"БП": Душевная боль осталась... Как в Киргизии "защищают" ученые диссертации 11:04 17.11.2008
...НО ДУШЕВНАЯ БОЛЬ ОСТАЛАСЬ (Как в Кыргызстане "защищаются" ученые)
"Уважаемый Курманбек Салиевич! Обращаюсь к Вам, униженная и подавленная несправедливостью, совершенной ко мне как к соискателю и ученому. Обращаюсь потому, что не нашла внимания и доброжелательности у тех, кто по своему государственному долгу должен был беспристрастно и по справедливости разобраться в моем деле и помочь мне …"
– с таких слов начинается письмо главе государства соискательницы ученой степени доктора экономических наук Райхан Джапаровой. С 2004 года, когда КРСУ рекомендовал ее диссертацию к защите, женщина пыталась получить эту самую степень. Однако закончилось все нервным срывом и, как она сама говорит, "запланированным провалом".
Защита ее диссертации – это своеобразное подтверждение изложенных в одной из городских газет скандальных фактов о том, как на самом деле в республике становятся докторами наук. Но об этом позже. Сначала история Райхан Джапаровой.
По ее словам, подготовка докторской диссертации заняла у нее 12 лет. Все это время шел сбор необходимых материалов, документов, проводились опросы, исследования, обобщались полученные результаты. Тема – "Маркетинг услуг профессионального образования (на материалах системы высшего профессионального образования Кыргызской Республики)". Когда диссертация, наконец, была готова (то есть, были получены в 2004 году положительные отзывы двух научных консультантов) Джапарова представила ее в КРСУ, где на тот момент окончила очную докторантуру. Проделанную работу обсудили на кафедре экономической теории и кафедре менеджмента и рекомендовали к защите.
Защищаться непосредственно в Диссертационном совете при Славянском университете Райхан Джапарова не смогла, поскольку содержание диссертации не подходило шифрам специальностей в этом совете. И сначала решила делать это в Академии наук, где ее труд в июне 2005 года опять обсуждался тремя кафедрами БГУЭП (Бишкекский государственный университет экономики и предпринимательства в тот момент являлся соучредителем Диссертационного совета НАН КР), и опять был одобрен. А в марте 2006 года экспертная комиссия Академии наук рекомендовала ее работу к защите. Оставалось только дождаться своей очереди для защиты диссертации.
- И вот тут я допустила ошибку, о чем потом не один раз пожалела", – рассказывает женщина. Дело в том, что она в то время работала деканом в БГУЭП, который потом был преобразован в Кыргызский экономический университет (КЭУ). И в октябре 2006 года, по ее словам, ректор этого вуза Т. Камчыбеков уговорил защищаться не в Академии наук, а в Диссертационном совете при КЭУ. Мол, в Академии наук, все может затянуться. Джапарова поверила Камчыбекову. И, как оказалось, зря.
- Вскоре началась долгая и мучительная "тянучка", которая продолжалась целых 2 года, – рассказывает Райхан Джапарова. - 20 сентября 2007 года Диссертационный совет КЭУ на основании заключения экспертной комиссии КЭУ от 8 июня 2007 года рекомендовал мою диссертацию к защите и дал разрешение на издание автореферата. Однако 9 октября 2007 года председатель совета Камчыбеков потребовал сократить диссертацию с 350 до 250 страниц и сказал, что он откладывает защиту на весну следующего года. Мы поругались и у меня произошел нервный срыв. Потом он еще заявил, что я буду защищаться самой последней, то есть через 2 года. Так и случилось.
Защита диссертации все-таки состоялась в июне 2008 года. На работу Джапаровой положительные отзывы дали: Институт управления и бизнеса Кыргызского национального университета им Ж. Баласагына, три официальных оппонента, являющихся профессорами и докторами наук, включая академика НАН КР Т. Койчуева, два десятка авторитетных ученых из вузов и научных учреждений Москвы, Алматы, Караганды, Бишкека. Подсчет по всем этапам обсуждения и научной экспертизы показал, что диссертацию одобрили 77 научных работников и профильных специалистов, из которых 46 – доктора наук и 13 – кандидаты наук. Несмотря на это, на защите Джапарову "провалили". Интересный факт: среди четырех человек, отрицательно выступивших во время защиты, были те, кто три года назад (в 2005 году) оценивали эту же диссертацию положительно.
