"Э-К": ЗаМЕЧЕТельный бизнес. Житель Аркалыка Б.Абдибеков продает... две мечети 22:09 24.09.2008
ЗаМЕЧЕТельный бизнес
Звучит цинично, но житель Аркалыка Болат Абдибеков продает: мечети: Аркалыкскую и Амантогайскую. Поскольку счастливой эйфории от того, что он владелец божьих храмов в Торгайском регионе, переданных ему судом в частную собственность в счет погашения долгов, абсолютно не испытывает.
"Продается мечеть:" Болат говорит, что, обнаружив в колонке обычных коммерческих объявлений одной из газет его предложение, в Аркалык даже приезжал практиковавший в нашей стране журналист иностранной газеты - уж слишком ему показалась сенсационной информация о продаже мечетей. Ну а что Болату делать, например, с пустующей, отрезанной от всех коммуникаций Аркалыкской мечетью, площадь которой ни много ни мало - 2 тысячи квадратных метров? Участие в ее возведении он принимал в 1996-1997 годах. - В 1999 году решением Аркалыкского городского суда мне ее отдали в счет задолженности 3,5 млн тенге. Именно мне за такую мизерную сумму, потому что остальные фирмы-подрядчики отказались от тщетной борьбы по "выбиванию" долгов, которые в общем составляют 17 млн тенге, и от своих притязаний. Так что по воле судьбы я оказался обладателем и одновременно продавцом этой мечети. Может, кто купит? Увы, пока никто интереса не проявляет, - говорит Абдибеков. - А сейчас начинаю судебную тяжбу по Торгайской мечети. Я построил не одну мечеть в Торгайском регионе, вкладывал свои деньги, будучи уверен, что честно рассчитаются. Даже не представлял, что обман может происходить вокруг святых объектов. Но, как понял позже, строителей обманно завлекали на работы и по окончании, мягко говоря, "кидали". В конце концов я оказался разорен.
Жертва обстоятельств Быть имамом Болат Абдибеков никогда не мечтал. Он обычный бизнесмен-строитель. Правда, уже в прошлом. Это в начале 90-х годов он был крупным предпринимателем. Сейчас и легкового автомобиля не имеет, в долгах как в шелках. К счастью, от былого бизнеса остались три грузовика - на жизнь зарабатывает тем, что перевозит на них уголь, отруби. В 90-х годах никто ничего не строил, наоборот, все разрушали, распиливали, растаскивали. Многоэтажки, дома культуры, детсады, бани, магазины - все шло под разбор, потому что жизнь была тяжелая. Сельским людям не то что библиотеки посещать или детей в садик отдавать, топить печки дома нечем было. Если что и строилось - только мечети, потому что приобретенная независимость страны у народа ассоциировалась в первую очередь с ними, да и хотелось людям обращаться к Всевышнему с просьбами о лучшей жизни, о скорейшем выходе из экономического кризиса. Болат Абдибеков - один из непосредственных участников "заМЕЧЕТельного бизнеса". Он не хватался за весь строительный объем, брался за работы только по своей части, в которой он действительно профессионал: наружная и внутренняя отделка. Хороший практический опыт в этом деле он приобрел в Санкт-Петербурге и Самарканде. Его приглашали на строящиеся храмы, радовались заключенным с ним договорам, обещали "горы золотые". Тогда он не думал, что спустя 10-15 лет станет жертвой обстоятельств, заставивших его заниматься самым циничным делом - продажей мечетей. Богохульное занятие, но также не по-божески поступили те, кто когда-то умолял взяться за работу. Это не просто люди с улицы, а руководители районов, уважаемые люди. Не поверить их гарантиям и печатям предприниматель просто не мог.
