КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 28.10.2008
14:42  О.Реут: Центральная Азия - между кризисом и Китаем
13:08  Юг Казахстана. На Амангельдинском газовом месторождении начались геологоразведочные работы на новых скважинах
12:51  "КЗ": Турецкий баланс. Зачем едет в Москву Президент А.Гюль?
12:49  Представитель Далай-ламы опроверг информацию о возможной отставке главы тибетского народа
12:12  На малой родине Э.Рахмона в Дангаре, археологи нашли уникально богатые погребения конца III - начала II тысячелетия до н.э.
12:03  Выпускница Таджикского Госуниверситета Зебо Баратова из Москвы стала "Лучшим учителем России-2008"
11:57  ТИПЧ: Из тюрьмы вышел экс-глава КНБ Туркмении С.Сеидов. Отсидевший 6 лет за покушение на Туркменбаши

11:26  Бывший афганский полицейский-беженец М.Вазир объявил бессрочную голодовку... у здания ПРООН в Душанбе
11:11  Джим Хогланд: Мир, которому нужен новый порядок. Нынешний кризис интернационален по своей природе
10:25  Н.Ханамов: Туркмения - идеология специфического культа, окрашенного идеологической метафорой
10:24  Н.Бухари-заде: Таджикистан присоединился к Киотскому протоколу в расчете на инвестиции в гидроэнергетику
10:21  Т.Ачакосо: Процесс миграции в Кыргызстане остановить невозможно, даже если возвести вокруг государства высокие стены
09:56  А.Остальский: Российско-американские страсти вокруг нефти. Новая большая игра
09:49  ВВС: Курсы акций в Азии продолжают падать. Nikkei "похудел" еще на 2%
09:44  Д.Перцев: Грабли для США. Операция в Афганистане все больше напоминает сражение Дон Кихота с ветряными мельницами. Ч. 1-я
09:24  Л.Хоперская: Религиозная ситуация в Киргизии - угроза "духовной безопасности"
09:17  Азиатский банк развития намерен скоординировать управление водными ресурсами ЦентрАзии
09:16  Что будет с миром, если Америку все-таки похоронит глобальный финансовый кризис? Рецензия на новую книгу А.Турчина
09:04  Правительство Казахстана объявило, что не намерено проводить национализацию банков
08:51  Н.Кузьмин: Казахстанское проще простого. Одна партия, доминирующая на политическом поле страны, дополнилась одним госхолдингом, доминирующем в экономике
08:32  П.Шозимов: Государство в роли гражданского общества. Традиция против модернизации в современном Таджикистане
08:30  С.Епифанцев/А.Лобанов: Потенциал Центральной Азии. С диаспорой необходимо активно сотрудничать
08:25  "НГ": Сирия становится вторым Пакистаном. США наносят военные удары без объяснения причин
08:22  В.Панфилова: Таджикистан выставил России счет. Душанбе и Москва торгуются из-за аэродрома "Айни"
08:15  А.Самохаткин: Далай-лама готов уйти со своего поста. Лидер тибетских буддистов устал от несговорчивости Пекина
08:07  "Э-К": Пора слезть с "Иглы". "Казахфильм" может стать мощной кинодержавой, выпускающей настоящие экшны
08:01  С.Малинин: Заговор против нефти. ОПЕК приняла в пятницу историческое решение...
07:59  "Къ": "Роснефть" и "Транснефть" не упускают свой шанс. Они претендуют на миллиардные кредиты от Китая
07:57  А.Реутов: Сирия попала под горячую точку. Спецназ США провел спецоперацию с территории Ирака
07:47  Е.Сахаров: Российско-туркменский деловой совет открывает новые горизонты двустороннего сотрудничества
07:41  Экспансия закончилась. Китайские автомарки теряют долю в России
07:09  "Литер": Регионы просят ремня. Акимы южных областей Казахстана сорвали президентскую программу, но... сохранили свои кресла
07:01  А.Аминова: Каракалпакстан - праздничные будни корейского культурного центра
06:49  Заговор раскрыт. Два неонациста хотели убить Барака Обаму
00:35  "Wall street journal": Азия - уже на краю резкого экономического спада
00:33  "Asharq Alawsat": Ахмадинежад – первый успешный президент, владеющий подлинной властью в системе Хомейни
00:30  "Украинская правда": Психологический портрет Президента В.Ющенко. Мужчина - параноик... (окончание)
00:29  Financial Times: Контроль над газом. Картель по "голубому топливу" - не более чем голубая мечта
00:18  А.Собянин: Кризис - пилюля для экономики. Россия поможет самым слабым странам Центральной Азии - Киргизии и Таджикистану
00:13  И.Захаров: Иллюзия тепла. Алматинский акимат в роли Деда Мороза
00:12  "МК": Российским студентам дадут шанхайские дипломы. Но сначала заставят выучить таджикский язык
00:10  Gazeta.kz: Меморандум тревожных ожиданий. Правительственная коса на камень "Тенгизшевройла"
00:07  Казахстан и НАТО выходят на новый уровень сотрудничества. Астана обещает "офицеров в штаб" и "врачей в госпиталь" для афганского миротворческого контингента
00:05  Дело против экс-врид президента Киргизии И.Кадырбекова передано в суд
00:00  Г.Бердымухамедов произвел оперную певицу Маю Кулиеву в Герои Туркменистана
Понедельник, 27.10.2008
20:39  Новым премьером Грузии назначен посол в Турции 35-летний Григол Мгалоблишвили
18:35  В Москве прошла 3-я сессия СПЕКА. Вопрос о стране, где разместится штаб-квартира остался открытым
14:41  "Корьера делла Сера": Россия, Сирия, Иран: детали "почти легальной" торговли оружием
13:37  Ф.Прокудин: Космический беспредел? К знакомым всем "удачам" казахстанской космонавтики можно добавить авантюру с МКС
11:35  В.Катков: Отбиться от урожая. Кто дергает ниточки цен на пшеницу и муку в Казахстане
10:53  "Украинская правда": Психологический портрет Президента В.Ющенко. Мужчина - параноик...
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Таджикистан   | 
П.Шозимов: Государство в роли гражданского общества. Традиция против модернизации в современном Таджикистане
08:32 28.10.2008

