Boston Globe: Дружеские объятия. Визит Ахмадинежада в США принес все, о чем иранский президент только мог мечтать 14:49 02.10.2008
Дружеские объятия для Махмуда Ахмадинежада Состоявшийся на прошлой неделе визит Махмуда Ахмадинежада в Соединенные Штаты Америки принес все, о чем иранский президент только мог мечтать
Выступая в Организации Объединенных Наций, Ахмадинежад открыто пропагандировал антисемитизм, громил "людей, называемых сионистами", которые якобы захватили господство над мировыми "финансовыми и денежными центрами" и контролируют "политические центры принятия решений" на Западе при помощи "коварных, сложных и тайных" методов. Его комментарии были встречены не смехом и не гробовой тишиной. Делегаты сладострастно аплодировали иранскому лидеру, а президент Генеральной ассамблеи ООН даже обнял его.
Затем компания CNN предоставила этому неутомимому генератору ненависти еще одну площадку: интервью с Ларри Кингом (Larry King). Кинг радостно жал руку Ахмадинежада и задавал ему радостно-бессмысленные вопросы: "Какую часть США вы хотели бы посетить? Хотели бы вы встретиться с Сарой Пэйлин (Sarah Palin), вы ведь с ней оба - бывшие мэры? Вы ведь не желаете евреям зла, да?"
В четверг Ахмадинежад стал почетным гостем на банкете, устроенном несколькими организациями левацки-христианской направленности с целью "диалога", - в числе этих организаций были Комитет службы американских друзей, Центральный комитет меннонитов и Всемирный совет церквей. Комиссия США по всемирной свободе вероисповедания настоятельно просила организаторов не чествовать человека, который "неоднократно превращал подобные диалоги в площадки для распространения ненависти", и небезосновательно указывал на то, что, позволяя Ахмадинежаду вращаться в высших кругах, они лишь "укрепят легитимный статус иранского лидера". Однако банкет состоялся в намеченные сроки; собравшиеся благостно обсуждали "заинтересованность" и "диалог". Марк Грэм (Mark Graham) из Комитета службы американских друзей торжественно произнес следующее: "Нельзя общаться только с теми, с кем вы согласны по всем вопросам. Это приводит к тому, что вы начинаете крайне узко смотреть на мир".
Впрочем, звездным часом Ахмадинежада стал вечер пятницы - уже после того, как он вернулся в Иран. В этот день в штате Миссисипи прошли первые дебаты между Джоном Маккейном (John McCain) и Бараком Обамой (Barack Obama), на которых Обама в очередной раз подчеркнул свое решительное намерение встретиться с Ахмадинежадом "без предварительных условий" - если только Обама победит на президентских выборах в ноябре.
"Мы... полагаю, обязаны вступить в прямой, интенсивный дипломатический диалог с Ираном", - решительно заявил Обама. "В этом наши позиции с сенатором Маккейном расходятся. Такой подход - думать, что раз мы с кем-то не разговариваем, значит, он может считать себя наказанным, - такой подход оказался неверным".
Впервые Обама высказал подобную точку зрения в июле 2007 года, когда на дебатах ему был задан вопрос о готовности встретиться без предварительных условий с лидерами Ирана, Сирии, Венесуэлы, Кубы и Северной Кореи - Обама сразу же ответил: "Да, готов". На официальном сайте кандидата от Демократической партии подчеркивается его приверженность ранее высказанной готовности: обещается "прямой дипломатический диалог с Ираном на президентском уровне и без предварительных условий". На пятничных дебатах Обама заявил, что даже советник Маккейна Генри Киссинджер (Henry Kissinger) "только что заявил, что мы должны провести встречу с Ираном - представляете? - без предварительных условий".
Насчет мнения Киссинджера Обама ошибся. Киссинджер опроверг слова Обамы в специальном заявлении, сделанном после завершения дебатов. Обама неправ в корне и, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых (об этом заявил Маккейн), безусловная готовность президента США вести переговоры с главой режима, объявленного вне закона, сообщает этому режиму "дополнительный авторитет на мировой арене". Чем больше Ахмадинежад и его муллы измываются над элементарными нормами цивилизованного поведения - спонсируя террористов, убивая американских миротворцев, проводя конференции по отрицанию холокоста, грозясь уничтожить Израиль, - тем более им не хватает международной легитимности. А личная встреча с президентом США только придаст Ахмадинежаду уверенности и укрепит его авторитет как в Иране, так и за его пределами.
Во-вторых, встреча на президентском уровне не только не остановит негодяев, но и придаст им сил для новых злодеяний. Ведь если подобное поведение поощряется личным визитом президента США, то естественно будет вести себя еще хуже, чтобы получить еще большую награду.
В-третьих, переговоры без дополнительных условий всегда занимают много времени, а иранскому правительству, отчаянно стремящемуся завладеть ядерной бомбой, только и нужно, чтобы выиграть время.
В мае прошлого года Джон Болтон (John Bolton) написал так: "По итогам пяти лет переговоров с европейцами Иран еще на пять лет продвинулся на пути к созданию ядерного оружия".
Обычно диалог с соперниками имеет смысл - как в дипломатии, так и в повседневной жизни. Однако Обама вместе с делегатами ООН, аплодировавшими Ахмадинежаду, и христианскими организациями, позвавшими его на банкет, похоже, верит, что двери надо держать открытыми всегда и для всех, что всегда есть возможность продолжить диалог, что не бывает таких плохих режимов и таких плохих президентов, которые не заслуживают ничего, кроме остракизма. Предвыборная кампания - дело серьезное, подобная наивность может выйти боком. В Белом доме аналогичная наивность может окончиться еще хуже.
Джефф Джекоби (Jeff Jacoby), ("The Boston Globe", США) 02 октября 2008
|