Е.Авдеева: Осенние синдромы власти, или Почему нет разницы между политическими группировками Кыргызстана 10:17 14.10.2008
ОСЕННИЕ СИНДРОМЫ ВЛАСТИ или Почему нет разницы между политическими группировками Кыргызстана
Значит, осень, да? Политическое обострение? Сам факт не удивителен, однако неожиданны действующие лица. Самые что ни на есть ближайшие соратники президента - лидеры партии "Жаны Кыргызстан" выступили против него на этот раз. Демарш сопроводили громкими обвинениями в авторитаризме, в провальной внешней политике, в попустительстве коррупции. Однако столь неожиданно проснувшаяся принципиальность никого не может обмануть - имеет место типичная борьба за влияние околопрезидентских группировок, отягощенная конкурентным распределением материальных и социальных благ – депутатских мест, должностей, долей в крупном бизнесе.
Когда разразился скандал с Кларой Кабиловой, которая, уходя с должности главы Центризбиркома, не менее громко заявила, что ее оскорбил отпрыск президента, а заодно подвел и глава администрации президента, многие недоумевали: какая муха укусила даму? Вчера она благодарно выполняла все административные схемы, придуманные к выборам, и с руководящей верхушкой, кажется, прекрасно ладила. И никакое "давление" ее не смущало. Но вдруг оскорбило. С чего бы? Названные ею, имена главных "героев", как главных врагов демократии, правда, наводили на мысль: что-то не поделили! Потому как Клару эту, если верить компетентным источникам, вытащил в "Белый дом" из посольского захолустья и продвинул по карьерной лестнице советник президента (не государственный, как написал один из доморощенных "политологов", а личный!) Усен Сыдыков. Как раз идейный вдохновитель названной выше партии.
Очевидно, пока Кабилова занимала должности пресс-секретаря президента, а затем главы Центризбиркома, да и прочие верные люди советника сидели на хороших местах, кадровая политика президента партию не беспокоила. Даже, судя по всему, очень устраивала. Когда перестала? В тот момент, когда министр обороны Исмаил Исаков лишился своего поста – без всяких объяснений? Или несколько позже, когда в отставку последовал министр юстиции Марат Кайыпов? Конкретный временной момент, судя по всему, не важен. Важна тенденция. А она все отчетливей складывалась так, что чрезвычайно влиятельные прежде персоны своего былого влияния на президента почему-то лишились.
Те же наши так называемые "эксперты" принялись умничать: президент, мол, разогнал всех своих соратников по революции. Всех, кто, по сути, помог ему занять его трон. Теперь-де он от них избавляется: Отряд "революционеров" только и подсчитывает потери. "Боевой" генерал Исаков, который в дни переворота готов был взять командование армией на себя, задвинут на мало значимый пост председателя главы Совета безопасности (ныне он ушел и с него!). Ишенбай Кадырбеков, который целые сутки в марте был и.о. президента, сел. Адахам Мадумаров, выдвинувший лозунг "Кыргызстан – для кыргызов", несмотря на свою явную неадекватность, осложненную неуемной тягой к алкоголю, перемещался то с вице-премьера в Госсекретари, то дальше – в парламент, в лидеры партии "Ак-Жол", но наконец с треском потерял серьезнейший пост спикера. Его близкий друг с такими же амбициями и такими же пагубными пристрастиями Данияр Усенов также помаялся, побывал дважды вице-премьером, потом мэром столицы, но был тоже убран с глаз долой на какой-то полуподпольный финансовый Фонд. Дальше – больше. Принялись вычищать министров.
Как водится, опальное окружение президента поставило вопрос традиционно: кто виноват и что делать? Ответ на первую его часть оно дало сразу и указало, обличительствуя, на главу администрации главы государства. На него кивал, уходя, Мадумаров: именно этот чиновник не отдал ему ореховый кап на отделку парламентских кабинетов. В него ткнула пальцем отставная Кабилова: именно этот чиновник не дал ей вызволить из тюрьмы соратника Кадырбекова. На него зол Усенов: именно этот чиновник довел до сведения президента, как в его отсутствие по здоровью делили его кресло. Видимо, и прочие также уверены, что именно ему обязаны своими отставками.
