Сапа Мекебаев: Последняя мысль сапера - одна нога здесь, другая там. Премьер - угроза стабильности Казахстана 13:25 02.10.2008
После того как конгресс США большинством голосов отклонил законопроект, разрешающий правительству выкупить неликвидные активы банков на сумму 700 миллиардов долларов, на крупнейших биржах мира произошло небывалое падение котировок. Лучшее объяснение тому, почему казахстанская экономика не подвержена влиянию общемирового кризиса, дал председатель Национального банка РК Анвар САЙДЕНОВ: " Знаете, я тут на днях прочел заметку, где говорилось, что фондовый рынок Казахстана резко обвалился. Даже смешно стало - чему там резко валиться?".
Переживаем кризис, не входя в него
Впрочем, руководитель Нацбанка Сайденов выглядит не слишком скромным, ставя целиком себе в заслугу создание такого уникального фондового рынка, в котором просто нечему валиться. В равной с ним степени за сложившуюся ситуацию должен быть награжден орденом или хотя бы уволен и премьер-министр Карим МАСИМОВ, который тоже считает, что " население не почувствует на себе последствий мирового кризиса". И не потому только, что население у нас такое бесчувственное, а потому, оказывается, что мы переживаем этот кризис, " практически не входя в него". Кто-то может заметить, что переживать, не входя, - это скорее занятие для прыщавых юнцов. А Масимов возразит: зато это самый надежный способ предохраниться от нежелательных последствий. Кстати, глава правительства уже включил в "новую группу риска" ак има Восточно-Казахстанской области Адылгазы БЕРГЕНЕВА, который из-за своего неразборчивого отношения к подбору деловых партнеров закупил в местный стабилизационный фонд только 6 тысяч тонн зерна вместо запланированных 40 тысяч тонн. Опять залет на залете у министра сельского хозяйства Акылбека КУРИШБАЕВА. Чем больше он обещает сдать зерна в закрома родины, тем меньше ему верит премьер. На последнем селекторном совещании в правительстве, когда министр Куришбаев доложил об урожае в 16 миллионов тонн зерна, Карим Кажимканович даже переспросил у него: " Вы отвечаете как министерство, что это реальная цифра, а не нарисованная на бумаге?". Министр Куришбаев поклялся, что это реальная цифра, но нарисованная на бумаге, и на всякий случай пообещал посчитать еще раз.
Премьер - угроза стабильности
На днях член общественной палаты при мажилисе Марат БАШИМОВ предупредил прогрессивную общественность, что чересчур запальчивая борьба с коррупцией может привести к полному истощению кадровых ресурсов страны. " Да везде у нас встречаются факты взяточничества! - заявил член общественной палаты. - И что теперь? Увольнять всех руководителей, всех министров? Если мы будем это делать, у нас не будет стабильности государственного аппарата". Между тем не кто иной, как сам премьер Масимов сейчас становится главной угрозой стабильности. Если премьер не перестанет строжиться, то государственный аппарат долго не протянет. Вот, скажем, министр юстиции Загипа БАЛИЕВА, будучи честным человеком, на недавнем заседании правительства не скрыла от главы кабинета ни одного своего достижения на ниве реформирования центров обслуживания населения (ЦОН). А Масимов, вместо того чтобы по-отечески расцеловать и поблагодарить за ударную работу, стал вслух сомневаться: " Доклады бодрые, пожелания хорошие. Вопрос, как всегда, возникает в реализации". А в чем сомневается премьер Масимов? Конечно, министр Балиева в своей ненависти к коррупционным проявлениям тоже слегка перебирает - взяла, например, и уволила с работы сразу трех директоров ЦОНов, а одному и вовсе объявила строгий выговор. Или, допустим, прежде нелегальные посредники за ускоренное оформление документов в ЦОНе брали с клиента 18 тысяч тенге, а министр Балиева решила эту процедуру легализовать и брать уже 58 тысяч тенге. А зачем платить больше, если результат одинаковый? В общем, премьер зря опасается, что Загипа Яхяновна разрушит устоявшуюся в ЦОНах систему поборов.
Прокурор начал с себя
Согласно данным международной организации Transparency International, Казахстан в 2008 году занял 145-е место в мировом рейтинге стран по индексу восприятия коррупции. Этот показатель хуже, чем в 2000 году, но лучше, чем в 2007 году. Возможно, это связано с тем, что восемь лет назад наша правящая партия с коррупцией еще не боролась, а в прошлом году едва ее не победила. Вообще "Нур Отан" все время находит новые, яркие, конкретные и очень результативные формы и способы противостояния этому мерзкому антиобщественному явлению. Например, в Астане, по словам заместителя председателя столичного филиала Павла КАЗАНЦЕВА, " с начала года в общей сложности было проведено 20 совещаний". Это же сколько труда вложено в доклады и выступления в прениях! Алматинский филиал пошел дальше, выступив с интересной инициативой об организации и проведении " антикоррупционного конкурса среди всех государственных органов и учреждений". Тем, кто взял наименьшее количество взяток, вручат почетные грамоты и переходящие красные вымпелы. Присутствовавший при рождении этого великого почина прокурор Алматы Жаксылык БАЙТУКБАЕВ выступил с еще более радикальным предложением: " Борьбу с коррупцией надо начинать с себя". Чем закончилась борьба прокурора с самим собой, пока неизвестно, но сообщений о том, что он явился с повинной, еще не поступало. Не уступают в глубине мысли своим соратникам и жамбылские нуротановцы. Так, председатель таразского филиала Кенжебек ОЛЖАБАЙ предложил сначала вовлечь в ряды партии как можно больше банковских работников, а потом очиститься " от балласта и чуждых элементов". Как говорят саперы, одна нога здесь, другая там, но ведь банкиры не смогут так долго стоять враскорячку, пока им объяснят, что в народной партии они и есть чуждый элемент. Поэтому охотно соглашусь с секретарем центрального аппарата партии Сериком АХМЕТОВЫМ, который на днях с видом человека, уставшего от бесконечных побед и свершений, искренне посетовал: " Одно удручает, на сегодня у партии "Нур Отан" нет достойного конкурента". Как сказал бы председатель Нацбанка Сайденов, с таким-то креативным мышлением нам никакой мировой кризис не страшен.
Сапа МЕКЕБАЕВ, 2 октября 2008 |
|