают мириться с усилением влияния в регионе Турции. И дело тут не только в том, что Турция - член НАТО, а у Ирана отношения с Западом более чем натянутые: соперничество двух стран уходит в глубину веков и отражено даже в знаменитой "Шахнаме" Фирдоуси, поэта, жившего ни много ни мало в Х веке. Но, несмотря на то, что в истории было предостаточно и войн, и споров, и столкновений. в течение многих веков граница Ирана и Турции не сдвигается ни на метр, какие бы политические бури в регионе ни бушевали.
Однако эксперты считают по крайней мере открытым вопрос, считать ли нынешних руководителей Ирана в прямом смысле слова наследниками вековых традиций персидской государственности. Тем более если принять во внимание тот факт, что, едва придя к власти, "муллократия" пыталась даже запретить празднование Новруза, изъять из учебников все упоминания о древнеперсидской империи...Иранцы всерьез тревожились за судьбу мавзолея Фирдоуси и даже развалин Персеполиса - его, как утверждает со ссылкой на источники в самом Иране авторитетный National Geographic, вполне могла постичь та же судьба, что и статуи Будды в афганском Бамиане. Во всяком случае, аналитики советуют делать выводы из неоднократных попыток Ирана "экспортировать исламскую революцию" в соседнюю страну при помощи спонсирования радикальных и террористических группировок.
Между тем, судя по достаточно разрозненным дипломатическим сигналам из Тегерана, где то пытаются вскочить на турецкую "платформу", то срочно сколачивают свою, четкой программы действий у ИРИ нет. И тут уже самое время вспомнить изречение одного известного кавказского писателя, что с одной платформы на другую быстрее всех шмыгают те, у кого багажа нет.
НУРАНИ 18.09.2008
|