Рассматривая становление гражданского общества в Таджикистане после обретения независимости, мы можем выделить следующие этапы.

Первый этап – с 1991 по 1997 год. Для него характерны общинные связи, функционирующие в форме примордиальных отношений с ориентацией на локальные или региональные социокультурные корни. Здесь превалируют эмоциональные и бессознательные формы идентификации людей и традиционные нормы поведения. Всеобщее ощущение обретенной национальной независимости на этом этапе не было отрефлексировано и рационализировано. Поэтому социальный проект был переведен в бессознательные и эмоциональные формы протеста. Основные движущие силы – народ и культурные элиты.

Второй этап – с 1997 по 2006 год. Здесь наблюдается переход от общинной формы социальных связей к государственной. 1997 год, когда был подписан мирный договор между правительством РТ и Объединенной таджикской оппозицией, можно считать началом государственного строительства. В этот период начинают формироваться и институционализироваться государственные символы, которые отражают процесс формирования политических элит. Политические элиты начали активный процесс использования различных социальных и политических конструкций и проектов, направленных на мобилизацию населения в решении общенациональных задач; национальная независимость была отрефлексирована именно элитами (которые стали на данном этапе главной движущей силой), а не народом.

На первом этапе гражданское общество существовало в форме общины, на втором – уже как продолжение государственных институтов. Это выразилось в подконтрольности государству многих гражданских и неформальных секторов, таких как махалла (квартал), мечеть и т.д.

На третьем этапе (с 2006 года по настоящее время) доминируют рационализм и инструментализм. На смену культурной и политической элитам приходит технократическая. И именно теперь в Таджикистане может возникнуть устойчивая основа для формирования современного гражданского общества.

Новый плюрализм

Однако гражданский сектор сегодня находится в кризисном состоянии. Национальные проекты отошли на задний план, тогда как на первый план стали выходить проекты религиозные. Еще два-три года назад устойчивой была конструкция национального саманидского проекта, сосуществующего с религиозным, который включал в себя традиционную и политическую форму ислама (Исламская партия возрождения Таджикистана, ИПВТ). После реформы традиций и обрядов стали набирать силу новые тенденции.

Государство решилось на некоторое усечение традиций и обрядов, которые могли стать препятствием для модернизации общества. Этот реформистский государственный проект поддержали как представители ИПВТ, так и салафиты. Однако если первые стремились освободиться лишь от избыточности в обрядовой сфере при сохранении ключевых традиционных ценностей, то вторые ратовали за более жесткие меры по "разоружению" традиций, которые, с их точки зрения, составляют препятствие для понимания "истинного" ислама.

