Ж.Ибралиев: Кара-Кече. На развалинах киргизской угольной империи 22:37 22.09.2008
На развалинах угольной империи
Где прежде правил "угольный король", нарушены все правила. Речь идет о Кара-Кечинском месторождении бурого угля, которое 19 сентября 2008 года посетил премьер-министр КР Игорь Чудинов. Официальная причина – проверка подготовки к отопительному сезону 2008-2009 годов.
Часам к 10 утра наш бусик добирается до Джумгальского района Нарынской области. Отсюда до угольных залежей – рукой подать. Эти места известны своими ветрами, суровой зимой, чистой водой и богатыми пастбищами. Лишь относительно недавно местные жители стали заниматься садоводством. А с 2003 года джумгальцы открыли для себя еще один вид деятельности – добычу угля на Кара-Кечинском месторождении.
…Планы меняются. Вместо завтрака нас сразу везут на месторождение. За несколько километров отмечаю, что вода в речушке мутная. В стране нет угля? Я засомневался, глядя на то, как обильно посыпаны им обочины весьма разбитой грунтовой дороги. Наш транспорт более 30-40 километров в час не разгоняется. А грузовики, едущие вниз, - и того меньше. Этим и пользуются местные жители. Водители грузовиков жаловались, что джумгальские джигиты запрыгивают на машины и прямо на ходу сбрасывают самые крупные куски угля на дорогу. Ввязываться в конфликты с ними водители не решаются. Говорят, что такой бандитизм процветал еще относительно недавно. С приходом нового губернатора Омурбека Суваналиева бандитские выходки молодчиков почти прекратились.
…У въезда на месторождение расположены весовая, пост милиции с автоматчиками и шлагбаум. Во времена властвования на месторождении "угольного короля" и лидера патриотической партии "Жоомарт" Нурлана Мотуева местные жители рассказывают, что весовая работала, как Бог на душу положит: не все машины учитывались, а объемы вывозимого угля занижались. Котельная, стоящая чуть выше контрольно-пропускного пункта, абсолютно пуста, на площадке ни одного уголька. И везде разбросаны окурки, пустые бутылки из-под дешевой водки, которую потребляют как местные, так и приезжие водители, коротающие время в очередях за топливом. Последних со своим транспортом наберется около сотни.
…Разрез "Шарбон". Здесь добычей угля занята одноименная фирма. Штат – два-три десятка человек. В наличии экскаватор, бульдозер и несколько грузовиков. Вся эта техника занята расчисткой карьера. Приехавшие с премьер-министром специалисты в области экологии и геологии сразу заметили целый ворох нарушений: загрязнение реки, порода отваливается в неположенных местах… Звучали в беседе и другие, чисто специфические термины. "При составлении проекта мы рассчитывали, что на одну тонну угля будет приходиться не более шести тонн породы. А сейчас нам приходится вывозить по 12 тонн грунта, то есть мы несем большие убытки", - говорит представитель фирмы. "А это потому, что вы не соблюдаете технологию добычи и не провели положенных вскрышных работ", - парируют представители Государственного агентства по геологии и минеральным ресурсам при правительстве КР. "М-да, если так продолжать, то через 5-6 лет мы потеряем больше, чем сегодня имеем", - мрачно бросает Игорь Чудинов. Не видно оптимизма и на лице министра экономического развития и торговли КР Акылбека Жапарова.
В разговоре с журналистами заместитель начальника управления государственного экологического контроля Госагентства по охране окружающей среды и лесному хозяйству КР Таисия Неронова отмечает, что их сотрудников сюда перестали пускать в 2005 году. "Вы знаете, кто тогда руководил всем месторождением. И что тут творилось, остается только догадываться. Наше агентство судилось с фирмами-добытчиками и за все время отправило в их адрес 40 предписаний об устранении имеющихся нарушений. Но горнодобытчики ничего не сделали. Нам удалось лишь несколько раз заставить их выплатить штрафы в 3-4 тысячи сомов. Размеры же ущерба, по нашим оценкам, превышают 11 миллионов сомов", - дополняет она.
А представитель "Шарбона" все время пытается о чем-то пошептаться с главой правительства. Сопровождение премьер-министра и пресса его абсолютно не смущают. Но Игорь Чудинов не в настроении слушать его оправдания и посулы о поставках "социального" угля для школ и больниц.
Премьер-министр после этого едет на другой разрез – "Беш-Сары". По пути губернатор области Омурбек Суваналиев показывает ему весовую. Для проверки точности ее работы на весы загоняют джип Игоря Чудинова и демонстрируют журнал записей. К нашему кортежу присоединяется создатель фирмы "Беш-Сары" и экс-депутат Камчыбек Жолдошбаев, больше всех постравший от действий Нурлана Мотуева. Он сразу же - с места в карьер – пытается договориться о продлении разрешения на добычу угля для своей фирмы.
Небольшое отступление. По сведениям пресс-службы правительства КР, на сегодня добычей угля на Кара-Кече занимаются пять фирм, три из которых – действующие. За третий квартал 2008 года они добыли 12 тысяч 792,5 тонны угля. Почему только за указанный срок? Правительство отобрало у всех разрешения ввиду многочисленных нарушений. И лишь из-за необходимости готовиться к зиме разрешило фирмам возобновить добычу. Но впереди очередной тендер, уже на гораздо более жестких условиях. Вот и хлопочут фирмачи, пытаясь обеспечить себе загодя "равные" условия… Фирмы, по сути, не выполнили заказ правительства на поставку 100 тысяч тонн кара-кечинского угля на Бишкекскую ТЭЦ и смогут завезти максимум 30 тысяч тонн. "Сами видите, они не располагают необходимыми запасами", - объяснит чуть позже премьер-министр.
Масштабы разреза "Беш-Сары", оснащение одноименной фирмы и число людей, занятых здесь, – настоящий оазис благополучия. Здесь и добыча больше, и колонна машин внушительней. Хотя у Госагентства по геологии имеются большие претензии к технологии добычи: и здесь не проводились вскрышные работы. Последние, проще говоря, выглядят так. В Кара-Кече почти каждая гора – это залежи угля. И по правилам необходимо удалить ее верхушку и лишь затем, горизонт за горизонтом, добывать ее уголь. Тогда и копать меньше придется, и себестоимость ниже, и устранять нарушения в области экологии намного легче. А ныне действующие горняки, проще говоря, копают эту гору сбоку, при этом возрастает риск обрушения склона и гибели людей и техники. Сами горняки говорят, что правительство, отобрав у них летом лицензию, не дало возможности провести все положенные работы. "Просто они не желают вкладывать средства и пытаются урвать сегодня, не думая о завтрашнем дне", - бросают фразу в окружении премьера…
Судя по заявлению Игоря Чудинова о том, что правительство намерено жестко следить за тем, чтобы победитель будущего тендера соблюдал все природоохранные мероприятия и обеспечивал исполнение государственного заказа, на Кара-Кече ожидается приход какого-то крупного инвестора, который будет не просто уголь добывать. Так это или нет, будет известно, думаю, буквально через полгода…
22/09-2008 Жылдызбек ИБРАЛИЕВ
|