А.Юсупов: Святые места Хорезма и Каракалпакстана 01:04 27.10.2008
Святые места Хорезма и Каракалпакстана
Территория Хорезма и Каракалпакстана испокон веков была богата святыми местами, которым поклонялись верующие. Многие из этих мест, обладающих магической энергетикой, сохранились до сегодняшнего дня, привлекая паломников, желающих причаститься к высокому духу святых или избавиться от различных хворей и болезней.
Есть такие места и в хивинской Ичан-кале ("Внутренний город"). Мавзолей Саид Алауддина - самый древний из памятников Хивы. Он был построен в XIV веке известным мистиком из ордена накшбанди Эмиром Куляллем, учеником и последователем шейха Саида Алауддина. Широкой известностью мавзолей обязан своей святыне-великолепному майоликовому надгробию, созданному по правилам монументального сооружения. Контраст скромного убранства мавзолея и высокого красочного надгробия настолько значителен, что надгробие кажется привезенным сюда из другого места.
Усыпальницы над могилами известных шейхов со временем становились местами поклонения. К ним пристраивались помещения для могил, кельи для паломников, вокруг разрастались кладбища. Так скромный поначалу мавзолей покровителя Хивы Пахлаван Махмуда (XIVв.) разросся впоследствии в большой комплекс, занимающий целый квартал. Этот мавзолей, известный среди местного населения как Палван-бобо или Палван-пир, венчает самый большой в Хиве купол.
Образцом архитектурного зодчества является саркофаг и купол мавзолея шейха Саида Аббаса в старом Кяте (Бируни).
Одним из наиболее почитаемых всегда был мазар Увайса Караний (Султон Ваис-бобо), находящийся у подножия гор Султан-Уиз Даг в Бирунийском районе Каракалпакстана. Султан Ваис-бобо, популярен среди народа как целитель и покровитель поводырей верблюдов.
По данным археологов, вокруг крепости Нарынджан-кала в современном Турткульском районе Каракалпакстана еще в X веке был густонаселенный город. Развалины его остались под барханами, но рядом находится до сих пор посещаемая верующими усыпальница святого Нарынджан-бобо. Согласно сведениям археолога Я. Гулямова, надпись на мавзолее гласит, что здесь покоится Мухаммад ибн Мусса ибн Давуд Абу Абдаллах Нарынджаний, умерший в 1312 году. До сих люди посещают это место как святыню.
В число почитаемых культовых мест входят также усыпальницы святого суфия Мухтара Вали, к югу от райцентра Янгиарык и Усман Саид-бобо в Гурлене. Согласно одной из религиозных легенд еще одна усыпальница, Шах-и-Мардон ("Царь мужчин") в Хиве, является местом остановки - исламского великомученика Хазрата Али, зятя и двоюродного брата Пророка Мухаммада.
Примечательно, что в Хорезме немало также мест и других святилищ, связанных с именами святых женщин. Например, святилище Амбарджон-сахоба ("Подземная богиня"), представляющее собой остатки строения времен античного Хорезма, которое находится около массива Амбар-Манак (Шаватский район).
Но, пожалуй, наибольший интерес представляет культ Гули-биби – "Цветочной госпожи", имевший распространение в Ханкинском районе. От него остался мавзолей над могилой в селе Сарапаян.
С обретением Узбекистаном независимости в местах поклонения верующих были начаты восстановительные и благоустроительные работы. Сейчас все кладбища ограждены, построены подъездные дороги, тротуары, оросительные каналы, и, самое главное, отремонтированы и реконструированы средневековые мавзолеи и купола. В некоторых святилищах построены новые мечети и минареты, подведена водопроводная сеть и электроосвещение.
Почитание святых, у которых просят помощи и заступничества, легенды, связанные с загадочными местами их упокоения - это неотделимая часть традиционной культуры населяющего древний край народа. Это также и нить, соединяющая прошлое и настоящее.
Абдулла Юсупов 25.10.2008
|