Таджикское общество, еще недавно интегрированное на основе национально-политических принципов, сегодня испытывает если не дезинтеграцию, то некоторый кризис идентичности внутри религиозной исламской системы ценностей. Членами одной семьи могут быть приверженцы традиционного для таджиков мазхаба, салафиты и шииты.

При этом секулярное пространство все более сужается. И защитником этого гражданского секулярного поля выступает государство, а не гражданские ассоциации и граждане, которые фактически вытеснены как из экономического, так и из социокультурного сектора. Многие традиционные институты и религиозные группы функционируют как принадлежащие гражданскому сектору, хотя они в большей мере апеллируют к общине и долгу, чем к индивидуальности и праву.

Когда плюрализм в политической сфере стал ограничиваться, он перешел в сферу религиозную. Основными агентами социального изменения в гражданском секторе стали новые религиозные группы, апеллирующие скорее к индивидуальному долгу, нежели коллективному.

Рациональные инструменты vs. религиозный социум

Разлад, который привносится в устойчивую традиционную систему ценностей (традиционный для большинства таджиков-суннитов ханифитский мазхаб), может быть снят государством в институциональной системе законодательства.

Именно государство способно препятствовать тому, чтобы конфликт между традиционной ориентацией и модернизированными религиозными группами перешел в серьезное противостояние – не посредством репрессий, а посредством диалога через законодательную систему. Но сама эта законодательная система для верующих людей не является легитимной – они рассматривают ее все больше в категориях коррупции. Это то, над чем сегодня стоит работать самим властным структурам, чтобы не потерять серьезный инструмент влияния на общество, тем более религиозное.

С другой стороны – население, степень религиозности которого столь высока, не готово принять рациональные инструментарии и институты как таковые. Они воспринимаются как чуждые. Философов и вообще светскую интеллигенцию обвиняют в том, что они проповедуют иностранные идеологии. Их язык для большинства населения все меньше понятен. Это относится не только к "общей массе", но и к экономическому и даже политическому классу.

В условиях усиливающейся религиозности может наступить момент, когда уже некому будет говорить о светскости государства.

Возможно ли – и в какой форме – сосуществование веры, религиозности, разума и рациональности в современном Таджикистане? Ведь если разум и рациональность отторгаются обществом, то такие категории, как секуляризм, право, современные государственные институты с их разделением властей, секулярное культурное пространство, научные учреждения и т.п. в нем функционировать не могут. И если эти категории не приживаются – гражданское общество сводится к общине или сливается с государством. Без изменения взгляда на природу рациональности не только в метафизической плоскости, но и на религиозном уровне будет невозможно ответить на многие модернизированные вызовы современного мира.

Экономическая и гуманитарная сферы

В этом контексте роль России в развитии гражданского пространства в Таджикистане имеет огромное значение. Важную основу для такого развития может создать сотрудничество между странами в экономической и гуманитарной сферах. Во-первых, речь идет о формировании среднего класса – пока что присутствие России в процессе строительства экономики Таджикистана ограничивается неформальным сектором. Во-вторых – о расширении собственно секулярного пространства, главным образом в сфере культуры и особенно науки: она может поддержать развитие гражданского сектора через укрепление интеллектуального пространства, которое не препятствует существованию религиозного, но ограничивает его абсолютизацию, и наоборот. Именно это взаимоограничение будет способствовать развитию гражданского общества в Таджикистане и создавать не только экономические, культурные, но и интеллектуальные основы для диалога между Россией и Таджикистаном.

Пулат Давронович Шозимов - доктор философских наук, заведующий отделом западной философии Института философии Академии наук Республики Таджикистан, директор Центра социально-политических исследований "Коршинос".

2008-10-28 /

Источник - Независимая газета-Сценарии
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1225171920


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Сенаторами утверждена повестка заседания Палаты
- О "Старом" и "Новом" Казахстане
- Кадровые перестановки
- Единые требования к спортивному инвентарю утверждены в рамках ЕАЭС
- Конфликт Израиля и Ирана: почему никто не выиграет – мнение политолога
- Казатомпром расширяет горизонты: в поисках редких металлов на новом месторождении
- Рабочий график главы государства
- Спикер Сената встретился с Председателем Парламента Грузии
- Мажилис рассмотрит законопроект "О масс-медиа" во II чтении
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх