Шах Махмуд: Основатель афганской дипломати Махмуд Тарзи и его наследие 10:10 08.10.2008
Деятельность Махмуда Тарзи и ее значение для государственного строительства Афганистана
Недавно, 22–24 августа этого года, Министерство иностранных дел Афганистана проводило в Кабуле международную конференцию "Эпоха управления Тарзи и Дарвази и формирование современной дипломатии Афганистана". На конференции выступали видные ученые и политики-дипломаты из Афганистана, России, Ирана, Великобритании, США, Германии, Турции и Таджикистана с докладами на актуальные темы: министр иностранных дел Афганистана д-р Спанта, директор ЦСИ МИД Афганистана Ясин Расули, принцеса Индиа (дочь короля Амануллы), принцесса Лайла Тарзи (дочь Махмуда Тарзи), директор Центра Ближнего Востока в Вирджинском Университете США д-р Амин Тарзи, директор Института дипломатии МИД Афганистана Сахи Гайрат, видный внешнеполитический деятель д-р Раван Фархади, глава Союза журналистов Афганистана д-р Абдул Хамид и прочие. Я также имел честь представить свой доклад на тему:
Внутри- и внешнеполитическая деятельность Аллама Махмуда Тарзи и ее значение для государственного строительства Афганистана
СПРАВКА: Известный афганский журналист, публицист, дипломат, политик Махмуд Тарзи родился в 1865 году в провинции Газни. Во времена правления Абдул Рахман Хана его семья была выслана из Афганистана. Махмуд долгое время жил в Турции. Вернувшись на родину, Тарзи основал газету "Сарадж-уль Ахбар", которая в то время являлась для афганской элиты своего рода окном в мир. "Сарадж-уль Ахбар" рассказывала своим читателям о научно-техническом прогрессе, мировых войнах, Тарзи публиковал переводы известных произведений иностранных писателей. Кроме того, это издание знаменито тем, что его главный редактор Тарзи со страниц газеты прямо призывал афганцев к джихаду против Англии. Умер Махмуд Тарзи в 1933 году в Стамбуле. //Афганистан.Ру Первый министр иностранных дел Афганистана Аллама Махмуд Тарзи является выдающимся деятелем не только для Афганистана, но и вообще в истории мировой дипломатии, что подтверждают многочисленные исторические документы. Мой небольшой по объему доклад опирается на следующие источники: документы и материалы Архив МИД РФ по внешней политике; документы специального сборника, опубликованного Министерством иностранных дел Афганистана в Кабуле в 1971 г., посвященного российско-афганским отношениям в 1919-1969 гг.; тексты выступлений и письма советника посла вице-консула Адина Эфенди, верховного судьи афганской армии Сейфуррахмана Хана, а также советского министра иностранных дел Г.В.Чичерина, первого посла советской России в Афганистане и его преемников на этом посту Я.З.Сурица и Л.Н.Старка и других, которые находятся в российских архивах и доступны для исследователей.Другую важную группу источников составляют публикации Saradjulakhbar, Aman-Afghan, the Etefaq-Islam, Tulo-Afghan, Etehad-Mashriky и Bedar (оригиналы на дари и пушту).
Имеется множество интересных архивных материалов, отражающих политическую и частную жизнь Махмуда Тарзи и других афганских государственных деятелей того времени. Среди них и такие уникальные материалы, как подлинные по содержанию тексты выступлений короля Амануллы и министра Тарзи в Афганистане и во время их поездок в зарубежные страны (Россию, Египет, Турцию, Италию, Францию, Германию, Британскую Индию и другие страны). Эти тексты главным образом представлены на турецком языке или в русском переводе. Нужно отметить, что в то время афганские политические деятели очень часто выступали на турецком языке. Для этого имелись две главные причины: во-первых, многие из них получили в Турции высшее образование, и, во-вторых, английский язык часто воспринимался как язык колонизаторов, с которыми велись ожесточенные войны за независимость, и использовать его в официальных выступлениях многие политики считали недостойным. Ряд архивных материалов свидетельствует, при более глубоком изучении, что если бы, в некоторых случаях, король Аманулла следовал советам Махмуда Тарзи, то он мог бы оставаться у власти гораздо дольше, чем десять лет, и внешне- и внутриполитическая стабильность Афганистана стабильность могла бы быть достигнута. Но, согласно некоторым свидетельствам, король часто был склонен не прислушиваться к мнению своих советников. В этом смысле, возможно, наиболее важной из идей Махмуда Тарзи был взгляд на афганский народ как на единую многоэтничную и многоконфессиональную нацию, что подтверждало предложение министра не обозначать национальность в афганских гражданских паспортах. Министр был сторонником справедливого представительства разных национальных и конфессиональных групп, составляющих население Афганистана, в органах государственной власти. Ему удалось реализовать этот подход в рамках министерства иностранных дел. Но, к сожалению, в целом эта идея не была реализована ни до, ни после нахождения Тарзи на министерском посту, поскольку уже со времени Ахмад Шаха Дуррани доминирование пуштунов в структурах государственной власти считалось вполне естественным. Махмуд Тарзи не только стоял у истоков создания МИДа Афганистана. Король Аманулла не имел возможности отправить в отставку многих представителей старой бюрократии, не поддерживающих намеченных им реформ. Поэтому король создал специальный комитет по реформам, возглавляемый Тарзи. Таким образом, Махмуд Тарзи достоин уважения потомков как основатель первых государственных институтов независимого Афганистана, включая судебные. По его инициативе было введено государственно-административное деление Афганистана на пять провинций. Эти провинции были гораздо больше, чем нынешние, так как число провинций, в отличие от территории государства, в последующем непрерывно увеличивалось.
