КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 27.09.2008
10:21  А.Байтенов: Воображаемый союзник. "Казбат" сдал экзамен англо-американским учителям
08:17  В.Панфилова: Конституция для Запада. Гурбангулы Бердымухамедов урезал свои полномочия
05:23  Казахстан поставит Киргизии 250 млн кВт/часов электричества. Всего по 3-4 сома
04:05  Ж.Омаров: Пятидневная война в Грузии открыла новый этап мировой истории - закончился период "полураспада" Советской империи
03:35  Секреты успеха Талибана. Арабы отличаются от талибов..., - рассказывает лидер движения мулла А.Джалил
03:29  Turkish Daily News: Азербайджан и Турция никак не договорятся о цене на газ
03:06  Т.Авдоев: Национальная идентификация езидов

03:02  П.Хамидова: Сможет ли Душанбе достойно провести "Пять звезд. Интервидение"?
02:57  Эстонские чинуши-бюрократы не пустили на чемпионат мира по сумо сборную Казахстана
02:40  Лутц Кливмен: Новая "Большая игра". Возвысится ли Россия вновь?
02:31  Е.Жумагулов: Языческая сила! Нам кумыс милей, чем виски - к черту русский и английский и другие языки...
01:39  Под эгидой USAID. Энергетические компании ЦентрАзии обсуждают создание региональной модели передачи электроэнергии
01:21  Д.Шляпенток: Москва с опаской смотрит на Афганистан. В связи с возможностью коллапса правительства Карзая
00:44  24.kg: "Великолепная пятерка" и вратарь. К вопросу о Новой экономической политике Киргизии
00:43  Дамир Лисовский назначен и.о. главы Центризбиркома Киргизии
00:42  "Татнефть" планирует открыть филиал в Туркмении
00:41  Киргизия выдвинула фильм француженки Мари де Поншевилль "Тенгри" на американскую кинопремию "Оскар"
00:40  Химический конфликт. Акционирование академических институтов приведет к деградации казахстанской науки
00:37  Колорадский презент. Город-побратим Боулдер подарил Душанбе американское кафе
00:18  Кризиса не заметил. Казахстанский банкир Аблязов решил расширить свои московские инвестиции до $10 млрд
00:03  Т.Атаев: Что стоит за понятием "умеренный ислам"?
Пятница, 26.09.2008
21:39  Татарин Камиль Исхаков назначен полпредом России при Организации Исламская конференция
20:29  Сам себе Маслахаты. Новая конституция расширила полномочия президента Туркмении
19:18  В Бишкеке открывается региональный филиал российского Института стран СНГ. Во главе с профессором А.Князевым
18:38  Уго Чавес и Д.Медведев договорились создать российско-венесуэльский газовый консорциум
17:35  Писанные красавицы. В Алматы прошел первый чемпионат ЦентрАзии по декоративной косметике GOLDEN ASIA (фото)
17:32  НАТОвцы устроили казахстанским десантникам очередную серию "подлостей". Репортаж с учений "Степной орел"
11:00  С.Арбенин: Туркменистан. В капкане пожизненного нейтралитета
10:59  Системные интеграторы раскинули сети. Российский "РК-Телеком" купил таджикского интернет-оператора "Геймлайн"
10:54  Ж.Гафур: Куда приводят мечты. Покорение Америки для казахстанской молодежи начинается с матраца и подушки
10:50  "С учетом мировых тенденций". Руководители Siemens AG и Gotz & Partner обещают Г.Бердымухамедову сотрудничество еще на 10-15 лет
10:45  Рекордно низкий урожай зерна собран в казахстанской Жамбылской области. Виноваты - Солнце и Кыргызстан
09:53  Связанные одной целью. Российские "Ростелеком" и МТТ пришли работать в Узбекистан
09:25  "АП": Молчаливый Хатлон. Хлопкоробы боятся говорить о своих проблемах
09:21  К гадалке не ходи. Президент Э.Рахмон прогнозирует суровую зиму
09:09  "Время": Миссия выполнима? Казахстанские десантники готовы заменить российских миротворцев на Кавказе
09:06  Казахстанские оппозиционеры Б.Абилов, А.Косанов, А.Кожахметов попали под следствие. Укрывали в Киеве опасного преступника
09:02  Премьер И.Чудинов: Дефицит электроэнергии в Киргизии составляет 2,6 миллиарда киловатт-часов
08:38  В Бишкеке снова жуткий скандал. Глава ЦИК Клара Кабилова подверглась "вопиющему давлению и оскорблению" со стороны Макса Бакиева
08:35  Пираты захватили украинское судно с танками на борту
08:32  В.Щекунских: Трубная доля. Станет ли Каспийский трубопроводный консорциум банкротом?
08:30  И.Неволин: Вокруг да около. Казахстанский премьер Масимов пообещал, что мировой кризис пройдет незамеченным
08:21  "ВН": Это уже не торговля. Интеграция ускоряет экономические реформы России и Казахстана
08:14  М.Мурадова: В Азербайджане раздумывают: голосовать или не голосовать?
08:13  М.Кац: Путин увязывает грузинский кризис с иранским?
08:01  О.Антонов: Способы защиты от "бесконтактного удара". Как Иран может отразить американское нападение
08:00  В.Мясников: Прикормить и использовать. Пакистан стал главной кузницей террористов
07:57  М.Зыгарь: Наказание Ираном. Сергею Лаврову и Кондолизе Райс удалось не поругаться
07:43  Китайский Airbus. Открывается первый за пределами Европы сборочный завод A318 и A320
00:56  "DW": Боязнь шпионов, или "Нет" двойному гражданству в Киргизии
00:49  В Астане открыли памятник Льву Гумилеву
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Т.Авдоев: Национальная идентификация езидов
03:06 27.09.2008