Жалдама - в переводе "не нанимай" Лучше бы Абдибекова не нанимали на строительство мечети в поселке Жалдама Амантогайского района. Ведь он до сих пор не может получить свои вложенные в нее деньги, в 1995 году он даже зарезал 212 голов личного скота, чтобы быстро и качественно провести работы: Предприятие "Куралай", которым руководил Болат, проводило косметический ремонт здания акимата и отделочные работы в строящейся "Нур-мечети" в поселке Жалдама Амантогайского района. Заказчиком выступало районное управление сельского хозяйства, руководитель которого одновременно исполнял обязанности заместителя акима Амантогайского района. Позже этот район был упразднен и переведен в юрисдикцию Амангельдинского. Из-за нехватки денег мечеть была сдана в 1996 году в состоянии 85-процентной готовности. Провели пышную презентацию мечети, но строители не получили ни тиына за свою работу. Абдибеков был вынужден из собственного кармана рассчитаться с рабочими, надеясь, что вернет деньги, когда с ним расплатится заказчик. Прошло пять лет. В 2001 году, как показалось Болату, судьба наконец повернулась к нему лицом - Аркалыкский городской суд вынес решение взыскать с Амангельдинского акимата в его пользу более 10 млн тенге. Но коллегия областного суда изменила решение суда первой инстанции и удовлетворила иск частично - без учета затрат на отделку мечети. Тем не менее Абдибеков мечтает получить деньги сполна, только на мечеть он затратил 6 млн тенге. - Ведь акт был подписан заказчиком, акимат взял на себя обязательства по оплате работ, - говорит он. - Выполненные объемы отделочных работ согласованы и закреплены печатями акимата и моей фирмы "Куралай". Я не могу добиться справедливости, а население меня поддерживает: "Мы просим у Аллаха справедливости, а когда здание самой мечети, куда мы приходим как в святое здание, построено с несправедливостью, над ней висит долг, аура людской обиды - все это нас очень тяготит". Возможно, деньги, предназначенные для оплаты строительства мечети, уже давно осели в чьих-то карманах - ничему удивляться не стоит. Не я один возводил мечеть, нас было несколько подрядчиков: кто-то строил, кто-то проводил коммуникации, кто-то ставил забор - они уже устали бороться и "плюнули" на это дело. Один я борюсь с ветряными мельницами.
На Бога надейся, но сам не плошай В 1991-1992 году Болат построил мечеть в Торгайском районе. То был год страшной инфляции и обесценивания старых рублей, заказчик - руководитель инициативной группы строительства мечети и Болат никак не могли прийти к единому мнению по вопросу оплаты. Изначально оплатой должна была стать новая машина "Жигули", которая тогда стоила 8 тысяч рублей. Но "новых" денег не хватало даже на полмашины. Споры зашли в тупик, а люди продолжали работать на этом махинном для района объекте - 400 квадратных метров. Тут Болата вызвал на аудиенцию аким района: приезжают высокие гости, мы должны показать новую мечеть, давай, брат, не подводи, сделай, чтобы мечеть сверкала, мы с тобой потом рассчитаемся, а сейчас, будь добр, заверши все работы за собственный счет. Абдибеков рьяно взялся за работу. Использовал дорогой материал: гранит, синий и белый мрамор. Работали три бригады в три смены, с восьми утра до часа ночи. Целый год практически жили внутри мечети. Со всеми Болат расплатился сам. По курсу того времени затраты составили в общем 15 тысяч долларов. Мечеть вышла на славу, в дворцовом стиле. Очень красивая. - А я до сих пор не получил денег, - говорит Абдибеков. - Многократно требовал заплатить - тщетно. Не вложив ни тиына, семья аксакала Газеза Амирханова стала владельцем мечети, дав ей имя своего предка Оспана-кожа. Заслуга сейчас уже покойного аксакала лишь в том, что он был энтузиастом инициативной группы по строительству мечети. Ныне имамом мечети является его сын Шокан Амирханов. Мне не жалко, пусть, но прежде расплатитесь с теми, кто построил эту мечеть, разве я в своем требовании несправедлив? Учитывая норму закона о том, что иск по заработной плате не имеет срока давности, намерен бороться за нее. Мечеть посещаема, действует. - Я очень уважаю меценатство, благотворительность. Но, строя мечети, я не объявлял себя таковым, потому что это слишком серьезное дело, не по плечу одному предпринимателю, - продолжает Болат Абдибеков. - Зачем лукавить, лучше говорить честно. Я могу отдать месячную заработную плату, могу, если со мной рассчитаются за долги, отдать вообще мечеть народу - я и строил ее не для себя, а для людей. Но не могу весь бизнес приносить в жертву. А мне пришлось потерять его. Год строил мечеть в Торгае, как вышло, "за спасибо".
"Спасибо" Уралу Мухамеджанову Болат Абдибеков называл при встрече со мной имена нескольких акимов районов Торгайского региона, которые сменяли друг друга, но не хотели понять горечи краха небольшого строительного бизнеса. Единственный аким района, которому он говорит сейчас "спасибо", - Урал Мухамеджанов. Только этот глава местной власти не "кинул" "заМЕЧЕТельного" предпринимателя. За отделку мечети в Амангельдинском районе в 1993 году с ним сполна рассчитались, как положено по договору. - Дай Бог ему здоровья, наверное, он и в других делах был честен перед Богом, поэтому и карьера его состоялась - с уровня района поднялся до нынешней высоты, - размышляет Болат Абдибеков.
№ 179 (16565) от 24.09.2008 Ляззат ШУЛЕНОВА, Костанай
|