Б.Жумагулов (ректор КазГУ): Огранка алмаза казахстанской толерантности. Есть три пути к достижению этих целей... 14:50 26.10.2008
Огранка алмаза толерантности
Проблема формирования толерантности в современном обществе - краеугольный камень фундамента общественной стабильности. Подавляющее большинство государств мира, будучи полиэтничными странами, поддерживают межнациональное спокойствие, сделав это одним из главных условий устойчивого развития, важнейшей составной частью демократии. Наша страна являет собой пример именно такого порядка, более того, укрепление межэтнического согласия стало приоритетом государственной политики и основополагающей ценностью казахстанского общества. Президент Нурсултан Назарбаев не раз подчеркивал главную роль идеи единства и целостности народа Казахстана в нашей государственности. "Каждый казахстанец, независимо от его национальной принадлежности, должен сознавать, что Казахстан - это плоть от плоти его, родное государство, всегда готовое защитить его права и свободы. Только в этом случае появляется корневая основа для взращивания и воспитания чувства казахстанского патриотизма, только в этом случае сограждане испытают чувство гордости за принадлежность государству, которое весь мир знает теперь как Казахстан". Созданная казахстанцами модель межэтнического согласия - это результат признания принципов, базирующихся на учете и разумном сочетании интересов всех этносов, равноправии граждан. При этом особая миссия возлагается на систему образования.
Причем на каждой образовательной ступени проблемы воспитания в таком ключе решаются специфическими методами, исходя из возрастных особенностей обучающегося. Однако следует подчеркнуть, что на этом пути нет быстрых и легких решений, ведь речь идет о формировании менталитета, а это дело не одного дня. В процессе обучения в вузе мировоззренческие позиции молодых людей обретают четкость, конкретизируются и сохраняются практически на протяжении всей жизни. Вот где происходит огранка алмаза толерантности в сознании граждан - в высшей школе! Задачи системы высшего образования в современных условиях - сформировать у молодежи миропонимание, адекватное общечеловеческим гуманитарным ценностям, научить избегать стереотипов, поощрять знакомство с другими культурами, проявлять непримиримость в отношении ксенофобии и расизма. Есть три пути к достижению этих целей.
Первый путь заключается в том, что в стенах вузов должны формироваться критерии адекватной модели толерантного поведения, которые вырабатываются учеными-гуманитариями, а существование различных дидактических школ и направлений, различных философских, социальных концептов позволяет выработать научно обоснованную модель такого образа действий. И, как показывают последние исследования социальной сферы, такое качество, как терпимость, является следствием завершенной национальной идентификации личности. Перед наукой высшей школы поставлены важные задачи в сфере сохранения межэтнического согласия. Сегодня необходимо проводить научные исследования по мониторингу общественного мнения, межэтнических отношений, деятельности политических, общественных и религиозных организаций с целью выявления возможных кризисных ситуаций и выработки прикладных рекомендаций по их разрешению. Полагаю, что привлечение студентов к научной работе также имеет воспитательное значение, поскольку оно способствует развитию творческой, гармоничной личности, увлеченной получением новых знаний и не склонной к антисоциальным проявлениям.
Второй путь к формированию толерантного мировоззрения связан с преподаванием социогуманитарных дисциплин в условиях полилингвальных и поликонфессиональных обществ. Речь идет о внедрении в программу обучения инновационных курсов по межкультурной коммуникации, по лингвокультурологии, по историческим и культурным основам мировых религий; об экспертизе учебников и учебных пособий по истории на предмет языка изложения учебника: является ли он языком диалога или, наоборот, несет заряд конфронтации, ложных стереотипов. Тут необходимо вовлечь в дискуссию самую широкую аудиторию - представителей министерств, вузов, экспертов, авторов учебников и учебных программ, преподавателей и студентов.
Почему именно на эти образовательные программы делается акцент? Дело в том, что изучение истории, языков, культурологии, культурно-нравственных аспектов религии помогает преодолению стереотипов, формированию иммунитета к ксенофобии.
В то же время государственная система образования должна учитывать религиозные основания личности, этноса, культурного сообщества, и этот фактор тщательным образом должен анализироваться при разработке образовательной политики. Речь идет не о ревизии светского характера образования, а о том, чтобы давать студентам базовые религиоведческие представления, необходимые для бесконфликтного и позитивного общения со своими сверстниками, принадлежащими иной системе мировоззренческих ценностей, а также в целях предотвращения различных сектантских влияний на молодежь.