Идентификация езидов

Для того чтобы понять особенности состояния езидской общины, необходимо ознакомиться с ее этнической историей. Следует учесть то положение, что езиды, как и подавляющее большинство народов Земли, сложились в результате смешения, в ходе длительного исторического развития, сложных этнических и миграционных процессов. По историческому типу этноса, езидов можно отнести к вторичным племенам, существующим в условии классового общества. Они близки к племенам первобытности, что обусловлено сохранившимся родоплеменным делением, их изолированностью, слабой вовлеченностью в социально-экономическую и культурную жизнь страны, где они расселены.

По популяционно-генетическому признаку езиды относятся к западному (евроафриканскому) стволу, европеоидной ветви, южноевропейской (индосредиземноморской) расы [1].

Антропологическими исследованиями русского ученного К. Горощенко, найдено большое физическое сходство езидов с остальными курдами. Вопрос о соотношении этнической и расовой общности подкрепляется общей территорией обитания. Езиды и курды являются автохтонным народом исторической области Курдистан. Еще одним важным аргументом, служит их "языковая общность"[2]. Духовный мир езидов и курдов имеет общие произведения эпического, исторического, лирического жанра, хоровые песни, притчи, легенды, сказки, пословицы и поговорки. Все, кроме религиозных гимнов.

Лингвистами определено: диалект курманджи (язык обихода езидов), относится к курдскому языку иранской группы языков, входящую в состав индоевропейской семьи языков.

Индоевропейские языки широко распространились в ходе переселения народов 2-го тысячелетия до н.э. в Европе, Иране, Индии, а так же на Ближнем Востоке. Однако термин индоевропейцы можно с уверенностью применять к лингвистическому материалу, так как он плохо коррелирует с антропологическими и археологическими данными.

Этническое отделение древнеиранских племен от древнеиндийских произошло во II тысячелетии до н.э. В эту эпоху язык и религиозные верования обеих племенных групп были сходны. Культ духов умерших - фраваши (фервер) [3], культ огня [4], почитание священных животных: коровы [5], газели, петуха. Совпадали некоторые имена богов: солнечное божество Митра, злой дух Андра, культовый герой Йима, ведич. "Яме", курд. "Маме" - первый пастух и законодатель людей [6].

