К.Бобоев: Положительные и отрицательные факторы развития демократии в Таджикистане 15:00 10.10.2008
К ВОПРОСУ О ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ФАКТОРАХ РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИИ В ТАДЖИКИСТАНЕ
Судьба складывалось так, что с распадом бывшего СССР наряду с другими братскими республиками Таджикистан легко получал суверенитет. Однако, объявляя независимость, он столкнулся с гражданской войной. Таджикистан, пройдя через сложности и трагедию вооруженного противостояния, нашел в себе силы выбрать путь построения правового, демократического государства, ибо свобода может существовать только в правовом государстве. В этом направлении, то есть демократизации общества, до сегодняшнего дня сделана определенная работа.
Демократический режим управления возможен при развитом гражданском обществе. Понятие "гражданское общество" в настоящее время имеет высокую конъюнктуру. В мае 2002 г. в Берлине и Мюнхене по инициативе г-на Брюхера состоялась неделя гражданского общества, в которой участвовало несколько организаций. В их программах, как и в новейшей социально-научной литературе, по-разному трактовалось понятие "гражданское общество". Ральф Дарендорф, предупреждавший об изменении содержания данного понятия, претендовал на роль одного из основоположников этого понятия в истории молодой Федеративной Республики Германии. "Почти колебавшийся", как применял его Дарендорф, теперь оно стало двояким; относиться как к социальному, так и к политическому явлению. Но самый главный признак понятия "гражданское общество" не совсем ясен (1).
"Понятие "гражданское общество" имеет разное значение, и оно нуждается сегодня в точном определении. К примеру, Ральф Дарендорф определяет гражданское общество как общество, в котором поддерживается многообразие автономных институтов и организаций, благодаря чему члены данного общества, являясь гражданами в широком и глубоком смысле слова, осознают свои права. Этим дается всеобъемлющая формулировка понятия "гражданского общества". В эту формулировку Дарендорф вводит классическое понятие буржуазии - как частного лица, и гражданина - как политического. Граждане, прежде всего, оказывают активное и ответственное влияние на политическую жизнь и не доверяют в сфере политики государству. Этим дается, по меньшей мере, определение концепции гражданского общества" (2).
Что касается возникновения идеи гражданского общества, то оно берет свое начало от социально-политических воззрений Платона, Аристотеля и вообще от социальных учений древних мыслителей. В данном направлении, то есть в изучении и классификации гражданского общества, определенные шаги сделаны и со стороны восточных мыслителей, в том числе наших предков - Абу Насра Аль-Фараби, Ибн Сина, Низамулмулька и других. Названные персидско-таджикские мыслители немало внимания уделяли разработке и обоснованию теории и практики становления гражданского общества и вообще роли взаимодействия гражданского общества с государством для обеспечения стабильного развития государства. Например, Аль-Фараби в своей работе, которая называется "Трактат о взглядах жителей добродетельного города", дает структуру общества. Общество людей он характеризует, как по качественному, так и по количественному признаку и делит его на два типа: совершенное и несовершенное. В свою очередь, совершенное включает три разновидности: город (малое общество), народ (среднее общество), человечество (великое общество). Несовершенное общество, по Аль-Фараби, также имеет три уровня: семья, деревня, городской квартал. Строение общества у Аль-Фараби аналогично устройству Вселенной. Главной фигурой в общественной жизни, согласно Аль-Фараби, является государь. Абу Наср Аль-Фараби своим творчеством оказал неизгладимое влияние на развитие социально-политической мысли ряда народов эпохи средневековья. Для подтверждение его величество достаточно привести следующее высказывание Ибн Сины: "Укрепившись в науках логики, физики и математики, я вновь обратился к (изучению) метафизики и прочел книгу "Метафизика" (3), однако ничего в ней не понял, и цель сочинившего ее осталась скрытой от меня. Я перечитал ее сорок раз и выучил ее наизусть, но при всем этом так и не понял ни ее, ни цель, ею преследуемую. В отчаянии я сказал себе: "Это