Султан Раев (минкультуры КР): Духовность – древо жизни народа Кыргызстана 13:09 06.11.2008
Султан Раев: Духовность – древо жизни народа Кыргызстана
О проблемах и перспективах культурного и информационного развития в Кыргызстане корреспондент ИА "24.kg" беседует с министром культуры и информации КР Султаном Раевым.
- Султан Акимович, насколько важна для государства деятельность возглавляемого вами ведомства?
- Как самостоятельный государственный орган министерство работает третий год. Прежде культурно-информационное поле деятельности находилось во власти Министерства образования и культуры. И мы все тогда многого лишились. Помните слова Шарля де Голля: "Если у меня плохой министр обороны, то я проиграю одну битву. Если у меня плохой министр сельского хозяйства, я потеряю урожай одного года. Если у меня плохой министр культуры, я потеряю 50 лет". Такое значение придавал культуре де Голль, кстати, избранный президентом Франции сразу же после Второй мировой войны. Действительно, мы потеряли золотое время, и накопилось много проблем.
- Увеличился ли бюджетный карман министерства?
- Для сравнения скажу, в 2004 году сумма бюджетных средств, выделяемых на культуру, составляла 48 миллионов сомов. На 2008 год сумма ассигнований достигла 586 миллионов сомов.
- Что вы определили для себя в качестве приоритетов?
- Сейчас для нас самое главное - создать устойчивую систему развития культуры. Это делается по принципу "шаг за шагом". Приоритетные направления нашей работы отразились в структуре министерства. Юристы трудятся в управлении организационно-правовой работы, созданы управления по развитию искусства в целом и в регионах, а также управление по информационной политике. Можно сказать, что ключевым направлением для нашей дальнейшей успешной работы является сильная законодательная база. Это во-первых. Кроме того, мы готовим новую редакцию закона о культуре. Напомню, что предыдущий закон принят в 1992 году. С тех пор многое в обществе изменилось, основополагающий документ нашей деятельности нуждается в адаптации к сегодняшним реалиям. Мы разработали новый законопроект, вынесли его на обсуждение, и в настоящее время он изучается администрацией президента КР. Надеемся, что в конце ноября будет принят новый базовый закон о культуре.
- Чем еще озабочено министерство, обеспечивающее культурный и информационный рост страны?
- Развитием национальной культуры. Без нее нет государства, духовность была и будет опорой, древом жизни народа. Поэтому вторым приоритетом для нас является сельская культура – основа основ национальной культуры. Именно она дала нам классиков литературы, и к ней следует относиться как к источнику духовности. В Советском Союзе была мощная инфраструктура учреждений сельской культуры. Мониторинг, который провело управление по развитию искусства в регионах, и анализ состояния учреждений сельской культуры показали, что примерно 65 процентов из них оказались в аварийном состоянии или не действуют. Неудивительно, ведь на эти очаги культуры многие годы не выделялось ни тыйына. За последнее время произошли перемены. В 2007 году на капитальный ремонт выделено 30 миллионов сомов, в 2008-м – уже 60 миллионов. Постепенно идет возрождение сельской культурной сети, и ей будет уделяться главное внимание.
- Как учтены интересы работников культуры вне глубинки?
- Третье направление наших усилий – профессиональное искусство. Без него невозможна полноценная жизнь общества. Сейчас ремонтируем театры. Однако необходима не только починка зданий, но и духовное обновление. Мы разрабатываем закон о театрах. Современные условия, основанные на рыночной экономике, требуют от театральных деятелей нового подхода. Пора расстаться с потребительским отношением – рудиментом прошлого. Нельзя бесконечно ждать подачек от государства. Практика показала: театры, которые не получают бюджетных дотаций, доказывают свою жизнеспособность. Они ищут возможности, делают очень интересные спектакли, получают гран-при международных театральных фестивалей. Мы устраиваем дебаты и дискуссии среди артистов, театральных деятелей и постепенно меняем их сознание. Ежегодно проводим фестиваль республиканских театров, в котором участвуют более двадцати коллективов. И, судя по постановкам, появляются новые подходы, театры подтянулись. Это тоже плоды нашей работы.
- Ваше ведомство курирует или руководит информационным сектором?
- В области информационной политики Министерство культуры и информации, как государственный орган, не желает быть цензором. Наоборот, оно видит свою роль в том, чтобы создавать условия для нормальной работы журналистов. Тем более что я сам стоял у истоков свободной прессы. Вместе с Замирой Сыдыковой мы являлись главными редакторами первой независимой газеты. Считаю своим долгом делать все необходимое для развития свободы слова. Нравится кому-то или нет, но именно этим наша страна отличается от соседних среднеазиатских государств. По статистике в Кыргызстане более 100 зарегистрированных теле- и радиокомпаний. Из них действует около 25, поэтому собираемся провести мониторинг.
- Что делается для совершенствования условий работы, улучшения информационного климата в стране?
- Мы разработали несколько законопроектов, в том числе и в области информационной политики. К сожалению, наш проект закона о телерадиовещании не был принят, а прошел документ, разработанный Жогорку Кенешем. С почтением отношусь к депутатам, но они должны уважать профессионализм. Мы обсуждали предложенный для принятия законопроект не только в стенах министерства, но и с тележурналистами, представителями неправительственных и международных организаций. Они давали ему высокую оценку. Теперь мы пытаемся принять изменения и поправки, чтобы учесть интересы всех компетентных экспертов.
- Сталкиваетесь ли с кадровыми проблемами?
- Многие годы из республики уезжали талантливые мастера. Не все - в погоне за длинным рублем, были и те, кто стремился самореализоваться. Они плодотворно работают, однако я надеюсь, что они вернутся на родину, и такие факты уже есть. Человек искусства не может расти в замкнутом пространстве. Например, наш скрипач Артур Чормонов живет в Москве, но на концертах всегда говорит, что родом он из Кыргызстана. Есть артисты, которые по контракту трудятся в Германии. Уверен, что позже и они вернутся на родину.
- Недавно наша известная балерина Рейна Чокоева, которая продолжает преподавать в Бишкекском хореографическом училище, посетовала, что воспитанникам не на что приобретать пуанты - родителям это непосильно дорого, училище не может позволить себе такую роскошь. Но какое будущее у кыргызского балета через десяток лет?
- В театре оперы и балета долгое время не было премьер, но сейчас ставят новые спектакли. К 80-летию Чингиза Айтматова поставили балет-ораторию "Материнское поле", два одноактных балета - "Асель" и "Джамиля". Безусловно, проблемы есть, но мы стараемся создавать условия.
- И все-таки, пуанты покупать будем?
- Да, конечно…
- Остается ли время на свое творчество?
- Сидя в министерском кресле, написал книгу "Плач царицы" на кыргызском языке, пьесу "Долгая дорога в Мекку", которая получила первое место на международном фестивале в Алматы, и историческую пьесу "Барсбек", которую поставили на театральной сцене и возили в Стамбул на II Международный театральный фестиваль. Министерская должность - явление приходящее и уходящее, творчество же неподвластно времени и потому вне конкуренции.
05/11-2008 Ольга КОНДРАШОВА
|