Теперь о главном. В письме президенту Джапарова прямо указала, почему была провалена защита ее диссертации. Мы, к сожалению, не имея на руках документальных доказательств, не имеем права воспроизвести ее слова. Зато мы можем привести цитаты из упомянутой в начале этого материала статьи. Опубликована она, напомним, была в одной из городских газет и называлась "Как в Кыргызстане получают ученую степень". Статья тогда вызвала целый шквал как положительных, так и отрицательных откликов в основном со стороны ученых республики. О чем же в ней говорилось? Да о том, что для благополучной защиты диссертации соискатель должен иметь около 2-3 тысяч долларов в кармане на так называемые "непредвиденные расходы".
"Первое – это "прописка", – говорилось, в частности, в публикации. – Не секрет, что во многих советах порядок очередности определяется по сумме уплаченного взноса. Все зависит от аппетитов председателя совета. Взносы платятся в денежной форме, но также в материальной – компьютерами, оргтехникой или офисной мебелью, посудой и т.д. После "входного взноса" следуют выплаты "личные", в которые входят "благодарственные зарплаты" членам экспертной комиссии, чтобы пропустили научное исследование при предзащите… . Однако эти выплаты могут стать необязательными, если соискатель хорошо "подогреет" лично самого председателя совета…
В день защиты, надо сказать, деньги соискателя льются рекой: транспортные расходы и издержки на почетную доставку членов совета на заседание; денежное "благодарение-за-то-что-пришли"; легкий бодрящий фуршет для членов совета и, наконец, обильный банкет в ресторане…. Женщинам цветы и конфеты, мужчинам – бутылочка хорошего дорогого коньяка в подарок….".
Вот такие нелицеприятные дела творятся в ученом мире республики. Естественно, все это тщательно скрывается. Такая информация редко становится известной общественности. Но если это и происходит, то ученые мужи бьют себя кулаками в грудь и винят во всем журналистов, падких до сенсаций…
Финал этой истории, как ни странно, оказался благополучным для Райхан Джапаровой. После этой безобразной защиты она уволилась из Кыргызского экономического университета и подала апелляцию в Национальную аттестационную комиссию (НАК) Кыргызской Республики, а через три месяца, не дождавшись ответа от НАК, обратилась к президенту. Она своего все-таки добилась. В конце октября 2008 года Национальная аттестационная комиссия отменила результаты защиты диссертации. "При рассмотрении материалов Вашего дела, – указано, в частности, в заключение НАК, – был выявлен ряд серьезных нарушений…. Комиссия направила письмо в Диссертационный совет на имя председателя, в котором указала на допущенные им нарушения и отменила результаты защиты диссертации".
И это дает Райхан Джапаровой силы и уверенность в том, что она может снова представить свою диссертацию на рассмотрение и защиту. Женщина надеется, что на этот раз у нее все будет хорошо. Но с горечью говорит: "Да, справедливость восторжествовала, но душевная боль осталась". А сколько было потрачено времени, нервов и сил! И если бы не ее твердая решимость бороться за свои права и за эту самую справедливость, вполне очевидно, ее многолетняя работа так и осталось бы незавершенной и неоцененной по достоинству. И сколько у нас в стране талантливых исследователей, которые, не имея ни сил, ни средств, махнули рукой на беспредел в научном (научном ли?) мире и сдались. Парадокс, возведенный в закономерность: чтобы защититься, молодой ученый должен защищаться от корыстных и завистливых своих лже-наставников. Стоит ли удивляться, что у науки и образования сегодня нет ни качества, ни престижа? Не тем заняты ученые мужи. Они, как не печально поражены той болезнью, от которой нет спасения стране, - коррупцией…
Артем ПЕТРОВ
15-11-2008
|