С.Турсун: Важнейшее из искусств. К итогам III Международного кинофестиваля "Дидор" в Душанбе 00:20 16.11.2008
Важнейшее из искусств
Недавно в Душанбе прошел III Международный кинофестиваль "Дидор", организованный компанией "Киносервис". Из представленных двух работ таджикских режиссеров, ни одна не была отмечена.
Так же было и на первом, и на втором кинофестивалях. И на этот раз два Гран-при, специальный приз и почетные дипломы "Дидор" достались кинематографистам Азербайджана, Грузии, Ирана, Афганистана, Кыргызстана, Узбекистана, Казахстана... Всем, кроме таджиков. Что же делать - членами жюри были уважаемые люди от искусства. Такие как Филипп Жаладу, который с 1979 года является директором знаменитого Нантского фестиваля Франции. Поблажки тут были неуместны. Итак, почему таджикское кино вот уже третий раз подряд на своем празднике остается без призов? В чем причина?
Явных причин тяжелого состояния нашего кинематографа немало. В годы Советской власти она была настоящей индустрией и финансировалась государством. Каждая киностудия огромной страны, как в центре, так и в республиках, год за годом последовательно получала большой бюджет. И в соответствии с ним работала - выполняла идеологические заказы того же государства. Последнее не только давало ей заказы, но и следило, чтобы они выполнялись на должном уровне. А для этого на киностудиях были созданы все условия, подготовкой кадров - сценаристов, режиссеров, операторов, актеров - тоже постоянно занималось государство.
Любая тоталитарная система, пока она не разваливается, при желании может обеспечить расцвет науки, литературы, искусства. А советский режим был таким, он очень хотел, чтобы его культуру признавали во всем мире. Поэтому в течение почти шестидесяти лет, начиная со дня своего рождения, развивалось и приобретало узнаваемый колорит и таджикское кино, как часть советского искусства вообще.
Однако однажды "серпо-молотовой власти" рабочих и крестьян не стало. И наше кино в ее лице потеряло могущественного патрона - заказчика, который интересовался состоянием кино и поддерживал его.
Без финансов, без поддержки государства, пусть даже символической, как известно, в искусстве делать нечего. Хоть трижды будь ты патриотом. Видимо, наш президент это понимает, что еще в 2001 году на встрече с творческой интеллигенцией говорил: "Таджикское кино в настоящее время переживает тяжелый период. Необходимо, чтобы правительство страны приняло участие в восстановлении столь важной отрасли, охватывающей все грани нашей культуры".
Правда, после этого кое-что делается, но эти меры не отвечают современным требованиям развития национального киноискусства. Прежний механизм разрушен, а нового нет...
Самое главное - мы до сих пор не имеем государственной программы возрождения национального кинематографа. Также отсутствуют и правовое поле ее защиты, и стратегия подготовки кадров, и внутренний кинорынок. Вот уже несколько лет, как студия "Таджикфильм" переживает глубокий кризис, и вряд ли производит полнометражные игровые фильмы на кинопленке. А негосударственные студии держатся в основном на энтузиазме, на имидже своих руководителей. Иногда им дают заказы международные спонсоры, очень редко - государственные структуры. То есть, они существуют благодаря случайным доходам. В республике потерян фундамент, на котором снова смогло бы прорасти таджикское кино.
Кажется, нас вообще не интересует будущее. Мы не думаем, что кинематограф может стать одним из факторов роста национального самосознания, мы забыли о созидательной силе кино. Пока мы не можем конкурировать с другими кинематографистами даже на собственном "Дидоре". Поэтому об успехах на больших международных фестивалях нам пока не стоит и мечтать.
13.11.2008 Саттор ТУРСУН
|