Gazeta.kz: Разговор "по душам" - нефть или кошелек. Какова она, казахстанская доля Кашагана 19:00 19.09.2008
Разговор "по душам": нефть или кошелек
Выяснение отношений на Кашагане и в целом по Северо-Каспийскому проекту продолжилось 18 сентября в Атырау, на встрече министра энергетики РК Сауата Мынбаева и первого вице-президента НК "Казмунайгаз" Максата Иденова.
"По другую сторону баррикад" собрался десант заинтересованных представителей крупнейших западных субподрядчиков проекта и финансовых учреждений, кредитующих участников проекта или, как официально обозначили в Аджип ККО - "30 специалистов по вопросам инвестиционной стратегии и финансовых аналитиков, представляющих некоторые известные частные организации западных стран".
Таких, например, как дочерняя компания американской "Дженерал Моторс", итальянской "Нуово Пиньоне" и крупнейшего в мире американского частного коммерческого банка "Сити групп".
По сути дела ситуацию на месте приехали оценить теневые участники проекта, чье влияние в проекте тем не менее нельзя недооценивать. Встреча прошла при участии генерального директора Аджип ККО Паоло Скарони и финансового директора компании Алессандро Бернини.
Ультиматум Мынбаева
После посещения острова Д на Кашагане и стройки газоперерабатывающего завода на Карабатане, участники десанта убедились, что "Аджип ККО" не сидит сложа руки.
На Западном Кашагане на скважине ЗК-3 морская буровая "Сункар" американской компании "Маллард Паркер" ведет бурение на глубине 5095 метров, после чего будут проведены каротажные работы и скважину законсервируют.
Немецкий подрядчик "Дойтек" ведет профилактические работы на объекте Т-47. Основные работы по экспериментальной добыче идут на острове Д (Восточный Кашаган) итальянской компанией "Сайпем".
На будущей добывающей скважине Д-8 Сайпем пробурил 4 688 м, устанавливает различное оборудование. А на скважине Д-1, на глубине 4 666 м готовится перфорация. Увидев воочию ситуацию на месте, участники десанта уединились для серьезного разговора.
Оператор Северо-Каспийского консорциума пригласил всех своих инвесторов, порядка 40 крупнейших компаний в мире, банкиров и субподрядчиков, которые хотят определенности для себя на будущее. Состоится ли проект, не состоится? Какова позиция правительства, государства по этому вопросу? Дать исчерпывающие ответы на их вопросы - это одна из целей состоявшейся конференции. Кроме того, состоялось поездка на оффшорные и оншорные объекты, которые в целом выглядят удовлетворительно. Это вторая цель.
После "очной ставки" Сауат Мынбаев вышел к журналистам и кратко сообщил о позиции принимающего государства.
"То, что говорилось на конференции, подтверждало, что у нас действительно был трудный период, в течение которого республика пыталась отстоять баланс интересов.
В июле был подписан соответствующий меморандум, где отводился срок до 25 октября. Эти принципиальные договоренности, которые отражены в меморандуме, как текст дополнения к существующему "Соглашению о разделе продукции". Ответ должен был их заверить, но это действительно так, там остаются некоторые вопросы, в частности, налоговые. Но, в целом, продвижения очень и очень значительные. Мы все еще надеемся и думаем, что это случится в те намеченные сроки. Останется лишь оформить, положить на бумагу, подписать и поставить печати. Все инвесторы этого ждут. Им нужны долгосрочные гарантии и контракты. И, на наш взгляд, это определенное спокойствие в их ряды внесло. Формально так - после 1 октября 2013 года, если Консорциум не добудет коммерческие объемы нефти, а это 450 тысяч баррелей в день, в этом случае он может и дальше продлить срок начала коммерческой добычи, но после 1 октября их затраты не восстанавливаются Республикой Казахстан.