книга, к пониманию которой нет пути!" Но вот однажды после полудня пошел я на (базар) к переплетчикам книг. Некий торговец-посредник, держа в руке какую-то книгу, громко расхваливал ее. Он предложил ее мне, но я решительно отказался от нее, так как был убежден, что от этой книги нет пользы. Он же сказал мне: "Купи ее у меня, я продам ее тебе дешево, за три дирхема, ее владелец нуждается в них". И я купил ее. Оказалось, что это сочинение Абу Насра Аль~Фараби "О целях книги "Метафизики". Вернувшись домой, я поспешил прочесть ее, и тут же мне открылась цель той книги, которую я выучил наизусть с начала до конца. Я очень обрадовался этому и на следующий день раздал много милостыни беднякам, воздавая благодарности всевышнему" (4). Данный факт, который подтверждает влияние Аль-Фараби на Ибн Сину, не является единственным. Академик М.Д. Диноршоев, который подверг обстоятельному анализу философию Ибн Сины и сделал сопоставительный анализ сочинений Аль-Фараби и Ибн Сины, отмечает, что "влияние первого на последнего выходит далеко за рамки указанного факта: при разработке многих своих концепций Ибн Сина опирается на своего великого предшественника, земляка и духовного учителя" (5).
Думаем, что будет не лишним, если здесь приведем отрывок из Ибн Сины, который вслед за своим учителем считает деление общества на разные классы и занятие людей разной деятельностью природным явлением. Он пишет следующее; "Если все люди станут государями и правителями, все исчезнут. И если среди рабочих, тружеников, подчиненных отсутствует султан, все погибнут. Точно так же, если все в богатстве и обилии станут равными и одинаковыми, никто ни для кого не будет работать, и прекратятся дары и помощь друг другу. И если в совокупности все будут бедными и нуждающимися, все погибнут от нищеты, бедствий, нужд и беспомощности. Следовательно, отличительное положение и противоречие могуществ, являются причиной длительности жизни человеческого рода" (6).
Эта мысль в дальнейшем ходе развития общества и усложнения общественной жизни была развита мыслителями последующих времен и эпох. В этом направлении особые заслуги имеют английские материалисты-просветители Томас Гоббс, Джон Локк и Бенедикт Спиноза и немецкие классические философы Кант, Гегель и другие.
И.Кант, например, определяя гражданское общество в общефилософском контексте, отмечал: "Это (гражданское общество - К. Б.) идеал: рассчитанная на очень дальнюю перспективу цель природы, которая гарантирует его достижение и вынуждает человека всеми силами стремиться к этому идеалу" (7). Для Гегеля "гражданское общество - аспект развития Мирового духа (на стадии объективного духа), где нравственность (единство воли в ее понятии и воли субъекта) объединяет семью, гражданское общество и государство; ступенька на пути к необходимой свободе; ...мир явлений нравственного, здесь личность - самоцель: сфера реализации особенных., частных целей и инициатив
личности" (8).
Таким образом, само понятие "гражданское общество" зародилось в Европе как результат общественного договора между государством и гражданином, выраженного в законах, то есть произошла модернизация самого понятия "государство и управление", государства с преобладанием частнособственнических
интересов.
Констатируя вышеизложенное, следует отметить, что становление как гражданского общества, так и правового государства и демократии зависит как от системы политической власти, так и от имеющихся в обществе гражданских институтов. В содержание гражданского общества включаются все совокупности неполитических отношений, то есть все отношения, действующие вне государства. Однако, при характеристике гражданского общества и развития демократии в восточных странах, в том числе и в Таджикистане, следует остановиться на роли традиционных институтов гражданского общества. Демократизация общества будет успешным тогда, когда будут учитываться традиции народа данной страны. Новейшие исследования по этнографии народов Средней Азии, в том числе и Таджикистана, показывают, что до сих пор основой социума в этом регионе продолжает оставаться традиционная община, несколько трансформировавшаяся за десятилетия коммунистического правления. В Таджикистане такая община носит название махалла, и характерна как для сельской местности, так и для города (9).