Роль Тарзи как одного из самых важных политических деятелей Афганистана была очевидна и до его назначения в правительство. Третий сын Хабибуллы Хана, будущий король Аманулла, был членом движения Молодых афганцев, во главе которого стоял М.Тарзи. В феврале 1916 г. Тарзи отправил письмо русскому царю Николаю II, где он призывал царя отказаться от поддержки Британии и поддержать движение за независимость Афганистана, которое, как он писал, победит в стране в любом случае и имеет много сторонников в Турции и Индии. Царское правительство не дало ответа на письмо, но немедленно сообщило о нем правительству Великобритании. На посту министра иностранных дел Махмуд Тарзи выступал за строго профессиональные критерии при подборе кадров. Например, он считал недопустимым, чтобы, дипломатические должности заполнялись, например, инженерами или врачами. Он считал, что для общества гораздо полезнее, когда профессионалы выполняют свою основную работу. Однако, по причине недостатка квалифицированных кадров, и, в то же время, будучи по природе великодушным человеком, Тарзи предоставил особенно желающим соискателям работы в МИДе специальную возможность переквалификации, – направляя их на кратковременную или долговременную учебу заграницей или же на специально созданные курсы внутри министерства. Длительность такой переподготовки зависела от возраста и предшествующего уровня подготовки кандидата на должность в МИДе. В связи с дефицитом кадров, Тарзи также временно пригласил для преподавания и на работу в министерстве и посольствах ряд турецких специалистов в области дипломатической службы.
В то же время Тарзи убедил короля установить высокий уровень зарплаты в МИДе, особенно в заграничных посольствах. Документы свидетельствуют, что, в немалой степени благодаря этому, в то время в посольствах не наблюдалось значительных проявлений коррупции и взяточничества. Доклады посольств о внешнеполитических событиях и событиях в странах их пребывания тщательно анализировались и своевременно передавались министром королю Аманулле. Необходимо подчеркнуть, что краеугольным камнем кадровой политики министра Махмуда Тарзи был принцип профессионализма, независимо от национальной и религиозной принадлежности. В результате данного позитивного подхода, в штате МИДа того времени работали многие представители разных национальностей и конфессий, населяющих Афганистан. Архивные материалы МИДа РФ обнаруживают интересный факт о работе посольства России в Кабуле в тот период. Оно ежемесячно на платной основе получало от редакций вышеназванные афганские газеты, в основном за плату шесть кабульских рупий в месяц. Эти подборки регулярно направлялись в Россию с дипломатической почтой и до сих пор сохранились в Москве, они находятся сейчас в особом хранилище со специальными условиями температуры и влажности. Данная практика до сих пор может рассматриваться как показательный пример работы посольства с местной прессой.
Вероятно, самая важная тенденция, которая характеризует российско-афганские отношения того времени, – это кардинальное изменение, которое претерпела политика короля Амануллы уже в 1919 г. – от намерения расширить территорию Афганистана за счет закаспийских территорий бывшей Российской империи до взаимного признания советской России и Афганистана. Приоритетом внешней политики Афганистана в тот период являлось добиться признания его государственной независимости другими государствами, которые, однако, не спешили это делать, в немалой степени из-за амбиций Британии, стремившейся вернуть Афганистан под свое влияние. Перед советской Россией также стояла задача преодолеть свою изоляцию на международной арене. Таким образом, интересы Афганистана и советской России оказались очень близкими в этом отношении.
Заслуживает внимания, что уже весной 1918 г., за несколько месяцев до того, как Афганистан провозгласил свою независимость, советская Россия, в знак доброй воли, в одностороннем порядке аннулировала Англо-русскую конвенцию 1907 г, заключенную между Российской империй и Британией, которая передавал контроль над внешней политикой Афганистана британской стороне. Правительством В.Ленина был провозглашен новый (антиколониальный) внешнеполитический курс. Это нашло отражение в специальной главе Брест-литовского мирного договора между Россией и Германией в марте 1918 г., где говорилось, что Персия и Афганистан являются "свободными и независимыми государствами", которые должны пользоваться полной "политической и экономической независимостью и территориальной неприкосновенностью".
