КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 23.10.2008
19:38  "Перемен, требуют наши сердца...". В Петербурге поставят памятник певцу Виктору Цою
17:53  В Бишкеке вышла книга российского ученого Л.Хоперской "Опыт этнополитического мониторинга ситуации в Киргизстане (2006-2008 годы)"
15:55  Ф.Эргашев: Коварные идеи теоретика исламского фундаментализма и экстремизма Сейид Кутба
15:45  Президент Н.Назарбаев поставил новую задачу - "разработать доктрину национального единства"
14:20  Таджикские археологи нашли в цитадели Санджар-шах древнейшие арабские рукописи ЦентрАзии (фото)
13:48  Спасибо тебе, товарищ Ху. Премию Андрея Сахарова Европарламент дал китайскому диссиденту
13:41  Д.Сарыгулов: "Ни власть, ни богатство не считались до XVII века у казахского народа высшей ценностью. Внутренний мир был насыщен духовностью, нравственностью и свободной"

13:29  ИА "24.kg": В Кыргызстан из Китая завезена мука с меланином? Анализ продукта показал излишек химиката)
13:25  А.Негодин: Тяжелый выбор. Насколько ОПЕК может сократить добычу и какой в этом случае будет цена на нефть?
13:06  "Asia Times": Выбор нового президента Ирана зависит от победы или поражения Обамы
13:04  Тендер на реконструкцию аэропорта "Иссык-Куль" признан несостоявшимся. Нет покупателей
13:01  М.Богданова: Хорошая цифра. В главном финансовом документе Казахстана кризиса не видно
12:53  А.Степанов: В поисках "Снега". В Турции судят офицеров-заговорщиков
12:51  И.Лобанова: Как финансовый кризис ударил по бывшим республикам СССР?
12:48  С.Расов: Водный мир Центральной Азии. Ставить окончательную точку в разрешении водной проблемы, еще рано
12:45  ТуркЛИТО. При туркменском правительстве образована комиссия по оценке литературных произведений
12:32  С.Сайдалиев (судья): "Понятие "гендер" и связанная с ним проблематика в таджикском обществе пока не нашли всестороннего понимания"
11:10  Президент Э.Рахмон помиловал курбаши раштских басмачей Мирзохужду Ахмадова и "его людей"
11:07  Суд над свободой слова: Афганский журналист Камбахш приговорен к 20 годам за "оскорбление ислама"
10:56  Денег совсем кердык. Пакистан обратился за помощью к МВФ
10:54  Э.Омуралиев: Кыргызстан и ВТО - 10 лет спустя. Чего имеем?
10:49  А.Реутов: Афганской армии разбомбили моральный дух. Авиации США мощно ударила по союзникам
10:44  Фильмы Индии и Ирана поделили гран-при фестиваля мусульманского кино "Золотой минбар"
10:37  С.Козлов: Черный ящик. Общественного телевидения Казахстана
10:34  Сапа Мекебаев: Наколотил бабок - иди по девкам! Чему учит судьба акима Лю Чжихуа
10:15  Д.Лиллис: Астана предпринимает решительные шаги для преодоления финансового кризиса
10:14  А.Моджумдар: Задачи, стоящие перед следующей администрацией США в Афганистане
10:05  Зверство. В Астане полностью вырезана семья (жена и трое детей) гендиректора "Астанахимпродукт"
09:59  Д.Сатпаев: Дырявое бюджетное "корыто". Казахстанское правительство само пугает рынок
09:49  ВВС: Конец оттепели? Интеллигенция Туркмении опасается цензуры
09:47  "Къ": Таиланд сделал финт винтом. Купив российские вертолеты вместо американских
09:19  "ВН": Душанбе не выпустил российский самолет. "Красэйр" оказалась должна Таджикистану
07:55  В Японии с утра опять рухнул биржевой индекс Nikkei
00:51  С.Чериков: Каков поп, такой и приход. Феномен религиозного бума в Киргизии
00:48  Е.Авдеева: Агония. Киргизии нечего беспокоиться, потому как больше беспокоиться не о чем!
00:46  В.Панфилова: Подушка безопасности для Туркмении. Бердымухамедов создает стабилизационный фонд
00:44  "НГ": Иран втянул Россию в газовую ОПЕК. Достигнутое в Тегеране соглашение поставило экспертов в тупик
00:21  Eurasianet: Американские эксперты ищут пути взаимодействия между Вашингтоном и Ираном
00:18  "McClatchy Newspapers": Американские мусульмане - тоже американцы
00:06  А.Бердыева: В Ашхабаде десятки людей остались без жилья. Власти продолжают сносить дома вокруг президентского дворца
00:02  Gazeta.kz: Как ЦентрАзии спастись от землетрясений. Искала ответ конференция в Ташкенте
00:01  "Литер": За кризис заплатят. Правительство Казахстана утвердило бюджет спасения
Среда, 22.10.2008
19:24  "Кыргызстан в координатах постсоветской геополитики". Анонс круглого стола в Бишкеке 24/10
11:06  Российским институтом "Союзгидроспецстрой" завершена актуализация проекта Камбаратинской ГЭС-2 в Киргизии
11:03  В Кыргызстане создается неправительственный "Центр по привлечению инвестиций"
10:55  Guardian: Россия, Иран и Катар создают картель, который будет контролировать 60% мировых поставок газа
10:53  Times: Газовый картель может значительно повлиять на положение в Европе
10:49  "За безупречную службу перед Отечеством". Для туркменских "силовиков" учреждены новые медали
10:43  Boston Globe: Иллюзорность американского могущества. Хватит мечтать об "управлении историей"
10:34  Zpress: С третьей попытки подписано водное соглашение пяти стран ЦАР
10:29  Б.Кагарлицкий: Читайте Маркса, читайте Ленина... Китайский порядок и глобальный экономический кризис
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Ф.Эргашев: Коварные идеи теоретика исламского фундаментализма и экстремизма Сейид Кутба
15:55 23.10.2008

