Ш.Азизов: В Таджикистане суицид становится способом решения проблем 10:09 24.09.2008
В Таджикистане суицид становится способом решения проблем
Недавно были обнародованы статистические данные и итоги исследований, проведенные социологами службы Gallup о количестве суицидов в разных странах мира. Этот показатель на 100 тыс. жителей составляет: в Казахстане - 29.95, Кыргызстане - 9.00, Узбекистане - 5.55, и Таджикистане - 2.60. Если верить этим данным, то в Центральной Азии Таджикистан – самая благополучная в этом отношении страна.
Между тем, по данным Госкомстата Таджикистана, среднее число самоубийств за последние годы варьировалось от 4 до 7 случаев на 100 тыс. человек. Однако эксперты полагают, что и эти цифры не отражают реальной картины.
Не верят официальной статистике и жители Таджикистана. Еженедельно из разных источников поступает страшная информация о людях, сводящих счеты с жизнью. О некоторых только шепчутся люди, другие становятся известными общественности благодаря работе журналистов. Заголовки информагентств только за три последних месяца леденят душу: "Отец троих детей совершил самоубийство", "Мать покончила с собой, убив двоих детей", "Повесилась мать пятерых детей", "Старшеклассник совершил суицид", "В Согдийском области совершены четыре самоубийства за неделю".
Но эта информация – лишь вершина айсберга. По данным ВОЗ, в Таджикистане лишь 7% умерших подвергаются вскрытию. Нежелание родственников регистрировать факты самоубийств не позволяет оценить и истинные масштабы. В этом не заинтересованы и правоохранительные органы, ведь им необходимо расследовать все случаи суицида и при наличии состава преступления возбудить дело в отношении лица, доведшего погибшего до самоубийства. По информации Генпрокуратуры, статистика примерно такова: из 1225 фактов самоубийства всего в 33 случаях, то есть, в 2,7%, были возбуждены уголовные дела.
В связи с отсутствием достоверных статданных по суициду, эксперты Коллегии адвокатов Минессоты, изучавшие документы правительственных структур, проводя опрос среди госслужащих, пришли к выводу: "Суицид в Таджикистане - постоянно действующая проблема. Статданные занижают показатель частоты суицида, особенно, если эти случаи невозможно легко раскрыть, потому что семьи редко обращаются с просьбой провести анатомо-патологическое судебно-медицинское вскрытие трупа. Вскрытие будет проводиться только в случае "очевидного преступления".
Зачастую эксперты утверждают, что причинами суицида являются семейные ссоры, указывая на большое количество женских самосожжений, особенно в Согдийской и Хатлонской областях. Эта проблема действительно существует, как реакция на постоянное насилие над молодыми женщинами со стороны мужа и его семьи. 90% мужей в Республике Таджикистан избивают своих жен и детей, потому что в детстве были свидетелями домашнего террора над матерью, до 80% всех преступлений, связанных с насилием, совершаются дома. Традиция скрывать домашние истязания от окружающих, в том числе и родственников, не говоря уже об обращении в правоохранительные органы, приводит к тому, что в какой-то критический момент психика женщины дает сбой. И некому успокоить женщину, остановить от безумного действия.
Ежегодно в Республиканском ожоговом центре гибнут мучительной смертью 25-30 женщин, решившихся на самосожжение. Врач этого центра на условиях анонимности рассказал: "Сюда поступают женщины из Душанбе и близлежащих районов, из отдаленных мест сейчас просто невозможно доставить тяжелобольную. Далеко не всем по карману столь дорогостоящее лечение, ведь для выхаживания необходимо более 20 дорогостоящих препаратов, усиленное питание. Мы прилагаем все усилия, но выживают мало. Ожоговые больные страдают страшно. Защитный механизм, спасающий психику от невыносимой боли – потеря сознания – не срабатывает при попадании в огонь. Все муки, причиняемые пламенем, женщины переносят, находясь в ясном сознании. Последующие длительные боли, страдания от операций, перевязок, полностью ломают психику женщины. Здоровой и привлекательной она уже никогда не будет. Наблюдать это крайне тяжело, поэтому врачи здесь долго не работают. Я проработал два года, и больше не могу, уже подал заявление об увольнении".
Бороться с проблемами суицида пытаются прокуратура, международные и неправительственные организации. Сотрудницы женской НПО "Хамдилон" Шаартузского района, расположенного на границе с Афганистаном, несколько лет при поддержке Фонда Сороса работали по проекту "Проблемы самосожжения женщин". Они проводили циклы семинаров с девочками и женщинами в своем районе, общались также в домашней обстановке с лицами, подверженными к суициду. В результате число самосожжений в Шаартузском районе значительно сократилось.
Ташбури Хотамова, глава неправительственной организации "Хамдилон", говорит: "Среди женщин, решившихся на самоубийство, практически не было образованных женщин, реализовавших себя в общественной жизни. В основном это домохозяйки, целиком зависящие от мужа и его родни, малообразованные, а иногда и неграмотные, с узким кругозором".
Однако статистика достоверно доказывает, что среди решившихся самовольно уйти из жизни больше половины составляют мужчины в возрасте от 18 до 50 лет, а в последние годы появились факты детского суицида.
Директор Института экономики Нуриддин Каюмов считает, что причины этого явления нуждаются в глубоком изучении. Он приводит данные, что за чертой бедности в Таджикистане находится около 5 млн. человек, что составляет около 70% населения. "Масштабная безработица, являющаяся основным фактором углубления бедности, тенденция ее роста в перспективе должны быть отнесены к рангу наиболее значимых угроз, поскольку она вызывает рост преступности, самоубийств и других негативных явлений".