Данный шаг советского правительства вызвал резкое недовольство Британии, но бурно приветствовался патриотами этих стран. Среди тех них был и лидер Молодых афганцев Махмуд Тарзи. В июне 1918 г. он опубликовал полный текст Брест-литовского мирного договора в издаваемой им газете Siraj Ul-akhbar. Газета выражала огромную благодарность советскому правительству России за принятые им решения. Одним из значительных факторов, способствующих сближению Афганистана и России можно считать и переписку Махмуда Тарзи с советскими лидерами, начиная с 1917 г. В результате, в 1919 г. Афганистан стал первым государством, которое признало советскую Россию и наоборот, и российско-афганские отношения получили новое развитие. Еще до того, как Афганистан объявил свою независимость, при правлении Хабибуллы Хана, до двух тысяч афганских наемников пополнили армии правителей Бухарского эмирата, Самарканда и Хивы, которые находились в состоянии войны с советской Россией. В результате взаимного признания, советский нарком (министр) иностранных дел Георгий Чичерин и глава афганского МИДа Махмуд Тарзи пришли к соглашению об отзыве этих наемников обратно в Афганистан. В 1919 г. была достигнута договоренность, что участникам движения басмачей, воющих с Красной армией в Туркестане (в современной Средняя Азия) будет предоставлено разрешение на постоянное проживание в Афганистане. Эти иммигранты, таджикского, туркменского, туркменского и казахского происхождения, получили материальную и финансовую помощь от афганского правительства и постепенно стали полноправными гражданами Афганистана.
В 1919 г. Махмуд Тарзи, используя свое старое знакомство с эмиром Хивы, уговорил последнего отказаться от сопротивления Красной армии. В сентябре 1920 г. Афганистан открыл свое посольство в Бухарской советской республике и отправил туда в качестве посла Абдул Хади Хана. То, что представители мусульманского государства оказывали большую идеологическую поддержку политике советской России в Средней Азии, вызывая сочувствие мусульман, было большим успехом молодой советской дипломатии.
Среди главных результатов деятельности Тарзи было и заключение Договора о дружбе между Россией и Афганистаном 28 февраля 1921 г. В благодарность за моральную и психологическую поддержку у мусульман внутри и вне России, Россия брала на себя обязательство предоставить Афганистану финансовую помощь в размере одного миллиона золотых рублей и военную помощь в виде 12 самолетов, тренировки афганских летчиков и создания учебного авиационного центра, а также поставки оружия афганской армии, технической и инженерной помощи в строительстве телеграфной линии Кушка-Герат-Кандагар-Кабул и других объектов. Это делалось тогда, когда российская экономика, истощенная гражданской войной и военным противостоянием с внешними державами, сама находилась в крайне тяжелом положении. Таким образом, Россия и Афганистан поддерживали друг друга на международной арене. Важным итогом этого сотрудничества было, в том числе, подписание Договора о дружбе и сотрудничестве между Афганистаном и Турцией 1 марта 1921 г. в Москве. Тогдашний турецкий лидер, основатель современного турецкого государств Кемаль Ататюрк выразил уверенность в надежном будущем, как он выразился, "турецко-российско-афганского союза". 22 ноября 1921 г. был, наконец, подписан долгожданный мирный договор между Афганистаном и Британией, по которому последняя признавала независимость Афганистана и между двумя странами устанавливались дипломатические отношения. Были снова открыты торговые пути в Афганистан через Индию и Индийский океан, заблокированные Британией в 1919 г.
Отношение Махмуда Тарзи к данному договору требует отдельного внимания, что находится вне рамок этого доклада. До его заключения, по договоренности, достигнутой между министрами Тарзи и Чичериным, импорт и экспорт Афганистана с европейскими странами осуществлялся через территорию России на беспошлинной основе. После подписания договора с Британией, независимость Афганистана постепенно признали Италия, Франция, Германия, Япония и другие страны.
Необходимо отметить, что Тарзи связывал действия иностранных государств не только со стремлением к установлению дружественных отношений, но и с интересом к богатым минеральным ресурсам Афганистана.
Другим важным шагом в российско-афганских отношениях было урегулирование разногласий по спорному острову Урта-Тугай на реке Амударье. По просьбе Тарзи, после переговоров, Россия уступила остров Афганистану при условии, что его территория не будет использоваться басмачами в нападениях на красноармейцев. 21 августа 1926 г., во многом благодаря усилиям Тарзи, между Афганистаном и СССР был заключен Договор о нейтралитете и ненападении. В 1927-1928 гг. министр Тарзи сопровождал короля Амануллу в зарубежных поездках в Европу, Ближний Восток и СССР, давая ему советы по международным делам. Среди главных целей этих поездок было показать, что Афганистан состоялся как независимое государство, привлечь инвестиции и инвесторов в афганскую экономику, и, в тоже время, ознакомиться с достижениями науки и техники и оценить возможности их применения в социально-политических условиях Афганистана. К сожалению, и по сей день Афганистану не удалось найти собственные пути социально-политического и экономического развития и использовать позитивные достижения других стран. Представляется, что такие пути существуют, но это тема для отдельного доклада. Вызывает сожаление и тот факт, что многие передовые для своего времени идеи Махмуда Тарзи не были реализованы, и нередко не вызывали должного внимания у современников.
Шах Махмуд - кандидат политических наук, научный сотрудник и преподаватель Московского государственного института международных отношений МИД России (МГИМО МИД РФ). 26.09.2008
|