В нашем представлении о гражданском обществе мы основываемся на следующих существующих положениях:
а) гражданское общество не является элементом государственной организации;
б) оно имеет смысл лишь в условиях государственного управления общественной жизнью;
в) взаимодействие гражданского общества и государства имеет конкретно-исторический характер и зависит как от уровня обшей политической культуры, так и от культуры административно-государственного управления.
Мы считаем принцип свободы человеческой деятельности центральным вопросом при определении понятия гражданского общества. С этой точки зрения, она выступает как система разнообразных форм свободной деятельности человека в условиях государственного управления процессами социальной жизни. Следовательно, гражданское общество существует при наличии любого типа государства, но максимального развития оно достигает в условиях демократии, а минимального - при тоталитаризме.
Чтобы выявить специфику формирования гражданского общества в современном Таджикистане, прежде всего, надо оценить тенденцию эволюции нашей государственности. В этом плане, как мы наблюдаем, имеются факторы, способствующие становлению демократического режима управления в Таджикистане. В число этих факторов входит следующее:
а) Таджикистан конституционно выбрал путь строительства светского характера государства;
б) 70-летнее строительство коммунистического общества в нашей республике имеет свои базовые условия, такие как развитие образования и науки и научно-образовательные учреждения; на сегодняшний день они являются факторами развития демократии;
в) Таджикистан по своей территории не является крупной страной, поэтому он особо не нуждается в централизации управления;
г) геополитическое положение Таджикистана и новые угрозы безопасности мировой цивилизации, заставляющие быть в тесном сотрудничестве как с ближними соседями, так и со странами дальнего зарубежья - с развитыми странами не только в экономическом плане, но и в области демократии и защиты прав человека.
Однако существуют преграды для быстрого развития демократии. Неразвитость экономики страны является главным фактором, тормозящим демократические перемены. Кроме того, с возникновением положительных условий роста демократии в Таджикистане (мы в виду воцарение мира и национального согласия, и возникновение институтов гражданского общества) возникают и отрицательные моменты, ведущие к авторитаризму. К таким явлениям относится следующее;
а) постепенный рост своеобразной бюрократии как отражение тенденции к централизму:
б) нехватка тесных коммуникационных связей между регионами и несовершенство путей сообщения, связи;
в) отсутствие демократических традиций и ценностей как в массовом сознании, так и в сознании отдельных государственных служащих.
Учитывая приведенные факторы, определяющие тенденцию государственного развития Таджикистана, можно утверждать, что специфика формирования в ней гражданского общества выражается возможной устойчивостью и переходным характером этого процесса. Здесь многое зависит от активности таджикской общественности, в первую очередь, передовой интеллигенции.
Главным необходимым условием успешного построения демократичного общества является наличие развитого гражданского общества. А зрелое гражданское общество возможно только в результате развития свободных рыночных отношений. Возникновение гражданского общества, прежде всего, связано с Появлением свободного, активного гражданина, отдельного члена общества, который имеет определенный комплекс прав и свобод, а также несет нравственную ответственность за свои Действия перед обществом. Оно зависит от появления различных объединений людей: политических, религиозных, торговых, Ремесленных, кооперативных, профсоюзных, которые должны организовываться ради защиты личных и групповых интересов, и свобод граждан.
В нашей республике до сегодняшнего дня на пути строительства демократического государства сделано немало. Здесь речь идет о возникновении множества институтов гражданского общества - политических партий и НПО. Для дальнейшего углубления процесса демократизации, на наш взгляд, следует уделять больше внимания социально-экономическому росту страны. Таким образом, сегодня Таджикистан больше нуждается в экономическом росте, чем дальнейшем развитии демократии.
