24.kg: Кыргызстан-2008. Погружение во тьму 18:16 03.10.2008
С начала веерных отключений электроэнергии в Кыргызстане прошел месяц. За это время с жителями столицы произошли замечательные изменения: теперь традиционный вопрос: "Как поживаете?", они сменили на другой: "А у вас дома есть свет?" Энергетический кризис поверг страну во мрак. А теперь городу придется отказаться даже от уличного освещения.
ИА "24.kg" решило выяснить, как приспособились жители столицы к перебоям в подаче электричества, которые длятся целый месяц. Уже начало октября, а простым смертным до сих пор неизвестно, когда в стране, величавшей себя "энергетической державой региона", вновь начнут бесперебойно гореть лампочки.
Светлана Федорова, жительница Бишкека, бухгалтер:
- Больше всего повезло жителям в центре Бишкека: в этом элитном районе находятся государственные учреждения, не попадающие под нововведение. Каждый вечер в моем дворе по Фрунзе скапливается огромное количество иномарок. Как оказалось, веерные отключения электроэнергии в разных частях города создали волну веерных переездов горожан в зависимости от того, в какой район столицы будет подаваться в этот день электричество. Например, моя подружка, проживающая в одном из жилмассивов столицы, из-за сбоев в электроэнергии пять дней кочевала от одного родственника к другому. Причем таскала за собой двоих детей. Ведь ночью уже холодно. Малыши замерзают. Сказала, что если сейчас не прекратят отключения, будет устанавливать печку-буржуйку у себя на третьем этаже. Или переселится ко мне.
Лариса Ромашкина, конструктор:
- Месяц с начала веерных отключений для жильцов многострадального дома по улице Скрябина № 80, где я проживаю, стал настоящим испытанием на прочность. В доме одновременно с отключением электричества перестает работать и насос, подающий воду. И жизнь в благоустроенном помещении стала напоминать проживание в бараке. Из-за отключений не раз ломался генератор, выходил из строя насос. Сидеть не только без света, но и без воды приходится по нескольку суток. Бригады ремонтников регулярно приезжают латать оборудование. Сколько бензина и рабочего времени потрачено на эти бесконечные вызовы, одному Богу известно. И в чем суть подобной экономии, жильцам совершенно не понятно. Зато теперь у них появилась примета: если люди гирляндами свешиваются с балконов и из окон, можно домой не спешить. Ни света, ни воды в доме нет.
Григорий Николенко, ветеран Великой Отечественной войны:
- Месяц без света не добавил радости и в без того не сладкую жизнь пенсионеров. Мы всю жизнь честно проработали, никогда и копейки лишней себе не присвоили. А сейчас государство толкает нас на грех, в буквальном смысле. Был бы моложе, точно пошел бы побираться или воровать. Отключение света обернулось для нас большими проблемами. Например, в многоэтажном доме, где мы живем на девятом этаже, перестали работать лифты. Вернее их отключили, потому как устали вытаскивать застрявших пассажиров. Вчера вызывал для супруги скорую помощь, но врачи, когда услышали, что у нас лифт не работает, даже разговаривать не стали. Тяжело подобрать слова в такой ситуации.
Асан Бектуров, программист:
- Этот месяц я провел своеобразно. По сути, перестал смотреть телевизор и учусь вставать очень рано. Обычно света дома нет до 20.00, а в 22.45 его уже вновь отключают. При этом моя квартира подключена к кабельному телевидению одной китайской компании, чей офис расположен в соседнем микрорайоне. Если у нас в районе свет есть, то там часто в это время электричества нет, и у меня лишь синее поле на экране телевизора. То же самое и с интернетом. У моего провайдера последовательное подключение, а не параллельное. В случае отсутствия электричества где-нибудь на линии, я сразу лишаюсь доступа во Всемирную паутину. Поэтому у меня задача появиться дома после 20.00, успеть сделать все свои компьютерные дела за 2–2,5 часа и сразу ложиться спать. А что не успел накануне, вставать и доделывать спозаранку, чтобы на работу прийти вовремя. Сейчас собираю деньги на покупку ноутбука. А это весьма существенный удар по семейному бюджету. Это еще ничего, а вот одна моя знакомая собралась в декретный отпуск. В своем неожиданном счастье она "винит" майские веерные отключения. Вот так-то…
Жылдыз Нурмаматова, домохозяйка, мать двоих детей:
- Без света чувствуем себя отвратительно, в полном дискомфорте - ни постирать, ни погладить. Попробуйте ночью, без света с кричащим ребенком что-нибудь сделать, сначала ведь надо свечку найти. Средневековье какое-то! Сами вырабатываем электроэнергию и сидим без света – дурдом!
Ольга Терентьева, жительница города Бишкека, домохозяйка:
- Я живу в микрорайоне "Джал". Недавно родила ребенка. Из роддома приехала в темную и сырую квартиру. Но если бы жили одни – можно вытерпеть. Но наша дочь не может спать в темной комнате. Муж смеется и говорит, что даже ребенок, которому полмесяца, понимает, что без света жить нельзя. Мы купили специальную лампу, которая работает на аккумуляторных батареях, а стоят они не дешево. Теперь каждый день мы должны тратить 60 сомов на новые батареи. Для молодой семьи это накладно. Сейчас думаем о том, что будет зимой. Ходят разные слухи. Но если отключения будут продолжаться, придется переезжать к родителям. У них частный дом, печка. Но света там тоже нет.
Айгуль Болотова, специалист по связям с общественностью программы ПРООН "Охрана окружающей среды для устойчивого развития":
- Из-за систематического отключения света невозможно спланировать рабочий день. Техника летит. Например, у моего коллеги поломался электрический счетчик. Обидно, что мы регрессируем. Эти отключения создают неустойчивость в экономической ситуации страны. Люди обеспокоены. Особенно переживают о том, что будут делать зимой. У многих электрические котлы, которые придется менять.
Жылдыз Жолдошева, председатель благотворительного фонда "Курманжан датка":
- Веерные отключения электроэнергии отрицательно влияют на всех жителей страны. Насколько мне известно, Министерство промышленности, энергетики и топливных ресурсов с 1 октября обещало прекратить отключения света. Только правда ли это? Говорят, что в Токтогульском водохранилище маловодье. Мне кажется, что все это создано искусственно. Просто определенная группа людей желает ослабить положение главы государства. Я считаю, что в экспертную группу, делающую такие выводы, должны входить не чиновники, а грамотные специалисты-гидроэнергетики.
Второй момент: тот, кто довел ситуацию до такой степени, что люди зимой могут остаться без света, а значит и тепла, должен получить по заслугам. Народ устал. И если все так и будет продолжаться, взрыв со стороны населения неизбежен. Если человек может терпеть голод, то холод – нет. Также государство должно контролировать цену на уголь. На юге страны одна тонна угля стоит почти 6 тысяч сомов. А ведь там проживает наиболее бедное население. Жаль, что парламент ничего не предпринимает. Никто не понес наказания. А ведь люди страдают…
03/10-2008 Ольга ЧЕБАН
|