История развития иранских языков условно делится на три периода:

древний - примерно с начала 2-го тысячелетия и до IV-III в.в. до н.э.;
средний - с IV-III в.в. до н.э.- до VIII-IX в.в. н.э.;
новый - с VIII-IX в.в. по настоящее время.
По существующей классификации, основанной на ряде фонетических признаков, языки всех трех периодов принято делить на две группы - западную и восточную. Каждая из этих двух групп, в свою очередь, делится на две подгруппы:

западная, тоже по фонетическим признакам - на северо-западную и юго-западную;
восточная, по некоторым фонетическим и морфологическим признакам - северо-восточную и юго-восточную.
В процессе своего исторического развития иранские языки претерпели значительные изменения, которые прослеживаются во всех слоях языковой структуры [7]. Термин "иранские" восходит к этническому названию ираноязычных племен "ariya", отсюда среднеперсидское "eran".

Курдский язык относится к северо-западной языковой подгруппе, у которого языком древнего периода был - мидийский язык, среднего периода - парфянский язык и нового периода являются - курдский, гурани, заза, талышский (и др. диалекты центральной части Ирана). Мидийский язык не дошел до нас в письменных памятниках, а сохранился лишь в собственных именах и этнических названиях.

Памятники на парфянском языке: это сасанидские надписи и рукописи религиозного содержания (манихейские), найденные в Восточном Туркестане. Так же архив парфянских документов, найденный на территории древнего г. Нисы, датируемый I-ым веком. Курдский язык и диалекты: курманджи, мукри, сулеймани имеют распространение в Курдистане - обширной горной области, части которой входят в состав Ирака, Ирана, Турции, Сирии, а так же в некоторых районах Армении, Грузии, Азербайджана, Туркмении и др. бывших республик СССР. Апеллируя выше изложенным, можно заключить: езиды это субэтническая группа [8] или точнее религиозная община [9], которая обособилась от основного этноса на почве конфессиональной нетерпимости, ввиду принятия последними Ислама. В качестве подтверждения данной гипотезы могут послужить сохранившиеся сходные названия курдских и езидских родоплеменных групп: масаки, миранги, мам-раши, стурки и т.д. Тенденции разделения одного народа прослеживаются и в новейшей истории. Эти разделения обусловлены конфессиональным, политическим и другими признаками. К примеру: основная часть грузин - христиане, аджарцы - мусульмане; западные украинцы - католики, восточные - православные; материковые китайцы - атеисты, тайванцы - буддисты; северные корейцы пошли по коммунистическому пути развития, южные - капиталистическому.

Примечание:

1. Среди рас современных людей выделяют наиболее крупные объединения:

- европеоидная (евразийская),

- монголоидная (азиатско-американская),

- негро-австралоидная (экваториальная).

В зоне контактов больших рас существует ряд переходных и смешанных расовых типов. Переходные расы образовались в глубокой древности. Смешанные - позднее. Внутри больших рас выделяют дробные расовые подразделения.

По новой популяционно-генетической классификации выделяются 25 локальных рас, объединенных, в пять ветвей составляющих два ствола:

восточный амеро-азиатский ствол, включает две ветви: американскую и азиатскую;

западный евро-африканский ствол, включает три ветви: европеоидную, негроидную и австралоидную.

Европеоидная ветвь состоит из 3-х локальных рас:

- южноевропейской (средиземноморской),

- центральноевропейской

- балтийской (североевропейской).

Южная раса - со смуглой кожей, преимущественно темными глазами и волосами (их еще называют, учитывая ареал обитания - индосредиземноморской расой); северная - со светлой кожей, значительной долей серых и голубых глаз и белокурых волос; и центральноевропейская или промежуточная - для которой характерна средняя пигментация. В целом выделяются сильным развитием третичного волосяного покрова (в частности бороды у мужчин), слабым или средним выступанием скул, незначительным выступанием челюстей (ортогнатизм), узким выступающим носом с высокой переносицей, тонкими или средними губами.