Коварные идеи теоретика экстремизма

Религиозный экстремизм – социальное, историческое явление, имеющее свою теоретическую основу. Его надо как следует изучать и вести соответствующую работу для того, чтобы знать его сущность и содержание, и бороться с ним. Его база основывается на религии, служащей прикрытием истинных, но далеко не благородных, целей.

Крупнейшим теоретиком исламского фундаментализма и экстремизма является Сейид Кутб. Идеи его заметно влияют на деятельность полурелигиозных и полуполитических партий и движений мусульманского мира. В свое время он был одним из лидеров организации "Братья-мусульмане". Кутб родился в 1906 году в деревне близ Асьюта в Верхнем Египте. Получил профессию учителя, но не стал преподавать, а занялся литературной деятельностью. Опубликовал стихотворные сборники ("Забытый берег", "Деревенское откровение"). Общественно-политическую деятельность начал в 30-е годы как модернист и сторонник вестернизации арабского общества. Большое влияние оказали на него идеи египетского писателя и философа Аббаса Махмуда аль-Аккада, создавшего свою мировоззренческую систему связанную с суфизмом и западной идеалистической философией.

Образование в 1948 году государства Израиль, Сейид расценил как предательство интересов арабов со стороны Запада и в его взглядах произошел решительный поворот в сторону ислама.

Во время его пребывания в США в I949-I95I годах его разочарование Западом сильно возросло, так как он столкнулся там с антиарабскими настроениями. В результате он отказался от всех своих работ и вступил в организацию "Братья-мусулъмане". Стал вскоре одним из ведущих ее теоретиков и возглавил отдел пропаганды этой организации. Он написал десятки трудов и статей, ставшие впоследствии теоретической базой экстремизма.

Кутб написал около 25 книг и брошюр. Четыре из них – "Социальная справедливость в исламе", "Битва ислама и капитализма", "Под сенью Корана", "Вехи на пути" очень распространены и популярны в мусульманском мире, в среде религиозных экстремистов и террористов. В "Социальной справедливости в исламе" он анализирует и теоретически рассматривает социальные, политические стороны исламской идеологии, а в "Битве ислама и капитализма" подвергает критике капиталистическое общество с исламских позиций. В двух последних – "Под сенью Корана" и "Вехи на пути" (шести томный комментарии к Корану) – содержатся суть и содержание его учения, стратегия и тактика фундаментализма и религиозного экстремизма, практические и методические указания и рекомендации, сформулированы основные положения современных экстремистов.

Все экстремистские, полурелигиозные движения, партии единодушно считают Кутба своим духовным отцом. Следует отметить, что это не оспаривается учеными-исламоведами. Так, например, профессор Каирского университета Али Б.Хилялъ Дессуки считает, что "почти вся экстремистская идеология содержится в его книге "Вехи на пути", Х.Хейкал пишет, что книги С.Кутба стали Библией исламских экстремистов.

Идейные истоки современного экстремизма зародилась в I веке мусульманской эры. Его родоначальниками считаются хариджиты, отделившиеся от четвертого халифа Мухаммада Али, посчитавшего его недостаточно твердым в борьбе за правое дело. Необходимо подчеркнуть, что хариджизм в исламе считается ересью. Официальные круги часто именуют современных экстремистов хариджитами.

Для экстремистов труды Таки ад-Дин Ибн Таймия являются одним из теоретических источников и он сам в мусульманском мире очень популярен. Его труды называют источниками, оказывающими вредное влияние на молодежь и сеющими семена раздора среди мусульман. Идеи Ибн Таймийи использовались различными религиозно-политическими движениями, партиями и группами под флагом ислама. Так, например, ваххабизм взял их за основу своего вероучения.

