"Росбалт": Кадры для СНГ обновят. Поллыеву прокатили мимо кресла главы Росагентства по СНГ 10:20 21.10.2008
Кадры для СНГ обновят
Руководителем Россодружества назначен Фарит Мухаметшин
О назначении Фарита Мухаметшина руководителем "зависшего" после весенней реорганизации правительства Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству пресс-служба Кремля сообщила в пятницу вечером. На эту должность Мухаметшин переедет из Ташкента, где он с 2003 г. руководил российским диппредставительством.
Интересно, что за то время, пока должность руководителя агентства по СНГ оставалась вакантной, слухмейкеры сообщали о "назначении" на нее целого ряда фигур более известных, чем посол в Узбекистане. Сначала ходили упорные слухи о переходе в агентство помощника президента России Джахан Поллыевой. Позднее появилась неофициальная информация о том, что "главным по СНГ" намерены назначить московского градоначальника Юрия Лужкова, который якобы был в 2007 году переутвержден президентом на посту мэра с условием уволиться осенью 2008 года. Правда, и те, и другие слухи в Кремле достаточно твердо опровергали. Зато в структурах, которые должны были стать кадровой основной для создания нового агентства, уже летом говорили о том, что кресло руководителя займет "бывший посол". При этом источники, близкие к исполнительным структурам СНГ, утверждали, что это будет "экономический" чиновник. И то, и другое вполне подходит для описания Фарита Мухаметшина.
Руководитель нового российского агентства по СНГ на дипломатической работе с 1990 г., а до этого трудился в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского и Комитете молодежных организаций СССР. Он владеет английским, персидским и турецким языками (что позволяет достаточно свободно объясняться практически с любым носителем языка тюркской группы, к которой относится и узбекский). В МИД России Мухаметшин был заместителем директора департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями. С 1995 по 1999 год работал полпредом Татарстана при президенте России и вице-премьером в правительстве этого субъекта РФ. Наконец, в 1999-2003 гг. возглавлял департамент по связям с Федеральным собранием, общественными организациями и религиозными объединениями аппарата правительства России, откуда и вернулся на дипломатическую работу, поехав послом в Ташкент.
За то время, пока Мухаметшин занимал пост посла России в Узбекистане, Москва выстроила с Ташкентом действительно союзнические отношения, хотя начиналось все не столь радужно. К 2003 г. Узбекистан находился на перепутье, выбирая между Россией и США и стремясь играть на их противоречиях. Правда, в 2002 г. узбекский президент Ислам Каримов приостановил членство своей страны в объединении ГУУАМ, созданном при поддержке США как альтернатива Содружеству независимых государств. Однако он не торопился и возвращаться в ориентированную на Россию организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) и, тем более, вступать в экономическое сообщество ЕврАзЭС.
Однако за время работы Мухаметшина ситуация, особенно в области экономики, кардинально изменилась. Российский "Газпром" стал практически монопольным покупателем туркменского газа и его поставщиком в Европу, в том числе на Украину. Россия получила доступ к узбекским урановым месторождениям. В последние годы Узбекистан вступил в ОДКБ, ЕврАзЭС. А перед этим пошел в 2005 г. на заключение "Договора между Узбекистаном и Россией о союзнических отношениях", который фактически гарантирует военную поддержку в случае нападения на одну из стран-участниц.
Правда, такое сближение объясняется, разумеется, не одной только дипломатической деятельностью Мухаметшина. Гораздо большее влияние на отношения двух стран оказали трагические события в узбекском городе Андижан. Произошедшие там волнения, вылившиеся в столкновения то ли жителей (по версии международных структур и правозащитников), то ли террористов (по версии властей страны) с узбекскими военными, привели к многочисленным жертвам. Ислам Каримов тогда фактически обвинил Запад в организации госпереворота, после чего стал ускоренно улучшать отношения с поддержавшей его тогда Россией.
Но укрепление политического сотрудничества необходимо было поддержать более тесным экономическим взаимодействием. И во многом это, судя по всему, удалось благодаря деятельности Мухаметшина, ставшего российским экономическим лоббистом. Его заслуги, очевидно, в Москве оценили. И теперь он получает в свое распоряжение новое агентство по СНГ, чтобы попробовать повторить свои "узбекские" достижения в масштабах всего Содружества.
Правда, для этого ему придется наладить работу нового агентства с нуля, поскольку сегодня оно состоит из нескольких слабо связанных между собой частей. В первую очередь, это Росзарубежцентр, который отвечал в структуре МИДа за культурные связи с соотечественниками и продвижение русского языка за рубежом. По информации "Росбалта", бывшая глава вливаемого в агентство Росзарубежцентра Элеонора Митрофанова может вернуться на работу в ЮНЕСКО. Работу рискует потерять и значительная часть сотрудников Росзарубежцентра, среди которых много людей пенсионного возраста.
Что касается МИДа, то ему удалось отстоять свои департаменты, отвечающие за работу со странами СНГ. Зато агентство должно получить достаточно сильную экономическую составляющую в виде небольшой части бывшего МЭРТа. Скорее всего, эти кадры и станут основой нового агентства, если его деятельность, как изначально и планировалось, будет преимущественно экономической - по образцу американского правительственного агентства USAID. Правда, у нового агентства будет и еще одна проблема, полностью преодолеть которую Фариту Мухаметшину вряд ли удастся: создание его ведомства планировалось весной, когда бюджет России буквально "трещал" по швам от избытка средств, а теперь, в связи с международным финансовым кризисом, он значительно худеет, что непременно отразится и на бюджете нового учреждения.
Иван Преображенский 20.10.2008
|