Аза Мигранян: ШОС - Афганистан: точки соприкосновения 17:19 18.09.2008
Прошедший в конце августа в Душанбе саммит глав государств Шанхайской организации сотрудничества вновь показал устойчивый интерес ее членов к нормализации обстановки в Афганистане, находящемся на южных рубежах ШОС и являющемся наблюдателем в ней. В том числе и через восстановление экономики и инфраструктуры этой страны. Так чем же реально страны ШОС могут помочь своему беспокойному южному соседу?
Отчеты и реальность
Современное состояние экономики Афганистана формально характеризуется высокими темпами роста ВВП, инвестиционной активностью, увеличением доходов населения. Однако о скорейшем восстановлении его экономики пока говорить не приходится. Начнем с того, что инвестиционная активность стран-доноров в течение всего постталибского периода не соответствовала обязательствам, взятым на себя этими государствами. Сама структура инвестиций не дает возможности в полной мере сконцентрироваться на решении проблемы экономического возрождения Афганистана.
Во-первых, более половины средств идет на обеспечение военного присутствия коалиционных сил. Во-вторых, инвестиции, предназначенные для восстановления экономики, более чем наполовину - техническая помощь. Это значит, что они остаются в странах-донорах в виде оплаты труда прибывших оттуда специалистов, консультантов и так далее. Таким образом, существенного влияния на развитие реального сектора экономики они не оказывают.
В-третьих, инвестиции, поступающие в экономику Афганистана, распыляются среди участников посреднической цепи НПО и международных организаций, оставляя в качестве реального инвестиционного вложения в экономику не более 15-20 процентов первоначальной суммы. Отсутствие у афганских властей возможности управлять инвестициями размывает ответственность за их использование и способствует расширению коррупции. Иными словами, инвестиционная активность стран-доноров носит в высокой степени декларативный характер.
Во множестве отчетов различных международных организаций можно встретить весьма оптимистические оценки изменений, происходящих в афганской экономике. Восстановление нескольких дорог, двух-трех электростанций и придание столице страны более облагороженного вида являются иллюстрацией к достаточно высоким процентам демонстрируемого в отчетах экономического роста.
В 2007 году рост темпов экономического развития страны составил 13 процентов (в 2006 году - 8 процентов). Объем ВВП вырос с $6,7 миллиарда в 2005-м до $7,6 миллиарда в 2006-м. Доля промышленного производства в нем составляет около 21 процента, еще 33 процента - легальный сельскохозяйственный бизнес, 13 процентов - выращивание и переработка опия и наркотиков на его основе, 33 процента - сфера обслуживания. Объем внешнеторгового оборота в 2007 году оценивается Министерством торговли Афганистана в $3,81 миллиарда (в 2005/2006 финансовом году - $2,85 миллиарда).
Экономический рост в 2008 году ожидается на уровне 13 процентов, а рост среднегодового дохода на душу населения -20 процентов. Численность экономически активного населения Афганистана на сегодня составляет 15 миллионов человек (из 22,2 миллиона жителей). Около 80 процентов работающих заняты в сфере сельского хозяйства (из них 14,3 процента вовлечены в наркобизнес). Уровень безработицы, по некоторым данным, достигает 40 процентов.
Наркобизнес пока процветает
В настоящий момент реальный сектор экономики Афганистана переживает период небольшого роста, в значительной мере обусловленного притоком зарубежной финансовой помощи, зависящей от внешнеполитических мотивов США. Это вселяет неуверенность в перспективу дальнейшего развития экономики страны, так как финансирование может прекратиться в любой момент (приближение президентских выборов, кризисное состояние экономики главных спонсоров - прежде всего США).
Очевидной проблемой эффективности инвестиционной деятельности в Афганистане является отсутствие четких целей, планов и даже сколько-нибудь реальных концепций развития страны. Представленная на Лондонской конференции 2006 года "Стратегия национального развития Афганистана" и сформулированный на ее основе так называемый "Лондонский пакет" выглядят декларативно, неубедительно и необоснованно. В документах отсутствуют технико-экономические и научные обоснования экономических показателей - целей стратегии, а самое важное - путей их достижения. При таком подходе любые инвестиции обречены на минимальную экономическую отдачу. К причинам низкой эффективности донорских инвестиций также можно отнести специфические политические интересы некоторых стран-доноров.