Возвращаясь к проблеме нехватки тесных коммуникационных связей между регионами, хочу отметить, что Правительство Таджикистана с целью строительства и реконструкции автомобильных дорог осуществляет, с привлечением международных финансовых институтов, реализация которых обеспечивает постоянное передвижение граждан различных регионов между собой.
Кроме того, продолжаются проектно-строительные работы пяти мостов через реку Пяндж для выхода через территорию Афганистана на новые рынки и к мировым портам. Успешное строительство и передача вышеперечисленных коммуникационных объектов имеют большое стратегическое значение не только для нашей республики, но и для всех государств нашего региона.
Говоря о становлении гражданского общества в Таджикистане невозможно не затронуть проблемы бедности в стране. Республика Таджикистан одной из первых стран региона официально признала существующую и угрожающую национальной безопасности таджикского государства проблему бедности, и для ее предотвращения предприняла определенные меры, которые дают уже первые результаты. Несмотря на это, следует думать над проблемой создании среднего класса, являющегося опорой демократии и стабильности. Средний класс больше всех других слоев населения занят производством, образованием, культурой и распространением знаний, которые определяют основу прогресса общества. Этот класс имеет относительно высокую квалификацию, профессионализм и творческие навыки и этим способствует научно-техническому, культурному, духовному и экономическому развитию общества. Общество стабильно, когда средний класс по своей численности заметно превышает как бедные, так и богатые слои населения. Только тогда он может активно выступать и сглаживать остроту социального расслоения, смягчать возможные силовые действия как со стороны "верхов", так и со стороны "низов" и, следовательно, служить в качестве подлинного централизма в обществе. Средний класс ориентируется в интересах общества. Этот класс, по причине своей компетентности, заинтересован в функционировании демократической формы власти, развитии гражданских инициатив и защите гражданского общества от произвола государственных чиновников.
Возникновение и развитие демократии в любом государстве зависят и от факторов духовного характера. В Республике Таджикистан конституционно обеспечена мировоззренческая свобода всем гражданам республики, независимо от их национальности, расы, пола, языка, вероисповедания, социального и имущественного положения. Однако воспитание здорового духа нации - дело не только Конституции и руководящих лиц того или иного общества. Оно непосредственно связано с уровнем и содержанием образования и науки, освоением и использованием гражданами как духовной мысли наших предков, так и всех духовных достижений разных эпох всего передового человечества, в особенности эпохи Просвещения, теории общественного договора, традиций римского права, а также многовековой практики совершенствования отношений между государством и гражданским обществом. Относительно этой проблемы Президент Таджикистана Э.Рахмонов отметил следующее: "Культурное наследие наших предков в том числе включает в себя сотни трудов по этике, духовных трактатов и рекомендаций, связанных с государственностью. Эти трактаты, имеющие огромную воспитательную духовную ценность, посвящены правилам ведения беседы, вежливости, приема гостей, обучения и воспитания, правилам изучения науки и выбора соответствующего призвания, Уважения к профессии и работе, почитания отца и матери и во-взрослых, уважения к добросовестному труду и другим аспектам воспитания детей и миссии семьи" (10). именно посредством изучения, осмысления и в расширенном образе использования ценных мыслей предков нам удастся проблемы, существующие во всех сферах жизнедеятельности нашей страны, и правильно строя национальные отношения, занять достойное место на международной арене.
Исторический опыт показывает, что законоспособная жизнедеятельность общества возможна на основе просвещенности народа, развитости общественного и индивидуального сознания. Во всех современных правовых государствах становление гражданского общества происходило на основе системы ценностей, которая вырабатывалась веками. В индивидуальное сознание эти ценности входили благодаря обучению и воспитанию в семье, среде, школе, благодаря определенному образу жизни, правилам общественного поведения, закрепляемым в повседневности. Только образованные люди могут понимать ценности гражданского общества, дорожить ими, стремятся и участвуют в их сохранении.
Бобоев К.Ф., ведущий специалист ЦСИ при Президенте РТ 10.10.2008
|