Абдулла Мехди: Опасная игра. Хамида Карзая ожидает незавидная участь 09:01 12.11.2008
Опасная игра
Пошел седьмой год военного присутствия США и их западных союзников в Афганистане. Все эти годы деятельность иностранных военных и гражданских служб сопровождалось последовательной и масштабной поддержкой президента Хамида Карзая и возглавляемого им правительства. После свержения радикального режима "Талибан" в Кабуле, на конференции в Бонне, по настоянию США, Хамид Карзай был назначен главой временного афганского правительства, а затем - на чрезвычайном заседании Лойя Джирги (Всеафганского совета старейшин) - и руководителем переходного правительства Афганистана.
В 2004 году глава переходного правительства Афганистана принял участие в президентских выборах. Необходимо напомнить, что господин Карзай, вопреки Конституции страны, вступил в предвыборную гонку, ни на мгновение не приостановив своих полномочий в качестве главы правительства.
Несмотря на жесткую критику со стороны некоторых институтов гражданского общества, средств массовой информации, а также ряда оппонентов внутри страны и за рубежом, подобное нарушение Конституции председателем временного правительства было проигнорировано западными покровителями господина Карзая. Несмотря на большое количество претезий по поводу многочисленных фальсификаций, допущенных во время выборов в пользу "главного" кандидата, Хамид Карзай был объявлен избранным президентом Афганистана.
Хамид Карзай пользовался настолько беспрецедентной поддержкой со стороны Запада, прежде всего США и Великобритании, что возможно во всей истории существует немного подобных случаев. Для поддержания власти Хамида Карзая вооруженные силы Запада, находящиеся в Афганистане, вступили в прямую и кровавую битву с его военными противниками, и эта битва продолжается до сих пор и с прежней активностью.
Между тем, значительная часть тех сил, которые были связаны с моджахедами и движением Сопротивления в Афганистане, по причине того, что они являлись источниками беспокойства для режима, была названа западными средствами массовой информации и экспертами "поджигателями войны" и "опасностью для демократии", после чего постепенно вытеснена с политической арены.
В это же время большая часть афганской интеллигенции, являющаяся сторонницей западной политики, в отечественных и зарубежных средствах массовой информации давала свое толкование поведению Хамида Карзая и, до некоторой степени, характеризовала достойные критики действия афганского президента как "необходимые для распространения демократии в стране".
С другой стороны, вот уже приблизительно год, как возникла напряженность в отношениях между президентом Афганистана и его западными друзьями и союзниками.
Отказ Хамида Карзая признать Пэдди Эшдауна, английского политика, предложенного в качестве чрезвычайного спецпредставителя Генерального секретаря ООН в Афганистане, его несогласие с высказываниями посла Великобритании в Кабуле, широко распространившаяся позиция английских СМИ, выступивших против политики Карзая и обвинивших его в провале миссии НАТО – все это послужило началом напряженности в отношениях между Карзаем и Великобританией.
После неоднократной критики со стороны Хамида Карзая западных союзников по поводу гибели гражданских лиц в результате воздушных атак американцев, омрачились отношения президента Афганистана с его главным партнером – США, которые до сих пор покровительствовали всем политическим шагам Карзая. Все чаще высказывается мнение о том, что американцы весьма недовольны своим "дорогим другом" Хамидом Карзаем, которому они предоставили неограниченные финансовые и иные возможности.
Отказ американцев от их планов в отношении Ирана, случившийся, на мой взгляд, из-за их неуверенности в позиции Афганистана, - той самой, что была продемонстрирована Хамидом Карзаем во время его визита в Иран – является ярким примером непонимания, возникшего между президентом Афганистана и Соединенными Штатами Америки. Во время визита в Тегеран, вопреки ожиданиям Америки, Хамид Карзай назвал Иран "другом, весьма близким партнером и защитником мира и стабильности в Афганистане". Позже эти же слова президент Афганистана повторил в ходе своего визита в Вашингтон.
Подписанное в середине 2008 года стратегическое соглашение между Афганистаном и США не может иметь большой ценности по причине того, что одна из договаривающихся сторон – Афганистан - не имеет ничего такого, что можно было бы предложить в качестве сделки сверхдержаве, каковой являются Соединенные Штаты Америки. Разве что - дать разрешение США распоряжаться территорией Афганистана по их полному усмотрению. Очевидно, впрочем, что США сегодня и так не нуждаются в получении подобного разрешения от правительства Афганистана.
В последнее время отдельные политики и представители различных политических течений Америки высказывают критику в адрес Хамида Карзая. Велика вероятность того, что новый президент США Барак Обама может поменять нынешнюю точку зрения в отношении "друга и союзника Вашингтона".
И это в то время, как на протяжении последних семи лет все заявления оппозиции и критиков правительства Хамида Карзая расценивались Западом как "злонамеренность и вставление палок в колеса демократии". В течение этих семи лет президент Афганистана неоднократно обвинял Пакистан и другие соседние страны региона в том, что они причастны к дестабилизации обстановки в стране.
По оценкам некоторых экспертов, отношения между западными странами и президентом Афганистана Хамидом Карзаем – союзником Америки и Запада в регионе, постепенно ухудшаются, и очевидно, что сам Карзай не уверен в поддержке своей кандидатуры со стороны Запада на будущих выборах. Возможно, по этой причине президент Афганистана стремится к сближению со странами региона, в особенности, со странами-членами Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Известно, что августовский визит Хамида Карзая в Душанбе, где проходил очередной саммит глав государств ШОС вызвал резкое недовольство в Вашингтоне.
Нашумевший вопрос об "определении статуса иностранного военного присутствия в Афганистане", наконец, после массовой гибели афганского гражданского населения в результате бомбардировок иностранных ВВС, со всей серьезностью встал на повестке дня кабинета Хамида Карзая. Хотя этот вопрос и вопрос сближения со странами региона или так называемая "региональная интеграция" ранее поднимался и другими политическими силами.
Если нынешний президент Афганистана в действительности ставит своей целью сближение и дружеские отношения с соседними странами и государствами региона, это, несомненно, вызовет гнев США и их союзников. Маловероятно, что страны, имеющие вес в регионе, будут доверять режиму, подписавшему когда-то соглашение о "стратегическим партнерстве с США" и окажут ему безусловную поддержку.
В результате, президент Афганистана неизбежно испытает на себе гнев со стороны США и их западных союзников. А, приняв во внимание судьбу афганских лидеров, которые ранее вели такую же игру с крупными державами, можно предположить, что Хамида Карзая ожидает незавидная участь.
Об авторе: Абдулла Мехди – афганский журналист. 11.11.2008
|