Для лингвиста важно выявление любого, самого незначительного по числу говорящих языка или диалекта, для этнографов - показ тенденции к консолидации, слиянию мелких народностей и племенных групп.

2. В подавляющем большинстве случаев каждому народу присущ особый язык. Тем не менее, понятия "этническая общность" и "языковая общность" далеко не идентичны. Языковая близость народов используется при классификации, т.к. сходство языков говорит либо о родстве народов, либо об их длительных культурных контактах. Однако один лишь язык не всегда дает возможность сделать необходимые разграничения между народами, и в таких случаях приходится обращаться к другим этническим показателям. Но подобные отступления не дают оснований отказываться от языкового принципа этнической классификации как ведущего.

Следует отметить, этнолингвистическая система классификации народов еще далека от совершенства, так как не отражает принцип двуязычия, а так же постепенный переход отдельных народов с одного языка на другой.

3. Культ духов умерших дошел до наших дней в виде культа - "Ходане мале". Ходане мале - домовой, дух, живущий в доме и охраняющий домашний очаг. В специально отведенном месте устанавливают ложе, с неиспользуемыми новыми пастельными принадлежностями, называемое "стер" как место его потчевания. Предоставляется почетному гостью.

4. Культ огня у езидов сохранился в погребальном ритуале. После погребения тела, на могильном холме разводят небольшой костер, а по возвращении с кладбища домой зажигается светильник на том месте, где лежал покойник.

5. Корова для езидов является символом благополучия и достатка, ее ласково называют "мол", в переводе с курманджи - дом, благосостояние.

6. Помимо "Маме Швана" - покровителя мелкого рогатого скота, езиды почитают мифического героя, покровителя крупного рогатого скота - "Гаванэ Зарзан". Имена этих героев сохранились в самоназваниях "оджахов" пиров, что дает основание предполагать: пири Маме Шаван и Гаванэ Зарзан издревле являлись служителями этих культов.

7. Произошел постепенный распад флексии и смена синтетического строя аналитическим. Грамматические категории, характеризующие отдельные части речи, либо подверглись значительному изменению, либо были утрачены. Значительным преобразованиям подверглась система именного склонения. (Первая грамматика курдского языка принадлежит итальянцу М.Гарцони(1784г.), В дальнейшем изучении языка велики заслуги - В.Ф. Диттеля, Х.Абовяна, И.Березина, П.Лерха, А.Ходзько, А.Жабы, Ф.Юсти, С.А.Егизарова, позднее - И.А.Орбели, А.Шамилова, К.К.Курдоева, И.И.Цукермана, Ч.Х.Бакаева из зарубежных ученных - Э.Прима А.Социна, О.Манна, К.Хаданка, Р.Джардина, Д.Н.МакКензи и др.

8. Субэтническая группа - обособленная часть народа. Их происхождение различно. В нашем случае она возникла в результате обособления части народа, в силу религиозных противоречий.

9. "Община религиозная", как термин наиболее точно отражает сущность Езидизма. Община религиозная - первичная ячейка религиозного объединения, группообразующими признаками которой являются:

1. идейные принципы: общие религиозные представления и идеи, верования, цели и задачи, знаки и символы;

2. религиозная деятельность - культовая и внекультовая;

3. чувство общности;

4. субординация: разделение позиций и ролей.

В рамках О. р. выделяется система субгрупп: "прихожане", "проповедники", "пророки", "целители" и пр. В отличие от "секты религиозной", не носит оппозиционный характер к другим религиям.

Использованная литература:

* Народы Мира. Энциклопедический словарь

* Языки Азии и Африки т 2

* С.А.Токарев Религия в истории народов мира.

* Настольная книга атеиста

* Атеистический словарь

* М.Б. Руденко Курдская обрядовая поэзия

* А.М. Ментешашвили Курды

Автор -

Авдоев Теймураз Васильеви

Пятница, 26 Сентябрь 2008

Источник - Центр Езидской культуры
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1222470360


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх