Washington Times: Президент Ахмадинежад - современный Гитлер 09:18 14.10.2008
Ахмадинежад нацелился на евреев
В четверг евреи праздновали Йом-Киппур. Ключевой элемент этого самого святого из всех дней - тшува, то есть покаяние и возможность перемены. Наши родители учили нас, что избавиться от груза старых ошибок можно, только осознав все свои прегрешения и начав диалог с теми, с кем мы были в ссоре.
Некоторые дипломаты и религиозные лидеры верят, что так - начав переговоры без всяких условий - можно обеспечить и мирные взаимоотношения с Ираном. Вопрос о том, как вести себя с вплотную подошедшим к статусу ядерной державы Тегераном, разграничивает внешнеполитические программы сенатора Джона Маккейна (John McCain) и сенатора Барака Обамы (Barack Obama).
Чтобы провести грань между диалогом и умиротворением, нам придется проанализировать некоторые недавние события и вспомнить о годовщине одного ключевого исторического момента. По любым меркам состоявшийся в прошлом месяце визит иранского президента Махмуда Ахмадинежада (Mahmoud Ahmadinejad) в Нью-Йорк стал триумфом аятоллы Хаменеи (Khamenei) и катастрофой для дела борьбы за права человека в Иране. На трибуне Генеральной ассамблеи ООН председатель Мигель д"Эското Брокман (Miguel d"Escoto Brockmann) публично обнял г-на Ахмадинежада - так обычно приветствуют Нобелевских лауреатов, а не президентов стран, находящихся под тяжелыми санкциями ООН.
Г-н Ахмадинежад мог бы с тем же успехом зачитывать выдержки из чудовищных "Протоколов сионских мудрецов". Это было торжественное выступление антисемита. Иранский президент, уже угрожавший стереть Израиль с карты мира, взошел на новую ступень разжигания ненависти. На международной арене подобная риторика не звучала со времен Гитлера. Используя образы из арсенала Ку-клукс-клана и неонацистов, он обрушился на евреев. На фоне беспрецедентного глобального экономического обвала г-н Ахмадинежад объявил виновными во всех проблемах мира заговорщиков и "материалистов" - "сионистов и их лакеев".
Муллы, должно быть, испытали самодовольное удовлетворение, когда их марионетке эта тирада сошла с рук. Никто не покинул Генеральную ассамблею. Американские журналисты позволяли ему избегать острых вопросов и отступали перед его остроумными ответами, демонстрировавшими теплую, человеческую сторону политика, который выступал за смертную казнь для мусульман, обратившихся в христианство. Уважаемые религиозные лидеры, в том числе представляющие 550 миллионов протестантов, из Всемирного совета церквей пришли к г-ну Ахмадинежаду на торжественный прием. На этом приеме, который организовавшие его менониты и квакеры назвали "обедом диалога", почтенным гостям была предоставлена прекрасная возможность вести диалог с официантами. Несмотря на все обещания, сам г-н Ахмадинежад не стал отвечать на вопросы. Вместо этого он произнес речь, порадовался удачному пропагандистскому ходу и удалился.
В результате вместо диалога получилось умиротворение. Есть некая ирония в том, что визит г-на Ахмадинежада совпал с 70-й годовщиной Мюнхенской конференции, состоявшейся в сентябре 1938 года. Вернувшись со встречи с Гитлером, премьер-министр Невилл Чемберлен (Neville Chamberlain) заявил успокоенным британцам, что он купил "мир нашему времени". Однако уже через два месяца демократическая Чехословакия была проглочена Третьим Рейхом, нацистская Германия объявила войну евреям, начав с ужаса "Хрустальной ночи". Год спустя мир будет втянут в бездну Второй мировой войны.
Накануне Мюнхена уставшие от войны европейцы считали умиротворение достижимой целью, а не трагической ошибкой. Никто тогда не мог представить себе Освенцим или геноцид. На риторику Гитлера можно было просто не обращать внимания. Европе семидесятилетней давности, все еще приходившей в себя после потерь Первой мировой войны, можно простить самообман.
Однако в наш информационный век извинений этому быть не может. Стремление Тегерана оснастить нацеленные на Израиль и Европу (и не только) ракеты ядерными боеголовками - не плод галлюцинаций. Преследуя меньшинства, он угрожает лояльным и мирным христианам и бахаистам. Через два дня после возвращения г-на Ахмадинежада из Нью-Йорка его министр культуры, продолжающий политику государственного разжигания ненависти, помог выпустить очередную книгу, издевающуюся над жертвами Холокоста,
Неужели диалог следует прекратить? Модель Йом-Киппура работает только в том случае, если другая сторона готова слушать и может что-то предложить для приближения к общей цели. Сейчас же попустительство дипломатов и религиозных элит играет на руку фанатическим амбициям мулл, а бесполезные торжественные мероприятия предоставляют злодеям прикрытие для достижения целей.
Моделью для следующего президента должны стать сценарии, разработанные Джорджем Шульцем (George Shultz) (Джордж Шульц - госсекретарь США с 1982 по 1989 год - прим. пер.) во времена "холодной войны". При нем Госдепартамент неуклонно ставил в центр любых сделок с Советами права человека. При всем разнообразии дипломатических контактов и культурного обмена прогресс в двусторонних отношениях всегда увязывался с защитой прав. А как же встречи лидеров на высшем уровне? Они были редкими, немногочисленными и тщательно готовились. Даже когда речь шла о жизненно важных вопросах, связанных с ядерной сферой, Америка всегда требовала улучшить положение диссидентов, боровшихся за то, чтобы изменить Россию или покинуть ее.
Разумеется, мы не можем отдать переговоры с Ираном на откуп знаменитостям, и людям, которые настолько отчаялись увидеть добро, что перестали различать зло. Первоочередной задачей для нашего будущего президента будет дать понять проамерикански настроенной иранской молодежи, что она не забыта, и угнетенным меньшинствам, что они не оставлены на произвол судьбы. Любая встреча со злобными теократами из Тегерана должна быть увязана с заметным изменением иранской внутренней политики. Любой другой подход будет вести Америку все дальше по пути умиротворения - или войны.
Раввин Авраам Купер - заместитель главы Центра Симона Визенталя (Simon Wiesenthal Center). Раввин Ицхок Адлерстейн - руководитель отдела межрелигиозных отношений Центра Симона Визенталя.
Авраам Купер (Abraham Cooper), Ицхок Адлерстейн (Yitzchok Adlerstein), ("The Washington Times", США)
13 октября 2008
|