В целом же рост общих количественных показателей состояния экономики, к сожалению, не переходит в качественное улучшение экономических показателей жизнедеятельности страны. Основными причинами неустойчивости остаются высокая степень зависимости страны от внешних сил, отсутствие реального сектора экономики, неразрешенные политические проблемы, а также повышенная зависимость афганской экономики от внешних источников финансирования.
Нелегальный опиумный рынок является одним из реальных секторов сельского хозяйства. Доходы от него превышают все другие поступления в экономику страны. Посевные площади опийного мака составили в 2007 году около 193 тысяч гектаров, масса урожая - 8,2 миллиона тонн. Около половины фактического афганского экспорта составляют опий и наркотики на его основе. Запрет на наркобизнес действует относительно и лишь на территории северных и северо-западных провинций: в сельской местности востока и юга страны он развивается практически свободно. Широко распространена практика выдачи кредитов под будущий урожай и закупку выращиваемого опия торговцам. Коалиционные войска самоустранились от какой-либо активной борьбы с наркопроизводством. Местные власти демонстрируют неспособность контролировать ситуацию.
Но стоит заметить, что вопреки распространенным стереотипам производство опия не является жизненно важным элементом в экономике афганской деревни: в основе большинства стимулов для крестьян лежат чисто экономические причины, связанные со стремлением максимизировать собственные прибыли. Не замечать данный сегмент экономики просто невозможно. На сегодня (как бы это цинично ни выглядело) можно и даже нужно ставить вопрос о легализации капитала, полученного от выращивания мака. Но при этом должна быть разработана достаточно жесткая процедура амнистии капитала, сформировавшегося в сфере наркотиков, при условии его инвестирования в легальные отрасли экономики и прекращения его реинвестирования в наркобизнес.
А что же ШОС?
Страны Шанхайской организации сотрудничества по сравнению с США и Евросоюзом не обладают, конечно, столь мощным инвестиционным ресурсом. Но при этом они вполне способны эффективно оказывать точечную помощь в отдельных регионах или проектах. При этом следует помнить об общности интересов стран ШОС с Афганистаном: сопредельные границы, общие ирригационная система, применяемые технологии ведения сельского хозяйства, интересы в социокультурной, религиозной сферах и, наконец, наличие опыта совместной экономической деятельности. Такая тактика была бы более эффективна с точки зрения и национальных интересов сопредельных с Афганистаном стран, и экономических интересов самого Афганистана. Примерами, подтверждающими данный вывод, являются отдельные успешные инвестиционные проекты Китая, России и Казахстана.
Но для формирования стратегии эффективного экономического сотрудничества стран ШОС с Афганистаном необходимы более детальный анализ состояния реального сектора экономики Афганистана, его соотнесение с экономическими и политическими интересами стран ШОС и выработка на этой основе концепции взаимовыгодного экономического сотрудничества. Например, обрабатывающая промышленность - единственный действующий сектор промышленности, который характеризуется относительной эффективностью. Однако должного внимания со стороны инвесторов он до сих пор не получил.
На первом этапе также следовало бы выделить вопрос максимального расширения внешнеторговых контактов стран ШОС и Афганистана. Его внешнеторговый оборот сохраняет отрицательный баланс, но при этом страна испытывает дефицит ряда простейших потребительских товаров и имеет достаточный уровень платежеспособности. Учитывая географическую близость стран ШОС с Афганистаном, было бы крайне неразумно отказаться от выгод активного внешнеторгового сотрудничества.
Второй этап сотрудничества ШОС с Афганистаном должен включать конкретные инвестиционные проекты, дифференцированные по интересам всех стран Шанхайской организации сотрудничества, которые вполне могут объединить усилия в реализации геополитических и геоэкономических интересов всех участников этого сотрудничества.
Доктор экономических наук, профессор Кыргызско-Российского Славянского университета Аза Мигранян специально для ИА "24.kg". 18/09-2008
|