Л.Хоперская: Религиозная ситуация в Киргизии - угроза "духовной безопасности" 09:24 28.10.2008
Религиозная ситуация: угроза "духовной безопасности"
ИА "24.kg" предлагает вниманию читателей статью доктора политических наук, профессора Ларисы Хоперской, опубликованную в сборнике "Опыт этнополитического мониторинга ситуации в Киргизстане (2006-2008 годы). Как ранее сообщало агентство, издание подготовлено сотрудниками и учеными Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов при Институте этнологии и антропологии Российской академии наук.
Автор – известный исследователь этнополитических процессов на постсоветском пространстве, имеет более 320 публикаций по этой тематике в российских и зарубежных изданиях.
"Религиозная ситуация: угроза "духовной безопасности" - первая из серии статей Ларисы Хоперской, которые будут опубликованы ИА "24.kg".
"В мае-июне 2008 года в Киргизии широко обсуждались два документа - проект закона "О свободе совести и вероисповедания, религиозных организациях и духовной безопасности граждан Киргизской Республики" и указ президента КР "О правах граждан Киргизской Республики на свободу совести и вероисповедания". О необходимости изменения законодательных норм, регулирующих деятельность религиозных организаций, представители власти высказывались еще накануне принятия новой редакции Конституции (принята в октябре 2007 года). Совет безопасности Киргизстана еще в сентябре того года рассмотрел вопрос "О религиозной ситуации в КР", а 13 февраля 2008-го с учетом новой редакции Конституции страны было принято соответствующее постановление кабинета министров. Два предыдущих правовых акта - действующий с 1991 года Закон "О свободе вероисповедания и религиозных организациях" и дополнивший его в 1996 году указ президента Киргизстана "О мерах по реализации прав граждан Кыргызской Республики на свободу совести и вероисповедания" - расцениваются как наиболее демократичный подход в сфере религиозной политики постсоветских государств.
Вместе с тем религиозная правовая свобода открыла путь для стихийного возведения культовых объектов (мечетей, молельных домов), появления нелицензированных религиозных учебных заведений (медресе), распространения деструктивных, экстремистских и оккультных вероучений. Активизировалась пропаганда исламского фанатизма. В настоящее время в Киргизии официально действует (зарегистрировано) 2 тысячи 158 религиозных объединений и организаций, из них 1 тысяча 784 представляют ислам, 359 - христианство. Но при этом действуют неучтенные государством международные религиозные структуры, такие, как Общество сознания Кришны (Вайшнавы), Церковь Объединения Муна, Фалунгунь, Белое братство, культ Махариши, мормоны, сатанисты и др. Запрещенная религиозно-экстремистская партия "Хизб ут-Тахрир", как утверждают эксперты, включает около 20 тысяч членов. Деятельность некоторых из таких религиозных структур запрещена в различных государствах мира, в том числе в странах Шанхайской организации сотрудничества, в которой состоит Киргизия.
В настоящее время годовые бюджеты некоторых религиозных организаций в Киргизии превышают $1 миллион. А пятнадцать лет назад - максимум $100 тысяч. На заседании парламентской комиссии, рассмотревшей религиозную ситуацию в стране, депутаты пришли к выводу о том, что "по-прежнему остро стоит вопрос о законодательном регулировании процессов и тенденций в сфере взаимоотношений государства и религии" и что "огромное количество различных конфессиональных течений, в том числе и экстремистского толка, получивших законное право действовать на территории республики, угрожают не только духовной безопасности, но и общественной". Исходя из такой оценки, упомянутый выше законопроект о духовной безопасности граждан Киргизстана и был принят в первом чтении.
В тексте нового документа регламентация религиозной деятельности впервые увязана с проблемой сохранения территориальной целостности страны и защиты ее конституционного строя. К таким условиям отнесена необходимость "обеспечения основных прав и свобод других лиц, общественной и духовной безопасности, порядка, территориальной целостности и защиты конституционного строя". Киргизстан выступил с инициативой создать межгосударственный совет по делам религий в рамках СНГ либо в рамках ЕврАзЭС. Эта инициатива вызвана желанием сблизить различия подходов в странах Содружества по вопросам свободы религиозной деятельности. Директор Государственного агентства по делам религий при правительстве КР Каныбек Осмоналиев: "В Киргизстане законодательство очень либеральное. К примеру, общества даватистов ("призывающих к исламу") в нашей республике чувствуют себя достаточно комфортно, чего не скажешь об их положении в Узбекистане или Таджикистане. К тому же официальный Ташкент запрещает физическим лицам вести на своей территории миссионерство, а у нас это разрешено после простой учетной регистрации. В общем, следует гармонизировать законодательство на постсоветском пространстве".
В Российской Федерации по закону число учредителей религиозных организаций должно составлять не менее 10 человек. При этом если религиозная группа не имеет централизованной организации и не осуществляла свою деятельность на территории России в течение 15 лет, она не может получить статус юридического лица. В Узбекистане религиозная организация создается по инициативе не менее 100 человек, а в Туркменистане - не менее 500. В Киргизии, согласно до сих пор действующему закону, религиозные организации учреждаются в количестве не менее 10 человек. По новым же правилам предполагается проводить учетную регистрацию религиозной организации, если таковая объединяет "не менее 200 инициаторов, являющихся гражданами Киргизской Республики и постоянно проживающих в одной области". Среди других планируемых законодательных нововведений следует упомянуть о разделении религиозных вероисповеданий на категории традиционных и нетрадиционных. При этом устанавливается, что "взаимоотношения государства и религиозных организаций, миссий регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций народов, проживающих в Киргизстане". Предусматривается более жесткая регламентация пребывания в республике религиозных миссий и индивидуальных миссионеров с целью "законодательно оградить граждан от так называемого агрессивного прозелитизма (смены вероисповедания), тем более с использованием критики других религий, оказанием материальной помощи, предоставлением бесплатных услуг по обучению".
Законопроект также предусмотрел определение порядка работы религиозных учебных заведений, поскольку в стране до настоящего времени отсутствует нормативная база, регламентирующая создание и лицензирование исламских учебных заведений, аттестацию и выдачу соответствующих документов. Вопросы религиозного образования не затронуты даже в Законе КР "Об образовании". В республике действуют 7 исламских вузов и более 40 медресе. В этих учебных заведениях не существует единых учебных программ и методик преподавания. В большинстве медресе преподается всего несколько предметов - Коран, хадисоведение, арабский язык и акыйнет - вероубеждение. В некоторых заведениях в последнее время введено преподавание английского языка и компьютерной грамотности, но другие общеобразовательные предметы не преподаются. Уровень подготовки специалистов в исламских университетах также не отвечает современным требованиям.
Законопроект предусматривает установление контроля над финансовыми потоками религиозных организаций, особенно тех, которые получают помощь из-за рубежа или ведут активную хозяйственную деятельность. Предусматривается также, что теперь религиозные организации будут согласовывать с Государственным агентством по делам религий планируемые публичные мероприятия, включая богослужения и собрания верующих. Нововведения поддержали сторонники "традиционного ислама", которые считают, что в условиях резкой активизации экстремистских фундаменталистских организаций государство должно со всей определенностью заявить о своей позиции. Сославшись на зарубежные прецеденты господдержки отдельных религий, "традиционалисты" призвали использовать религиозный ресурс в решении духовно-нравственных проблем в обществе, в том числе для профилактики религиозного экстремизма и "идеологической иммунизации населения через привитие правильного понимания ислама".
Независимые эксперты, проанализировавшие законопроект, считают, что данный документ направлен против религиозных групп. Полагают, что он использует юридически неопределенные понятия - такие, как "религиозная секта" и "религиозный экстремизм". Высказывается мнение о том, что новые нормы будут использованы для пресечения деятельности всех религиозных организаций и групп за исключением двух "традиционных" религий - ислама и православия. Противники нового законопроекта, к которым относятся представители "нетрадиционных" конфессий, а также некоторые правозащитные и международные организации (ОБСЕ), выдвинули свои возражения. В частности, заявлено, что преференция со стороны государства по отношению к определенной религии приведет к серии конфликтов в стране. Нововведения направлены на дискриминацию религиозных меньшинств. Правозащитники также указывают на то, что аргументы типа "новый закон позволит более эффективно вести борьбу с религиозным экстремизмом" необоснованны, поскольку борьба с соответствующими преступлениями уже предусматривается уголовным кодексом. Говорят также о том, что требование иметь 200 инициаторов при регистрации может стать непреодолимым препятствием для религиозной организации в сельской местности и вообще нужно отменить институт учетной регистрации религиозных организаций. Самые радикальные противники нового закона аргументируют свою позицию следующим образом: "Киргизстану закон о вероисповедании не нужен. В Основном законе страны - Конституции - гарантирована свобода совести. Зачем еще дополнительные нормативно-правовые акты? Есть практика международного сообщества, где государство и граждане работают без дополнительных положений, указов, законов о свободе вероисповедания, потому что свобода совести гарантирована во Всеобщей декларации прав человека, других международных актах о гражданских правах и свободах". Противникам новый закон видится как звено в цепи событий, свидетельствующих об отходе от демократии. Как заявила представитель правозащитной организации - Центра "Интербилим" - Елена Воронина, "складывается ощущение, что нынешняя власть начала поэтапно отбирать у граждан Киргизстана права: вначале избирательные, потом права на мирные собрания, сейчас посягает на права на свободу совести и вероисповедания".
27/10-2008
|