Что делать? - партия "Жаны Кыргызстан" тоже решила быстро. И огласила публично: или президент отправит в отставку своего главного "администратора" или… лидеры устроят в стране политические акции. Далее последовали уточнения: акции – это не митинги. Митингов не будет. И вообще с теми, кто практикует митинги, то бишь радикальной оппозицией в лице Текебаева, Сариева и прочих "Ата-мекеновцев", усиленных правозащитницами, эти протестанты не заодно. И Клара Кабилова, делая свое заявление, посылала его "в народ", а вовсе не оппозиции. Исмаил Исаков подчеркнул: "Мы не оппозиция, мы будем добиваться, чтобы правительство страны выполняло свои обязательства перед народом". Усен Сыдыков, обычно, не дающий комментариев, тезис закрепил: "О создании оппозиционного течения речи нет". Уточнения важные. Они показывают, что группировка Сыдыкова, в принципе, не ставит перед собой масштабно-агрессивную задачу кардинально сменить власть в стране - как это делает "Ата-Мекен". Она только хочет… вернуться во власть. Со всей полнотой власти – извините, за каламбур…
Получится ли? – вопрос спорный. Вряд ли. Поезд ушел. Слишком много ошибок было сделано названными выше персонами. И если Усенов и Мадумаров своими вызывающими выходками достали всех, то о провинностях иных можно только догадываться. Исаков, возможно, показал себя колеблющимся кадром в тот момент, когда друзья за спиной президента делили власть. Не зря же его заменил ближайший родственник президента. Здесь явно вопрос доверия. Кайыпов, как видно, допустил промахи в системе исполнения наказаний. Причем, даже не последние бунты заключенных в колониях можно считать таковыми. Скорее всего, тут дело в событиях двухлетней давности, когда в преступном мире сменились авторитеты и организованная группировка Рыспека Акматбаева понесла серьезные потери. А ведь она каким-то образом - до сих пор неведомым непосвященным - являлась активным участником пост-революционного движения. Можно предположить, что с ее ослаблением оказались без прежней поддержки те чиновники, которые на нее опирались.
(О сращивании с преступными группировками многих депутатов, чиновников, важных силовиков давно говорят почти открыто. Общие интересы обозначены: торговля наркотиками и оружием. Теперь уже ходят слухи о возможном сотрудничестве, - точнее, соучастии - в этих направлениях наших "баронов" и американских военных, обосновавшихся под "крышей" авиабазы. Найденный недавно склад боеприпасов в доме, арендованном гражданином США, и обнаруженные там же американские инструкторы-нелегалы тому доказательство…)
Прочие "революционеры", очевидно, сильно споткнулись в сферах собственности. Кадырбеков какое-то время, как говорили, едва ли не монополизировал городские пассажирские перевозки, затем перебрался в строительный бизнес. Сыдыков… Последняя новость - показательна. Депутаты (то есть лидеры партии "Ак-Жол") рекомендовали Генеральной прокуратуре возбудить дело по факту продажи иностранной компании части акций одного из коммерческих подразделений международного аэропорта "Манас". Возглавляет бизнес-структуру "Манаса" Бакыт Сыдыков. .. Еще вопросы есть?
Если честно, вопросы есть у нас. В клановых разборках не представители титульной нации основательно запутались. С семейными проще было. Есть дядя и есть племянник. У каждого своя команда и сферы влияния. А что теперь? Кажется, силовые ведомства, включая Генпрокуратуру, курирует более старший член семьи? А он, говорили, всегда выступал заодно с советником? Почему же тогда прокуратура занялась "манасовским" делом сына советника? Кто с кем и кто против кого на данный момент разобраться сложно. Впрочем, прокуратура и совершенно виртуозно сыграла свою роль в кабиловском скандале. Сначала возбудила уголовное дело по заявлению экс-главы Центризбиркома и тем самым лишила ее аргументов против властей, а затем установила непричастность к давлению и угрозам двух названных Калибовой врагов. .. Может, перед лицом, так сказать, общей опасности семья сплотилась, позабыв о разногласиях?
Если так - худо дело оппозиционеров и просто оппонентов. Нынче вся пресса цитирует слова Курманбека Бакиева, сказанные им по поводу демарша усеновцем и из условий. "На меня влиять очень сложно, должен сказать, потому что если глава государства поддается влиянию каких-то лиц, каких-то группировок, то это очень тяжело… Могу, например, послушать, что говорят мои подчиненные, я обязан их выслушать, но решение принимаю сам, как глава государства… Могу назвать основную черту моего характера: если я чувствую с какой-то стороны особое давление, попытку применить все возможные методы, это не приносит успеха тому, кто пытается это сделать. Я как раз делаю наоборот… Люди или группировки, которые пытаются давить на президента, сами оказываются в нехорошей ситуации."
Ситуация для оппонентов куда как нехорошая. Еще немного – и она потребует от всех антивластных группировок немедленного объединения. А им объединиться вряд ли удастся. "Ата-Мекен" или точнее - движение "За справедливость", как уже говорилось, жаждет отстранить от власти действующего президента и само претендует на ключевые посты в стране. Об этом говорится на каждом заседании его Общественного парламента и на каждом созванном курултае. Основным методом борьбы эта оппозиционна группа избрала митинги - в расчете на то, что однажды ей повезет и удастся свершить новую революцию. Известно, что примерно то же периодически обещают ярой оппозиции и американские друзья. Профинансировав мартовский переворот, нынче они напоминают главе государства непрозрачно о возможном его повторении, тем самым пытаясь давить на него в о внешней политике Кыргызстана. Однако пока реализовать угрозы деятели из США не спешат, предпочитая только шантаж. А значит, и оппозиция остается пока на скамейке запасных, не имея возможности – прежде всего финансовой - перейти от полуподпольных заседаний к активно-агрессивным действиям.
Еще одна группировка, которая активизировалась нынче - это движение "Единый Кыргызстан". Она скорее всего, делает ставку на ностальгию по временам Акаева. Потому как лейтмотивом недавнего их "круглого стола" звучали сетования, типа "довели страну, св…чи!" Козырной картой группировка избрала энергетический кризис - знает, на что давить. И все бы ничего, но только лидер движения бывший премьер-министр Амангельди Муралиев тоже изначально допускает тактические ошибки. Во-первых, в движение входят вместе с реально авторитетными персонами, типа Турдакуна Усубалиева и откровенно одиозные фигуры, вызывающие всеобщее отторжение – как например, экс-министр Аскар Айтматов. Во-вторых, Муралиев называет себя главной общественного правительства - еще одно "общественное!", что очень напоминает атамекеновцев - и открыто предлагает отправить нынешний кабинет в отставку, соответственно, дав возможность поправить дела ему. Но коль скоро частная смена правительства давно уже всем надоела, а экономический кризис таков, что справиться с ним не сможет в одиночку самое компетентное правительство, этот шаг не вызывает поддержки и симпатии к движению...
Главное, что хочется сказать, описывая весь этот политический расклад, - "хрен редьки не слаще". Или если хотите – "нет пророка в своем отечестве". А то и вовсе - "все казлы!", если кому-то так больше нравится. Смысл от стилистики формулировки не меняется. Обитатели "Белого дома" достали. Своими интригами и жадностью до личных благ – в ущерб интересам страны. В кабинете министров нет ни одного компетентного специалиста и принципиального политика. В составе Жорогку Кенеше нет ни одного человека, который бы вызывал доверие. Это так и это прискорбно. Но еще прискорбней, что ни одна из описанных анти-властных группировок тоже не содержит персон, принципиальных отличных от ныне властвующих. Не интересы страны, а жажда власти, той власти, которая будет служить из личной выгоде – вот что движет ими в стремлении перевернуть нынешний порядок вещей.
Итак, осень. Обострение. "Ата-Мекен" обещает новые митинги и курултаи. "Жаны Кыргызстан" обещает некую серьезную политическую акцию по всей стране – но не митинги. "Единый Кыргызстан" обещает ренессанс экономики…. Сроки известны только одни: акция усеновцев состоится в конце ноября. Если президент, конечно, не одумается и не вернет их на свои места… Но кто бы где из них ни сидел, простым кыргызстанцам легче не станет. Свет в домах сам собой, от кадровых перестановок в "Белом доме" не появится. Продукты не подешевеют. Пенсии не возрастут… Все казлы – провалилсь бы они все, вместе взятые! – вот основной тезис основной людской массы. Причем, не какой-то люмпеновской, - законопослушной обывательской… Достали. Все достали! Одни и те же - эти все. И ничем друг от друга не отличаются. Когда они уже нагруппируются, наруководятся, наворуются, наинтригуются, Господи! - вот что люд простой думает… Не мешало бы всем группировкам об этом задуматься.
Елена АВДЕЕВА
13-10-2008
|