Идеологи Джамаль ад-Дин аль-Афгани и Рашид Рид, в своих трудах, опирались на наследие Ибн Таймийи. Они рьяно выступали против вестернизации мусульманского общества, призывали вернуться к первоначальному исламу периода пророка Мухаммада и праведных четырех халифов, всячески оправдывали политическое насилие и терроризм ради достижения своих корыстных целей. Как видим, экстремизм имеет свою давнюю историю и солидную теоретическую базу.

Кутб объявляет сегодняшний мир неисламским, неверным миром джахилийи (джахилийя – термин, первоначально означавший "доисламский период жизни народов, главным образом арабов"). Он придерживается мнения о том, что ислам стал сильно извращенным учением и в своих трудах стремится обосновать это свое воззрение таким образом: "Всякое общество, которое в своих верованиях и идеях, в своих молитвах и своих законах непокорно одному только Аллаху, является обществом джахилийи".

Кутб смотрит на современный мир пессимистически: "Человечество сейчас стоит на краю пропасти... Демократия на Западе потеряла свою жизненную силу... Запад утрачивает позиции лидера человечества. Период расцвета науки подошел к концу". Этот упадок считает он естественным, так как у западной цивилизации нет "истинной" веры и "подлинных" ценностей. Запад живет не по шариату, ему суждена гибель, а взлет западной цивилизации в прошлом является исторической случайностью.

Кутб пишет: "Единственная оставшаяся надежда заключается в том, что новое исламское движение сможет вновь вырвать людей из когтей джахилийя и будет содействовать скорому возрождению человечества". По его мнению, этим движением должен руководить авангард – сообщество "истинных мусульман" (т.е. экстремисты. прим. авт.). Оно должно начаться в скором времени в любом регионе арабского мира.

Он подчеркивает, что исламское движение начнется с образования сообщества "истинно" верующих, которое "не может возникнуть просто как вера в сердцах отдельных мусульман, сколь бы много их ни было. Должен появиться активный, гармоничный и слаженный коллектив... и руководство, которое не зависит от джахилийя".

Кутб вполне резонно замечает, что если поставлена цель свержения старого строя и замена его новым, тогда авангард нового строя должен "выйти на поле боя как организованное движение и жизнеспособная группа".

Захват политической власти, по его мнению, не только данное Аллахом право исламского движения, но и его основная религиозная обязанность: "Первейший долг ислама в этом мире – свергнуть джахилийю, правящую людьми, взять власть в свои руки и установить отвечающий догмам ислама образ жизни". Все, что мешает этому –общественные системы, традиции, институты должны быть уничтожены раз и навсегда. Такое указание в руках экстремистов является оправданием своих террористических действий и терактов ради достижения целей. Тут необходимо полное и всестороннее разоблачение сущности религиозного экстремизма и его покровителей с использованием всех путей и средств.

Исламское движение должно изолировать себя от общества и поставить конкретные цели – избежать "загрязнения" веры "истинных" мусульман, ликвидации авангарда в начальный период его существования, создать необходимые условия для возникновения исламского общества. Вот основная цель всех экстремистских и террористических организаций, и движений под прикрытием религии.

По мнению Кутба, разрыв с джахилией должен быть очень быстрым и решительным, всецело охватывать все связи и социальные отношения человека. Он пишет: "У мусульманина нет страны, кроме той части Земли, где установлен шариат... у мусульманина нет национальности, только вера, делающая его членом уммы… У мусульманина нет родственников, помимо тех, которые разделяют с ним веру в Аллаха". Если вникнуть в содержание этих взглядов, то становится очевидным цель требования по отношению к члену экстремистской организации. Одной из основных черт является полное повиновение его членов.

Преданность "истинных мусульман" исламскому движению должна быть безграничной. Он во всем обязан следовать предписаниям шариата, выполнять все приказы руководителей исламского движения. То есть, человек теряет свою личность и достоинство и превращается в робота. "Истинно" верующие мусульмане для создания исламского общества должны объединиться, а потом установить в мире исламский порядок и шариатские принципы и каноны. Необходимо отделиться от существующего общества и быть в полном единении, изоляции от среды, чтобы соблюдать "истинные" исламские законы. Более того, нужно "истинному" верующему мусульманину отбросить чувство патриотизма и национализма, забыть своих родственников, не разделяющих их убеждений. Все это следует изгнать из сердца.

Такие фанатичные группы готовы на все, на самые решительные действия для установления исламского общества с шариатскими канонами. Именно этого хотел идеолог и теоретик религиозного экстремизма Кутб. Знакомство с деятельностью экстремистских организаций убеждает в том, что они строго следуют всем предписаниям и требованиям, идеям, нормам, воплощенным в его трудах.

Фозил Эргашев, кандидат философских наук, доцент Ферганского Государственного Университета
23.10.2008

Источник - press-uz.info
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1224762900


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх