М.Гельдыев: Создание Стабилизационного фонда Туркменистана - не более чем PR-ход, 09:41 06.11.2008
"Где деньги, Зин?"
Президент Туркменистана подписал постановление о создании Стабилизационного фонда Туркменистана. Для условий, когда весь мир лихорадит от финансового кризиса решение вполне здравое. Аккумулирование сверхдоходов государства в специальных фондах – практика довольно распространенная. Да и ранее в Туркменистане она была тоже воплощена, но с туркменским своеобразием: большая часть валютных поступлений за продаваемый газ аккумулировалась на личных счетах первого президента Ниязова, а так же оседала в "Фонде имени Сапармурата Ниязова". Понятно, что распоряжался этими всетуркменскими заначками единолично Ниязов. По сему волюнтаризм принимаемых решений был абсолютным. Дворцы, самолеты, абсурдные проекты – им нет числа, своя рука – владыка, тем более, когда свой карман и бюджет государства означают одно и тоже. Хотя нет, как бюджета в общепринятом значении в Туркменистане не существовало. Их было несколько, и тайну об их количестве Ниязов унес с собой в могилу, но распоряжался он всеми ими лихо. Без серьезного экономического анализа и расчетов целесообразности, без учета бюджетного баланса начинались многомиллионные проекты, а на строительство "Озера "золотого века" вообще было отпущено от 6-ти до 8-ми миллиардов долларов. Откуда взялись деньги на эти проекты, и насколько велика была потребность в этих тратах, до сих пор непонятно.
После смерти Ниязова наша новая власть прибрала к рукам все финансовые потоки теневых схем. Но экономика от этого не стала намного прозрачнее. Это и у новой власти породило те же соблазны и столь же абсурдные, как и у Ниязова, циклопические проекты. И то понятно, отсутствие реального разделения властей в стране просто гарантирует появление разного года чудачеств первого лица в виде фешенебельных курортов, самого высокого флагштока в мире и новых городов в пустыне.
По идее, заложенной в этом Стабилизационном фонде, туда будет уходить весь профицит бюджета, вернее, как говорится в информации о создании фонда, "туда будут уходить остатки профицитных средств Государственного бюджета". Вот тут и начинается самое интересное. Мало того, что бюджет у нас это такая непонятная вещь в себе, о наполняемости которого никто из простых смертных ничего не знает. Никто из этих же простых смертных не знает, сколько государство зарабатывает, продавая свой газ. Из приведенной информации стало известно, что в доходах государства появился "профицит". То есть те деньги, которые государство получает сверх запланированных трат (расходной части бюджета) на содержание всего государственного аппарата и социальной инфраструктуры. Каков был профицит в прошлые годы, и куда направлялись эти деньги, власти народу никогда не объясняли. И на его, профицита трату, разрешения ни у кого не спрашивали. Ладно, прошлые грехи и огрехи власти можно списать на характер Ниязова. Но сейчас, когда Туркменистан перешел на вполне прозрачные (как заверяют те же власти) схемы продажи газа, известны предполагаемые объемы продаж, уже определены цены, по которым будет продаваться газ в Россию, Китай и Иран, можно было бы обозначить и опубликовать хотя бы ожидаемую, как говорят экономисты, прогнозируемую сумму поступлений? При заявленном не так давно государственном бюджете, можно спокойно определить и сумму того самого прогнозируемого профицита. Но власти этот самый профицит скрывают. По той же самой причине у Туркменистана так и не появились заслуживающего доверия показатели ВВП. Президент называет только относительные цифры, в процентах, но назвать хотя бы примерную цифру ожидаемых поступлений так и не хочет. С чего бы это?
Но вернемся к идее Стабилизационного фонда. Странные люди писали концепцию этого фонда. В противном случае, как понимать президента Бердымухамедова, который, рассказывая о создаваемом Стабфонде, сказал фразу: "…Основой фонда станут остатки профицитных средств Государственного бюджета, и в дальнейшем в нем будут аккумулироваться финансовые активы государства". Постойте, господин Президент! Давайте начистоту. Если в Стабфонд будут направляться "остатки" профицита, то куда будут направляться то, после чего эти остатки останутся? И, если, если траты профицита бюджета предполагаются, то кто будет определять на что пойдут эти деньги. Существует ли закон или любая иная нормативная база, которая четко регламентирует расходование денег профицита? Или как Аллах на душу положит? В конце концов, где те критерии, по которым будет производиться отсечение "остатков профицита" в Стабфонд? И не много ли надежд на него возлагается? Ведь планируется черпать из него: "…на социально-экономическое развитие Туркменистана, … на реализацию всевозможных бюджетных программ, внедрение современных технологий и новейшего оборудования…". Тут еще вопрос. Если планируется выделять средства из Стабфонда на финансирование "всевозможных бюджетных программ…" то почему эти расходы возлагаются на Стабфонд, а не планируется финансироваться напрямую из бюджета, как явствует из названия этих программ? Более того: "…часть активов Стабилизационного фонда, а именно – так называемые "средства будущих поколений", с минимальными рисками будут размещены в высокодоходные, долгосрочные финансовые акции, предприятия. Это и будет страховой фонд государства, предназначенный для наших детей". Интересно, останется ли что-то нашим детям из "остатков профицита" после финансирования этих "бюджетных программ"? И когда начнут наши дети получать хоть что-то из этих благих намерений? И почему этот фонд рассчитан только на "будущее поколение"? Почему не соотнести этот фонд с Пенсионным фондом и гарантировать, увеличить, а самое главное, вовремя индексировать пенсии, сделав их достойными? Ведь именно нынешние пенсионеры во многом и создали тот запас прочности экономики страны, который не дал завалиться всей экономике в переходный период и что ныне используется всем народом. Но это при условии, если пенсионеры входят в то количество народа, что подразумевают власти под этим словом.
С другой стороны, дети – существа малые и неразумные и ничего не смыслят в обещаниях, а вот перед ныне взрослыми поколениями придется "отвечать за базар", чего наши власти совсем не хотят. Хотя почти во всех странах, где существуют подобные фонды, все ныне живущие поколения, в том или ином виде получают преференции. В виде выплат, бонусов, безвозвратных кредитов на образование, строительство жилья, гарантированных и высоких пенсий и прочих "социальных пакетов". Относительно недавно эта идея еще носилась в воздухе. Еще на заре независимости, Ниязов обещал каждой семье машину с теленком, а всему народу - жизнь, "как в Эмиратах". Но потом решил передумать. Его наследники решили не рисковать и начали пудрить мозги гражданам страны еще на стадии рождения затеи. Буквально: есть такое слово "профицит". С него снимем стружку, потом еще, потом еще и еще… То, что останется, положим в банк под проценты. Для наших детей. Кстати, господин Президент, Вы так и сказали "нашим детям". Интересно, чьих конкретно детей Вы имел в виду?
Нет, все это от лукавого. Люди, которые задумывали создание Стабилизационного фонда, просто не отдавали себе отчет в том, какие сопутствующие механизмы, институты и инструменты необходимо создать, чтобы этот фонд: а) был организован, б) начал работать, в) работал эффективно, г) работал на благо всего народа. Причем часть из этих механизмов, инструментов и институтов должны опираться на общество и, самое главное, быть максимально прозрачными! Без этого всего этого Стабилизационный фонд снова превратиться в личную кубышку президента для удовлетворения его прихотей.
Ну, а сейчас создание фонда выглядит не более чем PR-ход. И на истребителе президент полетал, и из автомата пострелял и на танке поездил. Даже маленькую войну с наркоманами-террористами наш президент выиграл! И Стабфонд создал! А вот Путин, между прочим, еще и на подводной лодке плавал. Жаль, что у нас в Туркменистане нет подводной лодки. А то бы аналогии были бы полнее.
А всему остальному народу Туркменистана, глядя на своего президента, его безумные траты и чудачества, пока остается только спрашивать: "Где деньги?! Деньги где?!"
05.11.2008 Мурад Гельдыев
|