В подтверждение своих слов Н.Каюмов приводит выводы зарубежных ученых. "По данным обследований, проведенными американскими учеными, при росте безработицы на 1%, число самоубийств увеличивается на 4,1%, а число заключенных – на 5,7%", - говорит он.
Эксперты также считают, что одним из основных факторов, провоцирующих суицид, является тяжелое экономическое положение жителей Таджикистана, где самые низкие заработные платы в СНГ и самые высокие цены на продукты питания и предметы первой необходимости.
Заведующая кафедрой психологии Таджикского педагогического университета Нафиса Юнусова говорит: "Конечно, нельзя не отметить, что с начала XIX века наблюдается постоянный рост суицида во всем мире. При этом до 80% людей, готовящихся совершить самоубийство, прямо или косвенно сообщают об этом окружающим. В тех странах, где хорошо поставлена работа службы психологов, удается предотвратить большинство попыток суицида".
"К сожалению, в Таджикистане нет отлаженной системы психологической помощи, - констатирует эксперт. - Поэтому члены семьи обязаны замечать тревожные признаки и принимать все возможные в своей ситуации меры. Но, судя по большому числу сообщений о самоубийствах, родные не в силах предотвратить суицидальные настроения близких им людей".
"Из опыта своей работы я знаю, что в нашем обществе присутствует высокая степень психической напряженности. Всего 2% самоубийц являются психическими больными, в остальных случаях действуют личные и социальные факторы. Мне известно, что именно по причинам социальной необустроенности в этом году произошло 16 самоубийств", - отметила Нафиса Юнусова.
Версию о социальных причинах роста самоубийств дополняет демограф Азиз Каримов. Он считает, что многодетность таджикских семей, имеющих в среднем около 7 детей, провоцирует многочисленные проблемы в семье и обществе, иногда приводящие к трагическому исходу.
"Я знаю о случае, когда старшеклассник школы покончил самоубийством из-за переживаний по поводу изношенной одежды, в которой он ходил в школу. Одноклассники постоянно насмехались над ним, рвали на нем ветхие рубашки. А мальчик был младшим, одиннадцатым ребенком в семье, и ему приходилось донашивать вещи своих старших братьев. Не сумев выпросить деньги у родителей на приобретение новой одежды, он решил проблему по-своему", - подчеркивает Азиз Каримов.
"К огромному сожалению, иногда к такому выходу из клубка проблем приходят и взрослые мужчины. В Таджикистане на одного работающего человека приходится около девяти иждивенцев: родители, жена, дети, а зачастую осиротевшие племянники или другие родственники. Мужчина несет на себе огромную ответственность за семью, которую он вынужден обеспечивать всем необходимым, напряженно трудясь годами, и безо всякой передышки. И если он не встречает понимания в своей семье, или случаются скандалы на работе, он может не выдержать такой нагрузки. Поэтому, если посмотреть статистику самоубийств, то легко убедиться, что мужчины составляют большинство. И если причиной женского суицида чаще всего бывает семейное насилие, то мужчины решаются на это из-за экономического насилия общества, которое не дает ему возможности удовлетворить насущные потребности его семьи", - рассказал эксперт.
Угрожающий рост числа случаев суицида вызвал тревогу сотрудников столичной прокуратуры, которые в прошлом году провели тщательный анализ практически каждого факта суицида. Фаррух Рауфов, начальник отдела по надзору за предварительным следствием прокуратуры Душанбе рассказал, что работниками прокуратуры в пяти столичных школах было проведено анонимное анкетирование учащихся старших классов. Оказалось, что лишь 14% учеников считают, что самоубийство - это неправильно и грешно, только 4% считают, что человек, послуживший причиной самоубийства, обязательно должен понести наказание. И самым неприятным открытием для работников прокуратуры стал тот факт, что около 5% учеников уже задумывались и даже планировали самоубийство.
"Результаты анкетирования привели к выводу, что психолог в школе просто необходим. Ни учителя, ни родители сейчас не знают о проблемах современной молодежи, о том, что тревожит детей, заставляет задуматься о смерти, - говорит Фаррух Рауфов. - О том, что профессиональные психологи не хотят идти в школу, мы знаем, но в городе есть ряд бесплатных центров психологической помощи, их работники могли бы стать добровольными помощниками в столичных школах".
Эксперты утверждают, что чем религиозней страна - тем меньше в ней люди досрочно прощаются с жизнью, поскольку любая религия считает самоубийство грехом против себя и Бога. В Таджикистане сейчас мечетей гораздо больше, чем школ и даже в столичных дворах жителей будит голос муэдзина, многократно усиленный мощью динамиков. Но прихожане утверждают, что муллы в своих проповедях тему самоубийств не затрагивают. Мулла Зариф считает, что вера нынешних мусульман поверхностна и больше акцентируется на обрядах, чем на сущности Ислама.
А один из прихожан на условиях анонимности заявил, что они устраняются от проблемы. Он убежден, что если бы муллы отказались читать джанозу по покойнику, совершившему самоубийство, это могло спасти многих отчаявшихся людей от самоубийства.
Постоянные поиски средств для проживания, необходимость тяжко трудиться ради элементарного выживания, социальная и бытовая необустроенность превращают Таджикистан в страну безысходности. И для многих такое бытие становится не просто неинтересным, а попросту невыносимым.
23 сентября, 2008
Шухрат Азизов,
Voice of Freedom, Душанбе, Таджикистан
----------------------------------------
|