В современной системе образования должна присутствовать идея глобальности мира, наполненного межэтническим и межконфессиональным диалогом, многоликостью языков, культур разных народов. Следовательно, необходимо пересмотреть содержание социально-гуманитарных дисциплин с целью актуализации в них проблем гражданственности, патриотизма, толерантности.
Третий путь - через воспитательные мероприятия, раскрывающие разнообразные аспекты межэтнического сотрудничества. В этом смысле воспитательная работа призвана прививать терпимость к представителям других национальных групп, конфессий, к своеобразию их самовыражения. Именно эта прерогатива должна стать фундаментом воспитательной политики в вузах.
В Казахском национальном университете имени Аль-Фараби в соответствии с принятой Стратегией развития на 2009-2011 годы в свете поручений Президента Республики Казахстан осуществляется новая концепция воспитательной работы и развития языков - широкомасштабная система мер по формированию патриотизма, межэтнического согласия. Эта работа ориентирована на активное участие вуза в процессе становления личности студента. Мы исходим из понимания того, что воспитание должно стать не отдельным элементом внеучебного педагогического действия, а необходимой органической составляющей, интегрированной в общий процесс обучения и развития молодого человека. Мы понимаем, что формирование будущего нации начинается с создания мировоззренческих позиций молодежи, подразумевающих стремление приносить пользу Родине, гордиться ею вместе со всеми народами, проживающими рядом.
Новый инновационный подход к воспитательной политике основан на создании в университете гуманитарной социокультурной среды, формирующей у студентов социально значимые и профессионально важные качества. Своеобразный университетский дух обеспечивает формирование позитивных ценностных ориентаций, корпоративной культуры, всплеск творческой активности студентов.
Исходя из этих установок, воспитательный процесс в нашем университете органично вплетен в канву учебных курсов по истории, по культурологии и религиоведению. Сопряжение диалогического потенциала этих трех предметных областей, приобретших в современном мире исключительное влияние на состояние как межличностных, так и социальных коммуникаций, будет способствовать привитию навыков бесконфликтного общения с людьми, принадлежащими к иной системе культурно-религиозных, мировоззренческих ценностей.
Гармоничная языковая политика - прочный фундамент межнационального согласия. Концепция языковой подготовки специалистов, призванная расширить и укрепить социально-коммуникативные функции государственного, русского и иностранных языков, в нашем университете лежит в основе воспитательной работы. Поставлена задача приведения качества преподавания языков в соответствие с мировыми стандартами, и главным критерием эффективности языковой подготовки должно выступать прохождение студентами общепризнанных тестов на знание иностранного языка (TOEFL, IELTS и др.).
Все общеуниверситетские массовые мероприятия по традиции ориентированы на развитие межнационального диалога, воспитание патриотизма. А формирование такого отношения к своей стране и ко всем, кто ее населяет, возможно лишь на основе межнационального согласия, глубокого изучения культуры и традиций как своего этноса, так и этнических групп, живущих рядом, бок о бок.
В этом смысле конечная задача образования - привести молодого человека от знания к пониманию, от оценки к отношению, от поступка к деятельности. Отсюда возникает необходимость усиления системы студенческого самоуправления. Комитет молодежных организаций, Студенческий офис, Студенческий Сенат, Сектор карьеры студентов, клубы по интересам и другие - участие в работе таких органов самоуправления позволяет студенту решить множество своих проблем. Но самое важное, у молодого человека складывается понимание ответственности за свою жизнь, за жизнь своей социальной группы и общества в целом, формируется активная гражданская позиция. Реализация всех обозначенных подходов в воспитательной работе позволила нам выйти на траекторию системного повышения общеуниверситетской корпоративной культуры, укрепить позитивный имидж университета.
Проблемных вопросов в сфере воспитания студенчества немало. Ко всему сказанному можно было бы добавить проблемы, связанные с влиянием СМИ на молодежную аудиторию. Деятельность масс-медиа должна быть нацелена на формирование духа единства среди студенчества, воспитание гордости за свой вуз, город, страну. Это важная составляющая патриотизма. Однако в настоящее время в СМИ наблюдается нехватка полезной информации для воспитания молодежи. В связи с этим действующие университетские теле- и радиостудии призваны восполнить образовавшийся вакуум для студенческого сообщества КазНУ. Бесспорно, в масштабах страны укоренение толерантности, межэтнического согласия требует объединения всех ресурсов системы высшего образования, и думаю, наш университет есть и будет в числе лидеров развития этого важнейшего направления в жизни страны.
Бакытжан ЖУМАГУЛОВ, ректор Казахского национального университета имени Аль-Фараби
[25.10.2008]
|