Эти люди слишком хорошо считают деньги, чтобы позволить себе такое. Поэтому они в любом случае выйдут на производство данного объема нефти. Это - точка! Это будет в любом случае!
Другое дело, они даже не хотят рисковать. Понятно, у них есть там внутренние планы добыть чуть-чуть раньше и т.д. Но это уже, как говорится, желать - не вредно. Для "Казмунайгаза" изменится очень много. Во-первых, КМГ будет вовлечен в новую операционную модель. В этой новой операционной модели проговорены не то что вообще, а порядка 264 рабочих мест не на низовом, "принеси-унеси", уровне, а на очень содержательных позициях, которые представители КМГ должны занимать, пройти там школу. Больше того, примерно через 5 лет (это примерно, как бы вам не соврать) сектор добычи этого проекта должен возглавляться представителем КМГ. Там оговорены вопросы обучения и формальных должностей, которые должны занимать представители казахстанской стороны. Например, в добычной части формируется прямо совместное предприятие между "Шелл" и КМГ, то есть, это их совместное предприятие, не то, что кто-то нанимает кого-то на какие-то позиции, это их СП, которое ответственно за добычу. У каждого оператора чуть-чуть свои стандарты. В середине оператора менять нельзя. Поэтому, экспериментально-опытная база будет доведена до ума Аджипом! Точка! После этого, понятно, там же большой очень объем работы, и работы распределяются между ключевыми участниками, включая КМГ".
Казахская доля
Споры Казахстана и западных корпораций о виде и размере компенсации за третью отсрочку добычи нефти на Кашаганском месторождении завершились.
Шквал уголовных дел, природоохранных, налоговых, противопожарных и иных претензий государственных ведомств к инвесторам, помноженный на угрозу разорвать контракт, подвиг иностранцев на уступки.
Астана блефовала, но нащупала слабую точку. Западные партнеры ясно понимали, что Ак Орда не пойдет на расторжение контракта. Но достаточно подобного заявления, чтобы курс акций компаний-участников проекта на фондовых биржах серьезно пошатнулся. А это не один миллиард убытков.
Казахстанский вариант "ползучей национализации" нефтяных активов продемонстрировал свою эффективность. Получен определенный результат.
Не весь пакет требований Официальной Астаны был удовлетворен, но, тем не менее, достигнутый результат является значительным. Национальная компания "КазМунайГаз" получила право увеличить свой пакет акций в международном консорциуме "Аджип ККО", как компенсацию партнеров Казахстану за увеличение срока ожидания нефтедобычи и стоимости проекта.
КМГ и иностранные участники подписали в июне Меморандум о взаимопонимании, содержащий различные договоренности. В частности, документ "закрепляет согласие всех коммерческих участников консорциума осуществить передачу доли в адрес дочерней организации "КазМунайГаза".
Таким образом, доля КМГ вырастет с 8.33% до 16.81%, за что компания должна будет заплатить шести иностранным акционерам вкупе $1.78 млрд несколькими траншами после начала добычи.
Правда, Казахстан не получил блокирующий пакет в проекте в 30%, как требовал ранее. Но платеж будет осуществлен с отсрочкой только после начала добычи нефти, тремя траншами. Астане также пришлось отказаться от требования изменения контрактного условия по увеличению профит-ойла с 10 до 40%. Тем самым контракт Северо-Каспийского проекта в этом ключевом моменте СРП остался неизменным.
Взамен Казахстан получит штраф - от 2 до 4 млрд. И будет получать те бонусы, которые полагались, если бы добыча нефти началась в 2008 году.
В зависимости от хода проекта и мировой цены на нефть, сумма таких платежей может достичь от 5,5 до 10 млрд. долларов (включая около $5 млрд упущенной прибыли). "Аджип ККО" продолжает осваивать нефтегазоконденсатное месторождение Кашаган и другие менее крупные по запасам залежи на северо-востоке Каспийского моря. Производство углеводородов, по прогнозу консорциума, откладывается еще дальше, чем было в последней заявке Аджип ККО, на конец 2013 г. А размер необходимых инвестиций возрастает с $57 млрд до чуть более $100 млрд.
"КазМунайГаз" после внесения дополнения изменений в Соглашения о Разделе Продукции (СРП) становится в один ряд с компаниями "Шелл", "Тоталь", "Эксон-Мобил" и "Аджип", шагнув в клуб крупнейших участников проекта и соответственно, получив роль сооператора проекта и непосредственного участника новой операционной структуры - Совместной Операционной Компании (СОК).
Хотя нынешний оператор, итальянский ЭНИ, будет нести ответственность за развитие проекта ОПР до завершения опытно-промышленной разработки Кашагана, руководить участники будут коллегиально. То есть, по предложению компании "Шелл", восстанавливается частично первоначальная схема управления проекта, как через предшественницу Аджип ККО - компанию ОКИОК.
Предполагается, что усложненная схема "консорциума в консорциуме" будет действовать и после 2015 года, по завершению Опытно-промышленной разработки Кашагана.
Ассоциация с литературными персонажами
Тем не менее, достигнутые соглашения не снимают технологических и геологических проблем разработки Кашаганского месторождения. А они очень серьезны. Начиная от отсутствия разработанных технологий для подобного месторождения, являющегося беспрецедентным в истории мировой нефтяной промышленности, и, заканчивая отсутствием экспортного нефтепровода для Кашаганской нефти.
Проект Казахстано-Каспийской Транспортной системы (ККТС) застрял на начальном уровне, а война на Кавказе показала наглядно все риски экспортного маршрута через каспийско-кавказский регион.
Кроме того, достаточно будет отрицательного результата при закачке газа в пласт, чтоб весь проект был остановлен - от ключевого момента морской части проекта.
Огромное содержание сероводорода в нефти (19% на Кашагане, до 30% на Актоты), при отсутствии разрешения на ее сжигание по экологическим мотивам, может сделать проект нерентабельным. Как минимум половина расходов пойдет на решение проблемы серы и газа.
Слишком радужными выглядят надежды руководства страны на то, что после подписанного меморандума о взаимопонимании на КМГ "прольется дождь льготных ссуд", а Кашаган станет отправной точкой для их получения.
Однако в настоящее время главным "яблоком раздора" среди участников проекта является раздел зон ответственности в Совместной Операционной компании (СОК). Место единого оператора постепенно должен занять другой оператор, создаваемый крупнейшими участниками проекта. Причем, функция СОК, скорей всего будет координирующая. А различными частями проектами непосредственно займутся другие юридические лица-компании, организуемые лидерами проекта.
Как упомянул Сауат Мынбаев, добычей нефти в море займется СП компаний "Шелл" и "КМГ".
Управлением карабатанского газоперерабатывающего проекта - французская "Тоталь", возможно с участием итальянской ЭНИ, а может, и единолично.
Американская компания "Экссон-Мобил" получит в дальнейшую разработку другие месторождения Северо-каспийского проекта - Актоты, Кайран, Каламкас-море. Предполагаемая зона ответственности "ЭНИ" остается довольно туманной. Пока она продолжит реализацию ОПР, строительство сети трубопроводов между Кашаганом и Карабатаном и разработку проекта дальнейшей Полномасштабной разработки Кашагана (ПФО).
Предполагается, что место главы СОК по Северо-Каспийскому проекту займет представитель французской компании "Тоталь", но данная позиция сменяема.
КМГ хотела получить права финансового оператора проекта, но другие участники не согласились доверить свои инвестиции, предложив взамен роль некоего технического оператора с неопределенными до конца функциями.
Ответы на все вопросы должны быть даны до 25 октября. Будет ли работать схема управления СОК, или все участники повезут "телегу проекта" в разные стороны, как герои небезызвестной басни?
19.09.08, Оксана Мартынюк , специально для
|