Р.Сафронов: Ашхабад - город буйный. Бой шел в жилом районе Хитровка 11:04 23.09.2008
Ашхабад - город буйный
Уже много лет на лентах фотоагентств не найти других снимков столицы Туркмении Ашхабада, кроме парадных карточек с помпезными сооружениями из мрамора вроде Дворца национальных рукописей, памятника независимости или памятника погибшим в ашхабадском землетрясении с огромным быком на постаменте. Но и быка нельзя снимать со стороны хвоста в ракурсе снизу. Всякого, кто пытается это делать, отгоняет специально приставленный милиционер. Из жилых кварталов на фото попадают несколько элитных многоэтажек, где живет местная номенклатура.
В ночь на 13 сентября в одном из жилых районов Ашхабада до утра стреляли. Ашхабад - город небольшой и тихий, по ночам не слышно даже гула машин. Поэтому грохот автоматных очередей, взрывов гранат, выстрелов орудий и лязга гусениц слышали все. Слухи о том, что стрельба шла несколько дней, не подтвердились. "К утру все было кончено, - рассказала Newsweek Светлана Т., русская жительница Ашхабада, живущая на улице Кемине по соседству с местом боя. - Примерно к 10 утра разрывы и выстрелы стихли". Впрочем, для закрытого и построенного по стойке "смирно" Туркменистана, где официальная идеология - покой и стабильность, бой в столице стал настоящим потрясением. А возможно, и поворотным пунктом нового этапа туркменской истории, который начался после внезапной смерти Сапармурата Ниязова в декабре 2006 г.
Бой шел в жилом районе Хитровка - он не из тех, что попадают на снимки. Ашхабад - это в основном обычные советские пятиэтажки. Даже рядом с ними Хитровка - патриархальный анклав советской Азии. Половина домов - среднеазиатский частный сектор, выходящий на улицу глиняными заборами, половина - бараки, построенные в 1940-х после землетрясения. Вдоль уличных арыков сидят на корточках группами парни в спортивных костюмах, некоторые в кепках, и громко цокают языком, когда мимо проходит девушка славянской наружности. Хитровские туркменские девушки по домам ждут калыма и замужества.
Зона боя, несмотря на обилие военной техники, была не слишком обширной. Оцепили только территорию, прилегающую к недостроенной водоразливной фабрике, где и засела группа вооруженных людей. Сколько человек противостояли сотрудникам правоохранительных органов, неясно. Точно известно, что один боевик был убит, другой тяжело ранен и взят в плен. В официальном заявлении туркменского президента говорилось о "большой группе хорошо вооруженных бандитов". Об этом свидетельствует и число жертв со стороны правительства: погибли 7 милиционеров и 11 ранены. Источники, близкие к туркменским властям, эти цифры подтверждают.
Рустем Сафронов
Полную версию материала читайте в журнале "Русский Newsweek" (22 – 28 сентября 2008) №39 (211)
|